Преобразования телесности
Основой обсуждения является существующий феномен изменения телесно - двигательных и сопряженных с ними психических и личностных качеств человека, психофизиологического состояния в процессе выполнения двигательных действий (упражнений). Этот феномен является частным случаем адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, в том числе физической нагрузке. Биологический феномен со временем приобретает социальный характер, то есть сознательное преобразование выделенных качеств.
Более детальное рассмотрение данного тезиса позволяет нам выделить системообразующий и системоформирующий факторы физической культуры и рассмотреть их развитие.
Н.В. Беломестнова на примере развития психики выделила ряд фундаментальных категорий, которые являются предметом теории генезиса любой системы - это системообразующий и системоформирующий факторы [1].
• Системообразующий фактор отвечает на вопрос, для чего возникла система или орган (подсистема), по какой причине. Одна из важных проблем в определении системы — выяснение сущности сил, объединяющих множество в одну систему. Действительно, как образуются, существуют, функционируют, развиваются системы? Как они сохраняют свою целостность, структуру, форму, ту особенность, которая позволяет отличить одну систему от другой? Почему неупорядоченность, хаос превращаются в организованное образование? Для объяснения этого применяется специальный термин — «системообразующий фактор».
• Системоформирующий фактор отвечает на вопрос, – из какого объектного свойства возникла изучаемая система (подсистема). Какое объективно существующее свойство позволило это осуществить?
Системообразующим фактором физической культуры можно считать процесс и результат адаптации. Данный феномен можно выделить как системообразующий не только при рассмотрении возникновения психики, а также при анализе физической культуры, но в нашем случае речь идет об адаптации организма к физическим нагрузкам. В организме во время выполнения физических нагрузок происходит множество различных процессов, в разных органах и системах. Все эти процессы играют важную роль в достижении общей цели, развитии адаптации при физических нагрузках.
Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) в общем виде обозначает способность всего живого приспосабливаться к условиям внешней среды. В адаптации выделяются две противоборствующие особенности. С одной стороны, это отчетливые изменения, которые в той или иной мере затрагивают все системы организма, а с другой стороны – это сохранение гомеостаза, перевод организма на новый уровень функционирования при обязательном условии – сохранении динамического равновесия. Принято различать две стадии адаптации:
• функциональная адаптация, характеризующаяся развитием адаптационных реакций в системах организма, когда приспособление идет на функциональном уровне, а морфологические изменения незначительные;
• морфофункциональная адаптация, которая отвечает такому состоянию систем, когда наряду с гиперфункцией имеет место выраженная морфологическая перестройка органов.
Системоформирующим фактором физической культуры является сознательная деятельность людей по изучению и использованию процесса и результата адаптации к физическим и сопряженным с ними психическим нагрузкам в различных видах деятельности людей: образовании, спорте, подготовки к трудовой деятельности, реабилитации и рекреации.
Согласно общему закону развития (всякого развития), сформированному Вл.С.Соловьевым в работе «Философские начала цельного знания», каждое развивающееся образование проходит в своем развитии три обязательных момента:
1) первичная, мало определенная и слитная целостность;
2) дифференциация, расчленение первичной целостности;
3) внутренняя свободная связность (солидарность), органическое свободное единство всех элементов внутри целого [расчленено-интегративной целостности] [13].
Развитие физической культуры общества шло в соответствии с данной закономерностью. Первейший период истории обнаруживает как свою господствующую черту - слитность и необособленность всех сфер и ступеней общественной жизни: не было ясного различения между субъектами государственной власти, религии, философии; в сфере практической деятельности еще не обособились такие ее ступени, как деятельность политическая, экономическая и духовная; в сфере знания – теология, философия и наука, а в сфере творчества – мистика, искусство и техническое творчество [7].
Отмеченные особенности характерны также и для развития выделяемого нами феномена. Двигательные действия [физические упражнения] выступают средством формирования физической нагрузки, которая, в свою очередь, является фактором изменения телесно-двигательных и других качеств. Развитые, в соответствии с требованиями среды обитания, телесно-двигательные качества обеспечивают человеку успешные процессы, как жизнедеятельности, так и трудовой деятельности. Эти качества формируются стихийно (спонтанно) в процессе повседневной жизни, а также и во время целенаправленного процесса подготовки молодого поколения к жизни, то есть происходит их формирование, преобразование.
Древний человек на основе обобщения причинно-следственных связей приходит к пониманию, что выполнение двигательных действий перед непосредственным выполнением деятельности, приводит к успеху. Исходя из этого, постепенно формируется практика подготовки к предстоящей деятельности.
По содержанию подготовка к трудовой и повседневной жизни включала в себя те движения, с помощью которых человек добывал пищу и обеспечивал свою безопасность: бег, прыжки, метания, стрельба из лука и т.д. По мере развития человечества и усложнения его жизни происходит изменение и в содержании подготовки к жизни подрастающего поколения.
Под практикой в философии понимают (от греческого praktikos – деятельный, активный) материальную, целеполагающую деятельность людей. Структура практики включает: потребность, цель, мотивы, целесообразную деятельность, предмет, средства, результат. [8].
По форме подготовка к жизни носила, во-первых, характер ритуалов (ритуальные танцы) и церемонии магического характера, во-вторых, характер инициаций, т.е. процесс подготовки к обряду посвящения и само посвящение во взрослые члены общества.
Создаваемые практики использования движений (упражнений) для подготовки к трудовой и военной деятельности носили синкретический (целостный) и этнокультурный характер, что определялось условиями проживания племен в различных климатических и других природных условиях.
Известный историк физической культуры и спорта Л.Кун отмечает, что движения несут на себе отпечаток различных идеологических течений и одновременно выполняют функции воспитательного, лечебного, военно-прикладного и выразительного характера. В рамках своих связей с магией мотивы движения переплетаются столь тесно, что отделяя, их друг от друга едва ли можно понять что-либо [7]. То есть, можно сказать, что выделяемые современными авторами [4,9] виды физической культуры, которые мы склонны скорее называть направлениями использования социокультурных практик, уже формируются на этапе первоначального возникновения элементов физической культуры (Рис.5).
Заметное расчленение всех сфер и ступеней общественной жизни обнаруживается впервые в Древней Греции и Древнем Риме. Племенные формы несистемного военного обучения были заменены подготовкой, соответствующей специфическим особенностям полисов, их географическому положению, местным видам вооружения и традициям культа. Со временем местные особенности стали играть все меньшую роль, была создана эллинская система физического воспитания, или античная гимнастика, как начальный этап в появлении специализированных форм физической культуры.
Рис.4 Начальные стадии процесса формирования социокультурных практик.
Эта система включала ряд составных элементов: игра, палестра и орхестрика, которые служили средством создания греческого физического идеала (калогатии), заключающегося в каноне красоты человеческого тела. Расцвет системы физического воспитания городов-государств нашел наиболее яркое выражение в Спарте и Афинах.
В тоже время в Древней Греции происходит расцвет агонистики (системы состязаний). Хотя отдельные элементы аналогичного процесса прослеживаются в истории развития и других государств Древнего мира.
Как отмечает Л.Кун: «Сопоставляя сохранившиеся в обрядах олимпийских, истмийских, пифийских, немейских и делосских игр культовые элементы с этнографическими данными, можно констатировать, что наиболее важную роль в становлении греческой агонистики играли испытания, связанные с обрядом посвящения молодежи, магические ритуалы, имевшие целью способствовать плодородию, и ритуальные церемонии, посвященные умершим» [7,c.59].
Рис. 5 Направления использования физических упражнений
Эти испытания, если отбросить их ритуальную оболочку, превратились в эстетическую демонстрацию боевых качеств потомков прежней национальной аристократии, которая была призвана косвенно показать внешнему миру мощь городов-государств, а собственному народу – физическое превосходство представителей аристократии.
Идеал физически и нравственно совершенного героя, система подготовки к состязаниям, правила проведения и определения победителей, особенно в Древней Греции, инвентарь, специальные сооружения формируют культурный компонент этнических социокультурных практик по преобразованию телесно-двигательных качеств человека. Уровень познания людей не позволял им понять механизм адаптации к физической нагрузке и ее влияния на развитие личностных качеств, но люди видели результат многократных и длительных занятий физическими упражнениями.
На протяжении развития человечества было создано достаточно много специализированных социокультурных практик по преобразованию телесно-двигательных качеств человека: афинская и спартанская системы физического воспитания; рыцарская система военно-физической подготовки; немецкая, шведская, сокольская системы гимнастики; йога; ушу; цигун и т.д.
В конце 19 века происходит усиление культурного обмена между странами, взаимопроникновения культур, в том числе, систем физического воспитания, развития психосоциального направления в системах физического воспитания индустриальных государств. Углубление понимания социальных и культурных функций физических упражнений и необходимость описания широкого круга проблем привело к появлению термина, обобщающего социокультурные практики. Таким термином в ряде стран стал термин «физическая культура». Б.В.Евстафьев, Ю.А.Фомин, изучавшие историю возникновения термина «физическая культура» отмечают, что он появляется в конце 19 века в Англии. Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение «физическая культура». В России возникновение термина и становление понятия «физическая культура» имеют свою историю. В 1899 г. английское «Physical culture» переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «KorperKultur»— как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г., появляются работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая культура», понимаемый как процесс занятий «телесными упражнениями» [5, 16].
Анализ литературных источников свидетельствует о многообразии подходов ученых к определению понятия физической культуры. C точки зрения Л.П.Матвеева [9], одной из причин имеющегося расхождения в трактовке физической культуры в немалой степени способствует почти предельная неоднозначность существующих вариантов определения ближайшей более широкой родовой категории – «культуры». В настоящее время в мировой специальной литературе насчитывается более 500 определений культуры.Данная ситуация с пониманием культуры возникла по причине того, что объективно существует феномен, именуемый «культура», и громадное количество специалистов, изучающих его. Исследователи в силу ряда причин не могут охватить этот феномен во всех его проявлениях и определить его сущность, а чаще рассматривают одну или несколько его сторон, так называемые явления.
Нам представляется необходимым взглянуть на данную ситуацию с позиций принципа историзма. Суть данного принципа как одного из методов познания физической культуры состоит в том, что с помощью его становления понятия физическая культура рассматривается во взаимосвязи с этапами формирования общенаучных взглядов на понимание культуры.
М.Степин выделяет три этапа в осмысления понятия культура [6].
На первом этапе под культурой понимали все созданное человеком. С ним была связана формулировка оппозиции: культура – натура. В тоже время на этом этапе характерно видение культуры как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо. Эти взгляды стали со временем определяться как антропологический подход. Антропологический подход к пониманию феномена преобразования телесно-двигательных и сопряженных с ними личностных качеств для выполнения человеком тех или иных целей был характерен для конца 19 век. Проявлением антропологического подхода к пониманию физической культуры можно считать выделение тела и телесности.
Второй этап в понимании сущности культуры в сфере гуманитарных науках В.М.Степин характеризует как постановку проблемы соотношения культуры и деятельности, поскольку созданное человеком есть продукт его деятельности [6]. При этом подходе постепенно возникло рассмотрения культуры как способа регуляции деятельности наряду с наличием взглядов на культуру с позиций различных подходов:аксиологического, социологического, семиотического, человекотворческого (личностного) и др.
Социологический подход. Социологический подход к определению культуры заключается в том, что культура берется в том ее аспекте, который непосредственно связан с регуляцией деятельности, поведения и общения человека, социальных групп, с функционированием общества в целом. Под культурой понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения.
И.М.Быховская дает определение физической культуре с позиции социологического подхода как области культуры, регулирующей деятельность человека (ее направленность, способы, результаты), связанной с формированием, развитием и использованием телесно-двигательных способностей человека в соответствии с принятыми в культуре (субкультуре) нормами, ценностями и образцами [2].
Аксиологический подход. Данный подход предполагает воплощение, реализация должного в сущее, реальное.Культура рассматривается с точки зрения аксиологии – науки о ценностях. Культура представляет собой мир ценностей, то есть организованную систему смыслов и идеалов (нормативно-ценностные системы), разделяемых всеми членами некоторого сообщества. Следовательно, культура воплощает в себе самое ценное, все самое важное с точки зрения сообщества – то, что они хотели бы поддержать и сохранить для будущих поколений.
В учебниках и учебных пособиях для студентов институтов физической культуры [14] и Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" формулируется предметно-ценностный подход к определению категории "физическая культура»
В формулировке Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» 1999 года - «Физическая культура – составная часть культуры, область представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствовании его двигательной активности». В законе 2007года несколько расширено данное понятие - «Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития»[11,12].
Деятельностный подход. В рамках данного подхода культура – это производное человеческой деятельности.Одним из основных в данной концепции является понятие «деятельность», по сути своей характеризующее активное, целеполагающее социальное действие, свойственное только человеку. Проблема культуры как специфического способа человеческой деятельности глубоко разрабатывается в исследованиях Э.С. Маркаряна, В.С. Давидовича, В.С. Семенова и других. При таком походе культура рассматривается как определенная, качественная характеристика деятельности человека и ее результатов. В реализации этого подхода к пониманию культуры наблюдается множество вариантов, различающихся, главным образом, по акцентам на ту или иную сторону деятельности. Это наблюдается в определении понятия «физическая культура» в статьях в журнале «Теория и практика физичHYPERLINK "http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk"еHYPERLINK "http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk"ской культуры» за последние 20 лет.
Анализ литературы свидетельствует о многообразии подходов ученых на данном этапе к оценке физической культуры даже в рамках деятельностного подхода. Он начал создаваться с середины 60-х годов как потребностно - деятельностная концепция физической культуры (Г.А.Решетнева, В.М.Выдрин, Ю.М.Николаев, Н.И.Пономарев, Н.А.Пономарев, А.А.Колесов, В.В.Кузнецов, А.А.Новиков, Л.П. Матвеев и др.).
Ряд противоречий существующих в рамках деятельностного подхода приводит к появлению несколько иных точек зрения. Г.Г.Наталов в это время разрабатывает теорию формирования культуры двигательной деятельности, называя свой подход к физической культуре культурологическим [10].
Человекотворческий (личностный) подход.Культура – это совокупность средств, сил и способностей, которые характеризуют самого социального субъекта. Особенность личностного подхода состоит в том, что ее сторонники (Б.Г. Ананьев, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Л.Н. Коган, В.К. Келле, Л.К. Круглова и др.) подходят к определению культуры с точки зрения человеческой личности. Понимая под культурой ряд свойств и качеств человека, которые характеризуют человека как универсального субъекта общественно-исторического, созидательного процесса.
Проявлением человекотворческого подхода в сфере физической культуры стала разработка концепции физической культуры личности Виленским М.Я. и Соловьевым Г.М. [3], Лубышевой Л.И [8] и другим авторами. Физическая культура личности является персонифицированной формой физической культуры.Она является воплощением в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре.
Третий этапхарактеризуется тем, что уже очерчиваются основные контуры системы современных представлений (общей картины) культуры, которые опираются на результаты, полученные в семиотике, культурной антропологии, истории, лингвистике, искусствознании, теории коммуникации и т.д. Культура определяется как сложноорганизованная система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения людей).Эти программы представлены многообразием знаний, предписаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, верований, целей, ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и исторической динамике они образуют накапливаемый и постоянно развивающийся социальный опыт [6].
Тождественный взгляд на понятие культуры высказывает А.Я.Флиер. Он отмечает, что под культурой современная наука понимает ценностно-смысловое, нормативно-регулятивное и символико-информационное содержание любой сферы общественно значимой деятельности людей. Именно с этой точки зрения обретают смысл понятия «экономическая культура», «политическая культура», «культура труда» и т. п. [15].
Физическая культура на современном этапе рассматривается на разных уровнях социально - гуманитарного и естественно - научного знания как многоаспектный социокультурный феномен:
• на онтологическом (бытийном) уровне - как социокультурный феномен ( культурный и социальный компонент);
• на культурологическом уровне - как область культуры, регулирующая деятельность человека, связанную с формированием, развитием и использованием телесно-двигательных и сопряженных с ними качеств;
• на социологическом уровне - как социальное явление (сфера физической культуры и спорта) и социальный институт;
• на педагогическом уровне - как педагогический процесс формирования телесно - двигательных и сопряженных с ними личностных качеств.
Таблица 1.
Этапы становления понятия физическая культура
Этап | Понятие «культура» | Понятие «физическая культура» |
1 этап | Видение культуры как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо. | Род двигательной активности, процесс занятий «телесными упражнениями» |
2 этап | Культура как способ регуляции деятельности Деятельностный подход Культура есть определенная, качественная характеристика деятельности человека и ее результатов Социологический подход. Культура предлагает человеку образцы, в соответствии, с которыми он должен строить свое поведение, деятельность Аксиологический подход. Культура - это мир ценностей, то есть организованная система смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества. Человекотворческий (личностный) подход. Культура – это совокупность средств, сил и способностей, которые характеризуют самого человека как универсального субъекта созидательного процесса. | Потребностно-деятельност-ная концепция Культура двигательной деятельности Предметно-ценностный подход Физическая культура личности |
3 этап | Культура как сложноорганизованная система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения людей). Эти программы представлены многообразием знаний, предписаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, верований, целей, ценностных ориентаций и т.д. Ценностно-смысловое, нормативно - регулятивное и символико-информационное содержание любой сферы общественно значимой деятельности людей | Многоаспектный социокультурный феномен: на онтологическом уровне (бытийном) - как социокультурный феномен; на культурологическом - как область культуры, регулирующая деятельность человека, связанную с формированием, развитием и использованием телесно-двигательных и сопряженных с ними качеств; на социологическом - как социальное явление (сфера физической культуры и спорта) и социальный институт; на педагогическом - как педагогический процесс формирования телесно - двигательных и сопряженных с ними личностных качеств. |
Литература
1. Беломестнова Н.В. Системообразующий фактор генезиса психики //Материалы Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2008», 21-23 октября 2008г., Санкт-Петербург /Под ред. Л.А.Цветковой, Н.С.Хрусталёвой. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. – стр.174-175
2. Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.1996.№2.С.19-27.
3.Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001, № 3, с. 2 - 7.
4. Выдрин В.М. Физическая культура - вид культуры личности и общества (Опыт историко - методологического анализа проблем): Монография. Омск: Изд - во СибАДИ, 2003.142 с.
5. Евстафьев Б.В. О сущности физической культуры и ее компонентном составе.// Теория и практика физ. культуры. 1980.№ 6.С.45-49
6. Культурология как наука: за и против (материалы обсуждения) // Вопросы философии. 2008.№11.С.3-32.
7. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: «Радуга», 1982. 399с.
8. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации //Теория и практика физ. культуры. 2002. № 3. С.11-14.
9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.,2003.176с.
10. Наталов Г.Г Эволюция научных представлений об объекте и кризисе общей теории физической культуры // Теория практика физ. культуры.1998. № 9. С.40-42.
11. Российская федерация. Законы. О физической культуре и спорте в Российской федерации: федеральный закон //Собрание законодательства Российской Федерации .- 1999.- №18.
12. Российская федерация. Законы. О физической культуре и спорте в Российской федерации: федеральный закон // Российская газета.-2007.- 8 декабря
13. Соловьев Вл.С. Философские начала цельного знания. Идеи человечества у Августа Конта// Соч.: в 2 т. Т.2. М.,1976.
14.Теория и методики физического воспитания: учеб. для студентов фак. физ. культ. пед. ин-тов; под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. 266с
15. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М: Академический Проект, 2002. 496с.
16. Фомин Ю.А. Физическая культура (краткая история термина и современная теоретическая трактовка понятия) // Теория и практика физ. культуры. 1982. № 8. С.45-47