Тема 1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла

Программа курса «Психология и педагогика»

Для студентов специальностей «», «», «», «»

Тема 1. Предмет психологии, ее методология, взаимосвязь с педагогикой и другими науками

Предмет психологии. Область изучаемых явлений. Взаимосвязь с другими науками. Философские основания психологии и педагогики. Психика и организм. Методы психологического исследования. Место психологии в деятельности современного специалиста.

Тема 2. Исторические этапы развития психологической науки

Становление психологии как науки. Исторические этапы развития. Характеристика основных психологических школ: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, когнитивная психология, гуманистическая (экзистенциальная) психология, отечественная психология.

Тема 3.Развитие психики. Поведение и деятельность

Развитие психики в филогенезе. Причины возникновения сознания, его уровни и структура. Развитие психики в онтогенезе: виды развития психики. Теории периодизации психики.

Активность и ее виды. Теория деятельности С.Л.Рубинштейна – А.Н.Леонтьева. Исследования поведения в бихевиоризме

Тема 4. Чувственные и рациональные формы освоения действительности

Чувственные формы освоения действительности. Ощущения. Сущность и основные качества восприятия. Внимание.

Рациональные формы освоения действительности: память, мышление. Виды и процессы памяти. Мышление как психологический феномен. Типы мышления. Эмпирическое и теоретическое мышление. Целостное мышление: качественные характеристики.

Тема 5. Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека

Общая характеристика понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Основные теории личности. Современные подходы к понятию «Я-концепции». Способности: понятие о способностях, их природа и развитие. Понятие и типы темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и личность. Характер: определение характера и его основные типологии. Воля: понятие о воле, основные признаки; волевые качества. Эмоции: определение эмоций, их роль в развитии личности. Способы эмоциональной саморегуляции. Мотивы и мотивация. Мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, локус контроля.

Тема 6. Общие вопросы социальной психологии

Общение и его структура. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная сторона общения. Способы воздействия в общении и условия их эффективности.

Психология группы. Виды групп. Понятие групповой динамики. Влияние руководителя на коллективную психологию.

Тема 7. Педагогика, как наука, ее предмет, основные категории, структура

Предмет педагогики. Функции педагогической науки. Структура педагогического знания. Состав педагогических наук, связь с другими науками. Содержание основных педагогических категорий: образование, воспитание, обучение, развитие, педагогическая система, педагогический процесс. Методы педагогической науки.

Тема 8. Становление и развитие педагогической науки и практики

Образование в древних цивилизациях (государства Двуречья, Египет, Индия, Китай) Педагогические воззрения античных философов. Афинская и спартанская системы образования. Образование и воспитание в Средние века. Педагогические идеи и школа в эпоху Возрождения. Педагогические концепции Просвещения. Традиции отечественного образования. Европейское и Российское образование в 19 веке. Основные тенденции развития образования в ХХ веке.

Тема 9. Цели, содержание, методы и формы воспитания

Цель как компонент педагогической системы. Иерархия целей в педагогике. Цели и ценности образования в основных направлениях философско-педагогической мысли: философия долга, экзистенциализм, религиозная философия. Цели и содержание воспитания в зарубежных и отечественных педагогических системах. Цели воспитания в современной российской школе. Понятие базовой культуры личности. Методы, средства и формы воспитания.

Тема 10. Основы дидактики

Обучение как составная часть педагогического процесса. Теории обучения. Содержание образования как средство обучения и фактор развития. Методы, формы и средства обучения. Учебная мотивация как условие успешного обучения.

Тема 1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла

Многообразие форм человеческого знания. Виды человеческого знания. Развитие познания в истории человеческого общества. Знания как основной элемент содержания общего образования. Рациональное и чувственное познания действительности.
Мировоззренческие картины мира. Составные части мировоззрения и различные формы мировоззрений. Виды и социально-исторические типы мировоззрений. Различные картины мира.

Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности. Разные виды веры. Проблема соотношения веры и знания в различных философских концепциях.

Уровни научного познания объективной и субъективной реальности. Уровни научного знания. Организация эмпирического и теоретического уровня знаний.
Источники гуманитарного знания и способы работы с ним. Особенности гуманитарных наук. Специфика социального познания. Проблемы соотношения гуманитарного и естественнонаучного подходов к изучению человека.
Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста. Изучение психологии и педагогики как фактор развития профессионализма субъекта труда. Акмеологический подход к проблемам профессионального развития человека. Качества субъекта труда как специалиста.

Наши рекомендации