Динамика результативности организации здоровьетворящего образования

Критерии Признаки Оценка (в баллах)) Средний балл Динамика в баллах
КЭ ФЭ КЭ ФЭ
Дело – организация процесса здоровьетворящего образования осознание актуальности идеи 2,50 4,75 + 2,25
степень проработки идеи в исследованиях
связь индивидуальных идей с общей идеей
соответствие результата цели
Субъекты организуемого процесса здоровьетворящего образования – учащиеся и учителя понимание сути идеи 1,50 4,33 + 2,83
принятие идеи
сопротивление идее
участие в организации дела
изменение собственной жизни
участие в распространении идеи

Продолжение таблицы 24

Способ организации процесса здоровьетворящего образования как совокупность методов, приемов и организационных форм, обеспечивающих деятельностную активность субъектов в рамках организуемого процесса интерес на уровне теоретических знаний 1,80 5,16 + 3,56
интерес на уровне практического освоения идеи
реализации теоретических знаний в собственной жизни
реализации теоретических знаний в педагогической деятельности
степень разнообразия форм реализации идеи  
уровень системности в реализации идеи
Временны´е характеристики организации процесса здоровьетворящего образования продолжительность обучающего этапа 0,25 4,75 + 4,50
продолжительность внедрения идеи
устойчивость результата
завершенность процесса
Место как пространственные условия организации процесса здоровьетворящего образования наличие помещения 2,63 4,33 + 1,70
материально-техническая оснащенность процесса
пространственные характеристики помещения

вероятность появления значения Т2 = 0 при n = 10 равна 0,001. При уроне значимости проверки гипотез a = 0,05, то Динамика результативности организации здоровьетворящего образования - student2.ru и верно неравенство 0,001 < Динамика результативности организации здоровьетворящего образования - student2.ru . Следовательно, гипотеза Но отклоняется на уровне значимости a = 0,05 и принимается альтернативная гипотеза Н1.



Первый опрос Второй опрос  
занимаюсь своим здоровьем в должной мере не занимаюсь своим здоровьем в должной мере  
занимаюсь своим здоровьем в должной мере a = 7 b = 0
не занимаюсь своим здоровьем в должной мере c = 10 d = 3
 

Рис. 7. Результаты опроса выбранных субъектов.

Таким образом, на основе результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод о том, что организация здоровьетворящего образования в школе способствует формированию у субъектов педагогического процесса деятельностной активности в здоровьетворении, которая является важным фактором здорового образа их жизни.

Выбор c2 был обусловлен тем, что он позволяет не рассматривать анализируемое статистическое распределение как функцию и не предполагает предварительного вычисления параметров распределения, поэтому его применение к порядковым показателям, каковыми являются выделенные нами уровни формирования у субъектов педагогического процесса готовности к здоровьетворению, позволяют с достаточной степенью достоверности судить о результатах экспериментального исследования. Использование критерия c2 дает возможность ответить на вопрос о наличии существенных положительных изменений в формировании у учащихся и учителей как субъектов педагогического процесса готовности к здоровьетворению как цели и результата здоровьетворящего образования по сравнению с формированием этой готовности у субъектов педагогического процесса, не испытавших на себе влияния педагогического процесса, несущего здоровьетворящую функцию. Кроме того, критерий c2 позволяет с достаточной достоверностью выявить причины происходящих в учителях и учащихся изменений.

На основании этого мы приняли две гипотезы: нулевую (Н0) и альтернативную. Нулевая гипотеза сформулирована следующим образом: формирование готовности к здоровьетворению у учащихся и учителей как субъектов педагогического процесса не будет обеспечиваться при их взаимодействии в условиях здоровьетворящего образования в течение каждого учебного дня. Альтернативная гипотеза (Н1) имела следующий вид: формирование готовности к здоровьетворению у у учащихся и учителей как субъектов педагогического процесса будет обеспечиваться при их взаимодействии в условиях здоровьетворящего образования в течение каждого учебного дня.

Повышение уровня готовности к здоровьетворению у учащихся и учителей при их взаимодействии в условиях здоровьетворящего образования в школе могло произойти либо вследствие случайных факторов, либо в результате реализации в образовательном процессе специфических организационно-педагогических условий. Если различия в уровнях готовности субъектов педагогического процесса к здоровьетворению на начало и на конец эксперимента существенны, то Т(набл) > Т(крит) при 5 % уровне значимости, и, согласно критерию c2, они не могут быть объяснены случайными причинами, а являются следствием специально организованной деятельности. Это значит, что реализация в современной общеобразовательной школе разработанной нами здоровьеориентированной концепции здоровьетворящего образования обеспечивает эффективное формирование у учащихся и учителей готовности к здоровьетворению, которая является, с одной стороны, целью и результатом этого образования, а с другой стороны, фактором здорового образа их жизни.

Критерий c2 был вычислен по формуле: c2 = Динамика результативности организации здоровьетворящего образования - student2.ru , где f1, f2 – частоты двух сопоставляемых выборок. Результативность проведенного нами эксперимента, выявленная с помощью вычисления критерия c2, отражена в табл. 25 и на рис. 8 (на примере учителей) и в табл. 26 и на рис. 9 (на примере учащихся).

Из таблицы с выборкой по учителям видно, что Т(набл) = 15,00, Т(крит) = 5,99, то есть Т(набл) > Т(крит). Следовательно, нулевая гипотеза отклоняется на пятипроцентном уровне значимости и принимается альтернативная. Тот же вывод можно сделать и в отношении учащихся, так как Т(набл) = 11,66, Т(крит) = 5,99, то есть Т(набл) > Т(крит). Следовательно, нулевая гипотеза в обоих случаях отклоняется на пятипроцентном уровне значимости и принимается альтернативная.

На основании этого правомерно сделать вывод, что повышение у субъектов педагогического процесса уровня готовности к здоровьетворению произошло вследствие реализации в современной общеобразовательной школе разработанной нами концепции здоровьетворящего образования, которое является функцией, имманентным свойством целостного педагогического процесса и способствует превращению процесса образования в средообсуловливающее пространство здорового образа жизни учащихся и учителей. Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили преимущество предложенной нами здоровьеориентированной концепции

Таблица 25

Таблица расчета критерия c2 в выборке по учителям

Экспериментальная группа учителей
Уровни готовности Количество f1 – f2 (f1 – f2 )2 f1 + f2 Динамика результативности организации здоровьетворящего образования - student2.ru
Начало f1 Конец f2
Высокий – 8 5,33
Средний – 6 1,50
Низкий 8,17
S Т(крит.) = 5,99 Т(набл.) = 15,00
               

Таблица 26

Таблица расчета критерия c2 в выборке по учащимся

Экспериментальная группа учащихся
Уровни готовности Количество f1 – f2 (f1 – f2 )2 f1 + f2 Динамика результативности организации здоровьетворящего образования - student2.ru
Начало f1 Конец f2
Высокий – 8 3,20
Средний – 9 2,79
Низкий 5,67
S Т(крит.) = 5,99 Т(набл.) = 11,66
               

. Динамика результативности организации здоровьетворящего образования - student2.ru

Рис. 8. Динамика формирования готовности к здоровьетворению
у учителей

Динамика результативности организации здоровьетворящего образования - student2.ru

Рис. 9. Динамика формирования готовности к здоровьетворению
у учащихся

Таким образом, представленная в данном параграфе характеристика результатов экспериментальной работы позволяет сделать вывод: во-первых, о положительной направленности разработанной нами концепции здоровьетворящего образования на сохранение и становление здоровья учащихся и учите лей в условиях современной общеобразовательной школы; во-вторых, об оптимальности предложенного в концепции подхода к организации здоровьетворящего образования, и, в-третьих, о перспективности разработанных нами условий и способов организации здоровьетворящего образования в общеобразовательной школе. В то же время универсальность организационно-педагогичес-ких условий нашей концепции позволяет утверждать, что организация здоровьетворящего образования при соответствующей коррекции некоторых его параметров возможна в образовательных учреждениях любого типа и уровня.

Наши рекомендации