Закономерность сочетания централизации и децентрализации в управлении

Централизованное управление многоуровневой системой непрерывного образования предполагает такую структуру системы управления и такое ее функционирование, при которых постоянно действуют достаточно устойчивые связи между всеми уровнями (ступенями) структуры данной системы. Эти связи определяют подчиненность и соподчиненность.

Централизованное управление предполагает непременную согласованность управленческих решений на разных ступенях управления (например, содержание планирования работы на разных ступенях системы).

Однако ошибочно думать, что централизованное управление предписывает жестокую регламентацию в деятельности всех элементов системы образования. Каждое звено ее имеет свои специфические условия функционирования (общеобразовательная школа, профессиональная и т.д.)

Поэтому управление должно учитывать необходимость в определенной самостоятельности при решении своих специфических проблем.

Это возможно осуществить путем децентрализации, тем более, если это касается такого звена системы, как школа, где творческий характер деятельности всего коллектива во многом определяется системой внутришкольного управления. Децентрализация управления позволяет предоставить самостоятельные права каждому звену (элементу) системы и подсистемами.

Оптимальным уровнем централизации считают тот, при котором формы централизации управления максимально соответствуют реальным потребностям школы любого структурного звена и способствуют повышению уровня ее развития.

Оптимальным уровнем централизации в управлении школой (общеобразовательной, профессиональной и т.д.) является тот, при котором формы управления школой максимально соответствуют потребностям коллективов и при этом эффективно решают общественно-значимые задачи.

Закономерность соотношения управляющей и управляемой систем.

Управляющая и управляемая системы любой ступени и любого звена находятся между собой в количественных и качественных отношениях.

Данная закономерность проявляет себя в политических, экономических, организационных и социальных сферах управления школы.

Все большее участие педагогов в управлении школой закономерно приводит к изменению управляющей и управляемой подсистем. Следовательно, количественное уменьшение управляющей системы высшей ступени иерархии управления ведет к количественному увеличению управляемой системы за счет привлечения общественных сил (создание общественных органов, или форм управления). Отсюда, управляемая система становится более сильной.

Изменения в организационных структурах школы происходят и в экономическом отношении. Это проявляется прежде всего в увеличении стоимости управляющей системы:

• увеличение управленческого аппарата,

• потребность в специально подготовленных кадров этого аппарата (переподготовка кадров управления),

• потребность в новых кадрах (социологи, психологи, специалисты АСУ и т.д.),

• приобретение дорогостоящей оргтехники.

Организационный фактор тесно связан с техническим обеспечением управленческого труда. Повышение уровня автоматизации последнего экономит время. Однако, следует заметить, что техническая обеспеченность педагогов и преподавателей любой школы не освобождает их от непосредственного общения с учащимися, хотя и создает определенный резерв времени для творческой и исследовательской деятельности.

Закономерность воздействия общих функций управления на конечный результат.

Суть: конечный результат управления находится в прямой зависимости от полноты реализации общих функций управления, и чем более полно осуществляется их взаимосвязь, тем выше эффективность управления.

Всеобщность функций управления (планирование, организация, координирование, контроль, регулирование, педагогический анализ) определяется тем, что они реализуются во всех процессах, требующих управления. В образовательных учреждениях это:

• учебный процесс,

• воспитательный процесс,

• создание материально-технической базы,

• методическая работа,

• функционирование коллегиального органа (педсовет, методическое объединение, и т.д.),

• создание положительного микроклимата,

• связь с семьей и общественностью,

• в непосредственной деятельности руководителей любого звена,

• органы ученического самоуправления и т.д.

Содержание основных понятий теории управления

Существуют различные трактовки понятия «управление». Отсутствие единого мнения в научной общественности объясняется, с одной стороны, тем, что данная проблема имеет многоплановый, межотраслевой характер и синтезирует в себе данные различных наук, с другой – существуют разные методологические подходы к характеристике процесса управления.

Процесс управления – это:

• упорядочение системы;

• последовательное выполнение функций управления;

• воздействие на конкретную систему, при котором достигается поставленная цель;

• руководство коллективом людей;

• сложный целенаправленный процесс воздействия управляющей системы на управляемый объект, используя различные методы и технические средства;

• воздействие на коллективы людей по координации и согласованности их деятельности и т.д.

Управление– это процесс планирования, организации, руководства, мотивации и контроля деятельности работников, обеспечивающих достижение поставленных задач (Б. М. Ребус).

Управление – это целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития школы (М. М. Поташник).

В целом же под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

В научной литературе очень часто соотносят управление с понятием «руководство». Мнения специалистов расходятся: практики отождествляют оба понятия, теоретики же – наоборот (Н. А. Андрианов, М. М. Поташник, А. М. Моисеев и др.).

Мнения теоретиков также разделились на два фронта: одни считают «руководство» более широким понятием по содержанию, другие – рассматривают «руководство» как одно из управленческих действий (наряду с планированием, организацией и контролем).

А как соотносятся, например, понятия«социальное управление», «менеджмент» и «управление в образовании»?

Наиболее широким по смыслу является социальное управление, которое охватывает управление в различных социальных системах: от масштабов государства и общества до масштабов управления в различных сферах (в т. ч. и в образовании) и в отдельных социальных организациях (в частности, в учебных заведениях).

Менеджмент ученые понимают как управление социальной организацией, в т. ч. и в сфере образования. Также может рассматриваться в рамках социального управления на организационном уровне (здесь понятия могут совпадать).

Термин «управление в образовании» М. М. Поташник и А. М. Моисеев рассматривают как область социального управления. На уровне управления образовательным учреждением московские ученые говорят как о внутришкольном менеджменте, так и внутришкольном управлении. В контексте социального и человекоориентированного управления авторы склонны рассматривать их как синонимы, при всех очевидных отличиях между собой.

Специфика управления в условиях учебных заведений заключается в следующем:

• своеобразие отношений субъекта и объекта: объект управления одновременно и субъект;

• определенное соотношение нормированного и ненормированного рабочего времени;

• особенность стимулирования труда;

• возрастание роли экономических, организационно-педагогических и социально-психологических методов управления школой.

К основным понятиям теории управления относят функции управления.

Функции управления – это особый вид управленческой деятельности, определенное разделение труда и специализация в сфере управления.

Выделяют специальные, или конкретные (по принадлежности к сферам деятельности; должностные, функциональные обязанности директора, завуча и т. д.) и общие, или основные функции управления. К последним относятся:

Планирование – своеобразное определение задач, выполнение которых возлагается на все остальные функции. Тесно связана с прогнозированием (предвидение; как самостоятельная функция управления, служит переходным этапом от цели к разработке планов). Перспективные планы являются документами научного прогнозирования.

Организация – это организационные процессы; создание организационной структуры; функциональное разделение и координация видов работ между людьми в управляемой системе; расчленение во времени и пространстве необходимых мероприятий.

Координирование – установление гармонии между частями системы, установление соотносительности пропорций.

Контроль – проверка соответствия реального хода процесса планам, нормам, инструкциям, решениям; не констатация тех или иных фактов, а вскрытие причин существующих недостатков и выработка мер по их устранению; основной способ организации обратной связи, средство получения информации.

Регулирование – тесно связано с производительностью управленческого труда, с соблюдением правила исключения и правильной оценки важности дел. Рычагами регулирования выступают моральное и материальное стимулирования и текущее оперативное распорядительство.

Педагогический анализ – функция управления, целью которой является выработка рекомендаций по совершенствованию управления на основе изучения состояния дел, тенденции развития, объективной оценки результатов учебно-воспитательного процесса; средство исследования коллектива.

Функции управления одновременно могут рассматриваться и как стадии (этапы). В этом случае говорят о технологических функциях управленческой деятельности, характеризующих управленческий цикл:

1. информационно-аналитическая,

2. мотивационно-целевая,

3. планово-прогностическая,

4. организационно-исполнительская,

5. контрольно-диагностическая.

3. Сущность и содержание педагогического менеджмента

Менеджмент(от англ. menegement – управление, заведование, организация) – искусство управления. Это:

• конкретная деятельность по управлению людьми или структурами;

• отрасль науки, изучающая теорию и практику деятельности;

• категория управленцев (менеджеров);

• процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет действия к общим целям;

• это социальный процесс, в ходе которого используемые ресурсы (материальные, кадровые, финансовые, временные) оказывают влияние на действия людей и создают условия для достижения целей организации;

• это совокупность принципов, средств, форм и методов управления, применяемых в целях повышения эффективности производства.

Рассмотрим специфику педагогического менеджмента.

Педагогический менеджмент – управление, представляет собой:

• целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата (Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова и др.);

• комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению эффективности последнего (В. П. Симонов).

Специфика педагогического менеджмента выражается в своеобразии предмета (деятельность управляемого объекта), продукта (информация), орудия (слово, язык, речь) и результата (уровень обученности, воспитанности и развитости учащихся) каждого менеджера образовательного процесса.

Педагогический процесс– развивающееся взаимодействие педагога и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению свойств и качеств воспитуемых (единство воспитания и обучения).

Аспекты педагогического менеджмента:

1. Управленческий включает в себя: прогнозирование-программирование-планирование-организация-регулирование-контроль-стимулирование-коррекция-анализ.

2. Деятельностный аспект - взаимодействие, взаимозависимость структурных компонентов педагогического процесса: цель, мотив, содержание, средства, формы, методы, диагностика, результат.

3. Возрастной аспект – специфика управления педагогическим процессом в соответствии возрастным особенностям.

4. Содержательный аспект – концепция целостного развития личности Б. Т. Лихачева: совокупность культур: духовной, интеллектуальной, экологической, валеологической, художественной, экономической, правовой, сексуальной.

Функции педагогического менеджмента:

Целевые:

• становление, создание управляемой и управляющей систем авторской педагогической системы;

• поддержание всех свойств системы, ее упорядочение и стабилизация;

• обеспечение оптимального функционирования системы.

• развитие системы (различные инновации, экспериментальные площадки).

Основные:

• принятие решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы);

• организация выполнения принятых решений и планов (доведение принятого решения до исполнителя; материально-техническое обеспечение возможности данного решения, согласование плана с установками и потребностями личности исполнителя);

• предварительный, текущий и итоговый контроль (координирование деятельности исполнителей на основе информации; учет результатов деятельности; анализ и оценка ее эффективности на основании результатов).

Наши рекомендации