Разработайте модель личности ученика, обладающего достаточным уровнем политических и социальных компетенций
Нравственное воспитание школьников
способствует осмыслению и пониманию ими общечеловеческих ценностей и нравственных норм, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я», развивает рефлексию.
Решаемые задачи:
- формировать у учащихся уважение к общепринятым ценностям, нормам, законам;
- формировать у учащихся правильную нравственную позицию, правовую культуру;
- развивать у них ответственность за свои поступки;
- формировать коммуникативные умения, умения сотрудничать.
Направления воспитательной деятельности:
- формирование и развитие классных, общешкольных традиций;
- организация и проведение тематических бесед, дискуссий, диспутов на нравственные и этические темы;
- посещение концертов, театров, кинотеатров с последующим обсуждением увиденного.
Воспитание семьянина
способствует социализации учащихся, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям.
Решаемые задачи:
- воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно и ответственно относящегося к своим функциям семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций.
Направления воспитательной деятельности:
- совместно с родителями организация и проведение в школе вечеров, праздников, фестивалей, посвященных дню Матери, семьи и др.;
- проведение классных часов в форме диспутов по проблемам семьи, воспитания детей, репродуктивного здоровья;
- просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок, телевизионных передач (ток-шоу) по вопросам супружества, любви, взаимоотношения родителей и детей и др.
Таблица 13
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ | |||||
Время проведения мероприятия | Мероприятия городские, районные, школьные | Участие класса в мероприятиях | Классные мероприятия | Ответственные за проведение | Примечание |
1-я четверть | 1 сентября | Кл. час. «Пушкинский урок» | Кл. рук., творч. группа | ||
Кл. час (орг.) | Кл. рук. | ||||
Классный огонек «Мы долго не виделись» | Кл. рук., род. ком., инициат. гр. | ||||
День города | Прогулка по городу, парад мэра | Кл. рук. | |||
Родительское собраниее | Кл. рук. | ||||
Экскурсия «Пушкин и Москва» | Род. ком. | ||||
День учителя | Участие в концерте, выпуск газеты | Творч. группа, кл. рук. | |||
Трудовой месячник | Уборка территории | Кл. рук., староста, отв. за деж. | |||
Поход в Третьяковскую галерею | Кл. рук., род. ком. | ||||
40-летие школы | Участие в поисковой работе, выпуск газеты, участие в концерте, трудовой десант | Все | |||
Поход в кинотеатр | Кл. рук. | ||||
Кл. час. (итог) | Кл. рук. | ||||
Осенние каникулы | Генеральная уборка | Отв. за деж. | |||
Поход в театр | Кл. рук. | ||||
Работа над классным альбомом | Инициат. группа | ||||
2-я четверть | Кл. час. (орг.) | Кл. рук. | |||
Экскурсия в музей им. А.С. Пушкина | Кл. рук., род. ком. | ||||
Кл. час «Права человека» | Кл. рук., группа подготовки | ||||
Экскурсия в Минералогический музей | Кл. рук., род. ком. | ||||
Неделя театра | Подготовка театрального выступления, выпуск афиши | Все | |||
Поход в театр. Просмотр спект. «Ревизор» | Кл. рук. | ||||
Кл. час (итоговый) | Кл. рук. | ||||
Новый год | Подготовка конкурсов для школьного праздника-бала | Выпуск газеты | Творческая группа | ||
Зимние каникулы | Семейный вечер | Все | |||
Поход в кинотеатр | Кл. рук. | ||||
Спортивные соревнования в СРК «Центр» | Участие в команде болельщиков | Кл. рук. | |||
Работа с классным альбомом | Инициативная группа | ||||
3-я четверть | Кл. огонек «Старый Новый год» | Кл. рук., род. ком., инициат. группа | |||
Род. собрание по итогам четверти | Кл. рук. | ||||
Выпуск приложения к альманаху | Кл. рук., род. ком. | ||||
Кл. час (орг.) | Кл. рук. | ||||
Татьянин день | Кл. час «История праздника. Студенческое братство, что это?» | Кл. рук., группа подготовки | |||
Вечер романса | Подготовка музыкального номера | М. Ключников, В. Читлова | |||
Спартакиада школы | Участие команды класса в соревнованиях | Кл. час «Спорт и я» | Кл. рук.; Максимов И., гр. подготовки | ||
День св. Валентина | Выпуск газеты. Организация школьной почты | Съемки фильма о дне св. Валентина | Все (по группам) | ||
23 февраля | Участие в конкурсе, посвященным дню мальчиков | Выпуск газеты. Кл. час -- поздравление | Девочки. Команда мальчиков | ||
Семейный вечер | Все | ||||
8 марта | Участие в концерте Участие в конкурсе для девочек | Выпуск газеты. Кл. час -- поздравление | Мальчики. Команда девочек | ||
Кл. час – подведение итогов | Кл. рук. | ||||
Весенние каникулы | Поход в театр | Род. ком. | |||
Семейный вечер | Все | ||||
Работа над классным альбомом | Инициат. гр. | ||||
4-я четверть | День смеха | Выпуск газеты | День рождения класса!!! Подарки, поздравления, чаепитие, конкурс на лучшую выпечку | Все | |
День космонавтики | Встреча в КИВе | Род. собр. | Кл. рук. | ||
Музыкальная весна | Подготовка музыкального приветствия | Кл. рук., творч. группа | |||
Ярмарка | Поделки и выпечка, оформление классного уголка | Все | |||
Трудовой месячник | Уборка территории, озеленение | Кл. рук., староста, отв. за деж. | |||
2-3-дневная поездка по пушкинским местам | Кл. рук. творч. группа | ||||
Последний звонок | Поздравление одиннадцатиклассников | Творч. группа | |||
Туристический слет | 2-3-дневный поход | Выпускной пикник | Кл. рук., род. ком., инициат. гр. | ||
Летние каникулы | Трудовая практика | Работа в школе и на пришкольном участке | Кл. рук., староста, отв. за деж. | ||
Поездка в Санкт-Петербург | Кл. рук., род ком. | ||||
Поездка в летний лагерь | Кл. рук., род. ком. |
Вопросы и задания для самопроверки
1.Сравните и проанализируйте содержание целей образования в конце Х1Х в. – нач. ХХ в. с современными целевыми установками процесса воспитания и обучения учащихся.
2.Что общего в содержании современных целей и задач обучения и воспитания школьников в разных странах?
3.Как Вы понимаете смену акцентов в целеполагании обучения и воспитания: с образования, формирующего культуру полезности (умения, навыки, знания), на образование, формирующее, прежде всего, культуру, духовные гуманистические ценности и обеспечивающее их освоение подрастающим поколением. Как Вы считаете:
- нужно ли внушать ребёнку мысль о том, что есть абсолютные ценности и есть ли они вообще?
- сочетаются ли вечные ценности и педагогический плюрализм?
4. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которыми школы должны были бы «вооружить» учащуюся молодежь:
1) Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты и ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в развитии демократических институтов.
2) Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.
3) Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающее всевозрастающее значение.
4) Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.
5) Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Задание 1
1.Какие направления воспитательной работы обеспечивают формирование политических и социальных компетенций школьника?
2.Как решается эта задача в 837 школе г. Москвы (дир. А.Н. Тубельский)?
Разработайте модель личности ученика, обладающего достаточным уровнем политических и социальных компетенций.
(Модель личности – это совокупность необходимых личностных качеств, знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности).
Задание 2
1.Почему в современных условиях задача формирования межкультурных компетенций школьника является особенно актуальной?
2.Какие направления учебной и внеурочной деятельности могут обеспечить формирование межкультурных компетенций?
3.Разработайте модель (совокупность знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, личных качеств) личности ученика, обладающего межкультурными компетенциями.
Задание 3
1.Как еще называются компетенции, определяющие владение учеником устным и письменным общением? Почему такие компетенции особенно актуальны в современном мире?
2.Какие направления урочной и внеурочной деятельности способствуют формированию вышеуказанных компетенций ученика?
3.Разработайте модель (совокупность знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, личностных качеств) личности ученика, обладающего достаточным уровнем устного и письменного общения.
Задание 4