Радел 1. Общие основы педагогики
Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
Оглавление
Радел 1. Общие основы педагогики
Предмет и задачи педагогики……………………………………………………6
Возникновение и развитие педагогики………………………………………….7
Развитие педагогической мысли в XX в.............................................................10
Основные категории педагогики……………………………………………….12
Формирование и развитие………………………………………………………15
Педагогика как наука и искусство……………………………………………...16
Структура педагогической теории……………………………………………...18
Система педагогических наук ………………………………………………….20
Связь педагогики с другими науками ………………………………………….22
Педагогические течения………………………………………………………...23
Методы педагогических исследований………………………………………...27
Методологическая основа педагогики…………………………………………28
Традиционно-педагогические (эмпирические) методы ………………………29
Беседа как метод исследования…………………………………………………31
Педагогический эксперимент…………………………………………………...32
Педагогическое тестирование…………………………………………………..34
Методы изучения групповых (коллективных) явлений………………………35
Количественные методы в педагогике…………………………………………36
Процесс развития человека……………………………………………………..39
Условия и факторы развития……………………………………………………40
Наследственность и развитие…………………………………………………...41
Социальное наследование………………………………………………………44
Влияние среды на развитие……………………………………………………..45
Развитие и воспитание…………………………………………………………..46
Деятельность как фактор развития……………………………………………..48
Диагностика развития…………………………………………………………...50
Возрастная периодизация……………………………………………………….51
Акселерация……………………………………………………………………...52
Неравномерность развития……………………………………………………...54
Развитие младшего школьника…………………………………………………55
Средний школьный возраст……………………………………………………..58
Старший школьный возраст…………………………………………………….61
Учет индивидуальных особенностей…………………………………………...63
Идеалы воспитания……………………………………………………………...64
Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания……………….65
Ценности и цели воспитания……………………………………………………68
Ценности современной молодежи……………………………………………...70
Цель воспитания………………………………………………………………71
Цели воспитания в истории педагогической мысли………………………..72
Цель воспитания в современной школе……………………………………..74
Задачи воспитания…………………………………………………………….76
Зарубежные педагогические течения………………………………………..81
Цели воспитания в зарубежной педагогике…………………………………88
Педагогический процесс……………………………………………………...91
Педагогическая система………………………………………………………93
Этапы педагогического процесса…………………………………………….94
Закономерности педагогического процесса…………………………………96
Педагогические инновации…………………………………………………...98
Оптимизация педагогической системы……………………………………...100
Раздел 2. Теория и технология обучения
Сущность процесса обучения…………………………………………………104
Дидактика, ее основные категории……………………………………………105
Дидактические системы……………………………………………………….106
Современная дидактическая система………………………………………....110
Цели обучения и образования…………………………………………………112
Задачи общеобразовательной школы…………………………………………112
Виды и уровни образования…………………………………………………...113
Продукт процесса обучения…………………………………………………...114
Содержание образования………………………………………………………116
Принципы формирования содержания……………………………………….119
Способы реализации содержания……………………………………………..120
Теории организации содержания образования……………………………….121
Государственный образовательный стандарт………………………………..122
Учебный план…………………………………………………………………..123
Учебная программа…………………………………………………………….124
Учебники и учебные пособия………………………………………………….124
Условия и факторы обучения………………………………………………….125
Комплексное влияние генеральных факторов………………………………..126
Иерархия факторов обучения………………………………………………….129
Закономерности обучения. История вопроса………………………………...129
Общие закономерности обучения……………………………………………..134
Конкретные закономерности обучения……………………………………….135
Принципы и правила обучения………………………………………………..137
Система дидактических принципов…………………………………………..138
Принцип сознательности и активности………………………………………139
Принцип наглядности………………………………………………………….141
Принцип систематичности и последовательности…………………………..142
Принцип прочности……………………………………………………………143
Принцип доступности………………………………………………………145
Принцип научности…………………………………………………………146
Принцип связи теории с практикой………………………………………..147
Мотивы - движущие силы учения………………………………………….149
Активность учения школьников……………………………………………151
Интересы и потребности……………………………………………………152
Развитие мотивации учения………………………………………………...154
Стимулирование учения…………………………………………………….155
Виды и типы обучения………………………………………………………157
Методы обучения……………………………………………………………160
Выбор методов обучения……………………………………………………166
Формы организации обучения………………………………………………183
Классно-урочная форма……………………………………………………..184
Требования к уроку………………………………………………………….185
Типы и структуры уроков…………………………………………………...187
Нестандартные уроки………………………………………………………..188
Подготовка урока……………………………………………………………190
Вспомогательные формы обучения………………………………………...191
Диагностика и контроль……………………………………………………..193
Контроль успеваемости……………………………………………………...194
Этапы и звенья контроля…………………………………………………….196
Оценка знаний, умений………………………………………………………197
Радел 3. Теория и технология воспитания
Сущность процесса воспитания……………………………………………..201
Задачи воспитания……………………………………………………………202
Содержание процесса воспитания…………………………………………..202
Общие закономерности воспитательного процесса………………………..203
Этапы воспитательного процесса……………………………………………206
Воспитание как социализация……………………………………………….206
Средства массовой информации и социализация…………………………..209
Принципы воспитания………………………………………………………..210
Общественная направленность воспитания...................................................211
Связь воспитания с жизнью, трудом………………………………………...213
Опора на положительное……………………………………………………..216
Единство воспитательных воздействий……………………………………..217
Методы и приемы воспитания……………………………………………….219
Выбор методов воспитания…………………………………………………..220
Правила выбора методов воспитания……………………………………….222
Классификация методов воспитания………………………………………..223
Методы формирования сознания личности………………………………...224
Методы организации деятельности…………………………………………231
Методы стимулирования…………………………………………………….236
Формы воспитания……………………………………………………………243
Ученический коллектив………………………………………………………244
Учение А. С. Макаренко о коллективе………………………………………246
Коллектив и личность…………………………………………………………250
Коллектив и неформальные группы………………………………………….254
Педагогическое руководство коллективом…………………………………..254
Личностно ориентированное воспитание……………………………………258
Комплексный подход к воспитанию…………………………………………262
Воспитательные дела………………………………………………………….263
Социально ориентированные воспитательные дела………………………...268
Этические воспитательные дела……………………………………………...271
Эстетические и физкультурные воспитательные дела………………………275
Экологические и трудовые воспитательные дела……………………………279
Воспитание в семье…………………………………………………………….280
Типы семейного воспитания…………………………………………………..283
Содержание семейного воспитания…………………………………………..285
Стили семейного воспитания…………………………………………………286
Методы воспитания детей в семье……………………………………………287
Педагогическая поддержка семьи…………………………………………….289
Диагностика воспитанности…………………………………………………..293
Радел 1. Общие основы педагогики
1. Предмет и задачи педагогики
2. Возникновение и развитие педагогики
3. Развитие педагогической мысли в XX в.
4. Основные категории педагогики
5.Формирование и развитие
6. Педагогика как наука и искусство
7. Структура педагогической теории
8. Система педагогических наук
9. Связь педагогики с другими науками
10. Педагогические течения
11.Методы педагогических исследований
12.Методологическая основа педагогики
13.Традиционно-педагогические (эмпирические) методы
14.Беседа как метод исследования
15.Педагогический эксперимент
16.Педагогическое тестирование
17.Методы изучения групповых (коллективных) явлений
18.Количественные методы в педагогике
19.Процесс развития человека
20.Условия и факторы развития
21.Наследственность и развитие
22.Социальное наследование
23.Влияние среды на развитие
24.Развитие и воспитание
25.Деятельность как фактор развития
26.Диагностика развития
27.Возрастная периодизация
28.Акселерация
29.Неравномерность развития
30.Развитие младшего школьника
31.Средний школьный возраст
32.Старший школьный возраст
33.Учет индивидуальных особенностей
34.Идеалы воспитания
35.Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания
36.Ценности и цели воспитания
37.Ценности современной молодежи
38.Цель воспитания
39.Цели воспитания в истории педагогической мысли
40.Цель воспитания в современной школе
41.Задачи воспитания
42.Зарубежные педагогические течения
43.Цели воспитания в зарубежной педагогике
44.Педагогический процесс
45.Педагогическая система
46.Этапы педагогического процесса
47.Закономерности педагогического процесса
48.Педагогические инновации
49.Оптимизация педагогической системы