Разработайте модель личности ученика, обладающего достаточным уровнем политических и социальных компетенций

Нравственное воспитание школьников

способствует осмыслению и пониманию ими общечеловеческих ценностей и нравственных норм, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я», развивает рефлексию.

Решаемые задачи:

- формировать у учащихся уважение к общепринятым ценностям, нормам, законам;

- формировать у учащихся правильную нравственную позицию, правовую культуру;

- развивать у них ответственность за свои поступки;

- формировать коммуникативные умения, умения сотрудничать.

Направления воспитательной деятельности:

- формирование и развитие классных, общешкольных традиций;

- организация и проведение тематических бесед, дискуссий, диспутов на нравственные и этические темы;

- посещение концертов, театров, кинотеатров с последующим обсуждением увиденного.

Воспитание семьянина

способствует социализации учащихся, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям.

Решаемые задачи:

- воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно и ответственно относящегося к своим функциям семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций.

Направления воспитательной деятельности:

- совместно с родителями организация и проведение в школе вечеров, праздников, фестивалей, посвященных дню Матери, семьи и др.;

- проведение классных часов в форме диспутов по проблемам семьи, воспитания детей, репродуктивного здоровья;

- просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок, телевизионных передач (ток-шоу) по вопросам супружества, любви, взаимоотношения родителей и детей и др.

Таблица 13

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Время проведения мероприятия Мероприятия городские, районные, школьные Участие класса в мероприятиях Классные мероприятия Ответственные за проведение Примечание
1-я четверть 1 сентября Кл. час. «Пушкинский урок»   Кл. рук., творч. группа  
      Кл. час (орг.) Кл. рук.  
      Классный огонек «Мы долго не виделись» Кл. рук., род. ком., инициат. гр.  
  День города Прогулка по городу, парад мэра   Кл. рук.  
      Родительское собраниее Кл. рук.  
      Экскурсия «Пушкин и Москва» Род. ком.  
  День учителя Участие в концерте, выпуск газеты   Творч. группа, кл. рук.  
  Трудовой месячник Уборка территории   Кл. рук., староста, отв. за деж.  
      Поход в Третьяковскую галерею Кл. рук., род. ком.  
  40-летие школы Участие в поисковой работе, выпуск газеты, участие в концерте, трудовой десант   Все  
      Поход в кинотеатр Кл. рук.  
      Кл. час. (итог) Кл. рук.  
Осенние каникулы     Генеральная уборка Отв. за деж.  
      Поход в театр Кл. рук.  
      Работа над классным альбомом Инициат. группа  
2-я четверть     Кл. час. (орг.) Кл. рук.  
      Экскурсия в музей им. А.С. Пушкина Кл. рук., род. ком.  
      Кл. час «Права человека» Кл. рук., группа подготовки  
      Экскурсия в Минералогический музей Кл. рук., род. ком.  
  Неделя театра Подготовка театрального выступления, выпуск афиши   Все  
      Поход в театр. Просмотр спект. «Ревизор» Кл. рук.  
      Кл. час (итоговый) Кл. рук.  
  Новый год Подготовка конкурсов для школьного праздника-бала Выпуск газеты Творческая группа  
Зимние каникулы     Семейный вечер Все  
      Поход в кинотеатр Кл. рук.  
  Спортивные соревнования в СРК «Центр» Участие в команде болельщиков   Кл. рук.  
      Работа с классным альбомом Инициативная группа  
3-я четверть     Кл. огонек «Старый Новый год» Кл. рук., род. ком., инициат. группа  
      Род. собрание по итогам четверти Кл. рук.  
      Выпуск приложения к альманаху Кл. рук., род. ком.  
      Кл. час (орг.) Кл. рук.  
  Татьянин день Кл. час «История праздника. Студенческое братство, что это?»   Кл. рук., группа подготовки  
  Вечер романса Подготовка музыкального номера   М. Ключников, В. Читлова  
           
  Спартакиада школы Участие команды класса в соревнованиях Кл. час «Спорт и я» Кл. рук.; Максимов И., гр. подготовки  
  День св. Валентина Выпуск газеты. Организация школьной почты Съемки фильма о дне св. Валентина Все (по группам)  
  23 февраля Участие в конкурсе, посвященным дню мальчиков Выпуск газеты. Кл. час -- поздравление Девочки. Команда мальчиков  
      Семейный вечер Все  
  8 марта Участие в концерте Участие в конкурсе для девочек Выпуск газеты. Кл. час -- поздравление Мальчики. Команда девочек  
      Кл. час – подведение итогов Кл. рук.  
Весенние каникулы     Поход в театр Род. ком.  
      Семейный вечер Все  
      Работа над классным альбомом Инициат. гр.  
4-я четверть День смеха Выпуск газеты День рождения класса!!! Подарки, поздравления, чаепитие, конкурс на лучшую выпечку Все  
  День космонавтики Встреча в КИВе Род. собр. Кл. рук.  
  Музыкальная весна Подготовка музыкального приветствия   Кл. рук., творч. группа  
  Ярмарка Поделки и выпечка, оформление классного уголка   Все  
  Трудовой месячник Уборка территории, озеленение   Кл. рук., староста, отв. за деж.  
      2-3-дневная поездка по пушкинским местам Кл. рук. творч. группа  
  Последний звонок Поздравление одиннадцатиклассников   Творч. группа  
  Туристический слет 2-3-дневный поход Выпускной пикник Кл. рук., род. ком., инициат. гр.  
Летние каникулы Трудовая практика Работа в школе и на пришкольном участке   Кл. рук., староста, отв. за деж.  
      Поездка в Санкт-Петербург Кл. рук., род ком.  
      Поездка в летний лагерь Кл. рук., род. ком.  



Вопросы и задания для самопроверки

1.Сравните и проанализируйте содержание целей образования в конце Х1Х в. – нач. ХХ в. с современными целевыми установками процесса воспитания и обучения учащихся.

2.Что общего в содержании современных целей и задач обучения и воспитания школьников в разных странах?

3.Как Вы понимаете смену акцентов в целеполагании обучения и воспитания: с образования, формирующего культуру полезности (умения, навыки, знания), на образование, формирующее, прежде всего, культуру, духовные гуманистические ценности и обеспечивающее их освоение подрастающим поколением. Как Вы считаете:

- нужно ли внушать ребёнку мысль о том, что есть абсолютные ценности и есть ли они вообще?

- сочетаются ли вечные ценности и педагогический плюрализм?

4. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которыми школы должны были бы «вооружить» учащуюся молодежь:

1) Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты и ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в развитии демократических институтов.

2) Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.

3) Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающее всевозрастающее значение.

4) Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.

5) Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Задание 1

1.Какие направления воспитательной работы обеспечивают формирование политических и социальных компетенций школьника?

2.Как решается эта задача в 837 школе г. Москвы (дир. А.Н. Тубельский)?

Разработайте модель личности ученика, обладающего достаточным уровнем политических и социальных компетенций.

(Модель личности – это совокупность необходимых личностных качеств, знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности).

Задание 2

1.Почему в современных условиях задача формирования межкультурных компетенций школьника является особенно актуальной?

2.Какие направления учебной и внеурочной деятельности могут обеспечить формирование межкультурных компетенций?

3.Разработайте модель (совокупность знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, личных качеств) личности ученика, обладающего межкультурными компетенциями.

Задание 3

1.Как еще называются компетенции, определяющие владение учеником устным и письменным общением? Почему такие компетенции особенно актуальны в современном мире?

2.Какие направления урочной и внеурочной деятельности способствуют формированию вышеуказанных компетенций ученика?

3.Разработайте модель (совокупность знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, личностных качеств) личности ученика, обладающего достаточным уровнем устного и письменного общения.

Задание 4

Наши рекомендации