Динамика результативности организации здоровьетворящего образования
Критерии | Признаки | Оценка (в баллах)) | Средний балл | Динамика в баллах | ||
КЭ | ФЭ | КЭ | ФЭ | |||
Дело – организация процесса здоровьетворящего образования | осознание актуальности идеи | 2,50 | 4,75 | + 2,25 | ||
степень проработки идеи в исследованиях | ||||||
связь индивидуальных идей с общей идеей | ||||||
соответствие результата цели | ||||||
Субъекты организуемого процесса здоровьетворящего образования – учащиеся и учителя | понимание сути идеи | 1,50 | 4,33 | + 2,83 | ||
принятие идеи | ||||||
сопротивление идее | ||||||
участие в организации дела | ||||||
изменение собственной жизни | ||||||
участие в распространении идеи |
Продолжение таблицы 24
Способ организации процесса здоровьетворящего образования как совокупность методов, приемов и организационных форм, обеспечивающих деятельностную активность субъектов в рамках организуемого процесса | интерес на уровне теоретических знаний | 1,80 | 5,16 | + 3,56 | ||
интерес на уровне практического освоения идеи | ||||||
реализации теоретических знаний в собственной жизни | ||||||
реализации теоретических знаний в педагогической деятельности | ||||||
степень разнообразия форм реализации идеи | ||||||
уровень системности в реализации идеи | ||||||
Временны´е характеристики организации процесса здоровьетворящего образования | продолжительность обучающего этапа | 0,25 | 4,75 | + 4,50 | ||
продолжительность внедрения идеи | ||||||
устойчивость результата | ||||||
завершенность процесса | ||||||
Место как пространственные условия организации процесса здоровьетворящего образования | наличие помещения | 2,63 | 4,33 | + 1,70 | ||
материально-техническая оснащенность процесса | ||||||
пространственные характеристики помещения |
вероятность появления значения Т2 = 0 при n = 10 равна 0,001. При уроне значимости проверки гипотез a = 0,05, то и верно неравенство 0,001 < . Следовательно, гипотеза Но отклоняется на уровне значимости a = 0,05 и принимается альтернативная гипотеза Н1.
Первый опрос | Второй опрос | ||
занимаюсь своим здоровьем в должной мере | не занимаюсь своим здоровьем в должной мере | ||
занимаюсь своим здоровьем в должной мере | a = 7 | b = 0 | |
не занимаюсь своим здоровьем в должной мере | c = 10 | d = 3 | |
Рис. 7. Результаты опроса выбранных субъектов.
Таким образом, на основе результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод о том, что организация здоровьетворящего образования в школе способствует формированию у субъектов педагогического процесса деятельностной активности в здоровьетворении, которая является важным фактором здорового образа их жизни.
Выбор c2 был обусловлен тем, что он позволяет не рассматривать анализируемое статистическое распределение как функцию и не предполагает предварительного вычисления параметров распределения, поэтому его применение к порядковым показателям, каковыми являются выделенные нами уровни формирования у субъектов педагогического процесса готовности к здоровьетворению, позволяют с достаточной степенью достоверности судить о результатах экспериментального исследования. Использование критерия c2 дает возможность ответить на вопрос о наличии существенных положительных изменений в формировании у учащихся и учителей как субъектов педагогического процесса готовности к здоровьетворению как цели и результата здоровьетворящего образования по сравнению с формированием этой готовности у субъектов педагогического процесса, не испытавших на себе влияния педагогического процесса, несущего здоровьетворящую функцию. Кроме того, критерий c2 позволяет с достаточной достоверностью выявить причины происходящих в учителях и учащихся изменений.
На основании этого мы приняли две гипотезы: нулевую (Н0) и альтернативную. Нулевая гипотеза сформулирована следующим образом: формирование готовности к здоровьетворению у учащихся и учителей как субъектов педагогического процесса не будет обеспечиваться при их взаимодействии в условиях здоровьетворящего образования в течение каждого учебного дня. Альтернативная гипотеза (Н1) имела следующий вид: формирование готовности к здоровьетворению у у учащихся и учителей как субъектов педагогического процесса будет обеспечиваться при их взаимодействии в условиях здоровьетворящего образования в течение каждого учебного дня.
Повышение уровня готовности к здоровьетворению у учащихся и учителей при их взаимодействии в условиях здоровьетворящего образования в школе могло произойти либо вследствие случайных факторов, либо в результате реализации в образовательном процессе специфических организационно-педагогических условий. Если различия в уровнях готовности субъектов педагогического процесса к здоровьетворению на начало и на конец эксперимента существенны, то Т(набл) > Т(крит) при 5 % уровне значимости, и, согласно критерию c2, они не могут быть объяснены случайными причинами, а являются следствием специально организованной деятельности. Это значит, что реализация в современной общеобразовательной школе разработанной нами здоровьеориентированной концепции здоровьетворящего образования обеспечивает эффективное формирование у учащихся и учителей готовности к здоровьетворению, которая является, с одной стороны, целью и результатом этого образования, а с другой стороны, фактором здорового образа их жизни.
Критерий c2 был вычислен по формуле: c2 = , где f1, f2 – частоты двух сопоставляемых выборок. Результативность проведенного нами эксперимента, выявленная с помощью вычисления критерия c2, отражена в табл. 25 и на рис. 8 (на примере учителей) и в табл. 26 и на рис. 9 (на примере учащихся).
Из таблицы с выборкой по учителям видно, что Т(набл) = 15,00, Т(крит) = 5,99, то есть Т(набл) > Т(крит). Следовательно, нулевая гипотеза отклоняется на пятипроцентном уровне значимости и принимается альтернативная. Тот же вывод можно сделать и в отношении учащихся, так как Т(набл) = 11,66, Т(крит) = 5,99, то есть Т(набл) > Т(крит). Следовательно, нулевая гипотеза в обоих случаях отклоняется на пятипроцентном уровне значимости и принимается альтернативная.
На основании этого правомерно сделать вывод, что повышение у субъектов педагогического процесса уровня готовности к здоровьетворению произошло вследствие реализации в современной общеобразовательной школе разработанной нами концепции здоровьетворящего образования, которое является функцией, имманентным свойством целостного педагогического процесса и способствует превращению процесса образования в средообсуловливающее пространство здорового образа жизни учащихся и учителей. Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили преимущество предложенной нами здоровьеориентированной концепции
Таблица 25
Таблица расчета критерия c2 в выборке по учителям
Экспериментальная группа учителей | |||||||
Уровни готовности | Количество | f1 – f2 | (f1 – f2 )2 | f1 + f2 | |||
Начало f1 | Конец f2 | ||||||
Высокий | – 8 | 5,33 | |||||
Средний | – 6 | 1,50 | |||||
Низкий | 8,17 | ||||||
S | Т(крит.) = 5,99 | Т(набл.) = 15,00 | |||||
Таблица 26
Таблица расчета критерия c2 в выборке по учащимся
Экспериментальная группа учащихся | |||||||
Уровни готовности | Количество | f1 – f2 | (f1 – f2 )2 | f1 + f2 | |||
Начало f1 | Конец f2 | ||||||
Высокий | – 8 | 3,20 | |||||
Средний | – 9 | 2,79 | |||||
Низкий | 5,67 | ||||||
S | Т(крит.) = 5,99 | Т(набл.) = 11,66 | |||||
.
Рис. 8. Динамика формирования готовности к здоровьетворению
у учителей
Рис. 9. Динамика формирования готовности к здоровьетворению
у учащихся
Таким образом, представленная в данном параграфе характеристика результатов экспериментальной работы позволяет сделать вывод: во-первых, о положительной направленности разработанной нами концепции здоровьетворящего образования на сохранение и становление здоровья учащихся и учите лей в условиях современной общеобразовательной школы; во-вторых, об оптимальности предложенного в концепции подхода к организации здоровьетворящего образования, и, в-третьих, о перспективности разработанных нами условий и способов организации здоровьетворящего образования в общеобразовательной школе. В то же время универсальность организационно-педагогичес-ких условий нашей концепции позволяет утверждать, что организация здоровьетворящего образования при соответствующей коррекции некоторых его параметров возможна в образовательных учреждениях любого типа и уровня.