Методические особенности. Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные

По В.С. Кузину

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, ак­варель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки полу­чаются на цветной и тонированной бумаге.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выпол­няемые в течение 7-15 мин). Наброски и зарисовки выполняют­ся в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от кон­кретных задач урока).

По Б.М. Неменскому

Ведущим принципом является закон упо­добления, раскрывающийся в первую очередь в методах педагогической драматургии, создания на уроках ситу­аций уподобления.

Серьезное значение имеет метод поэтапных открытий, т.е. четкого вычленения тем каждого урока и неповторимость их.

Этой же цели служит метод единства восприятия и созидания (практической работы).

Важную роль играет метод широких ассоциаций, возможность и необходимость творческой интерпретации содержания.

Некоторые методические приемы:

Внеклассная индивидуальная и коллективная поисковая деятельность.

Привлечение на беседах во время урока по большинству тем личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей – актуализация и активизация этого опыта для осознания темы урока, темы четверти.

Оформление работами учеников интерьера школы, класса и даже улицы (витрины) и праздников с обязательной постановкой эмоционально-отношенческих задач в любой практической работе (доброе – злое, радость – грусть и т.д.).

Свобода в системе ограничений.

Диалогичность. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняют и находят. Учитель искусства должен стать мастером слова, так же как и учитель литературы.

Сравнение как путь активизации мышления. Многовариантные возможности решения.

Коллективные и групповые работы – резерв активизации деятельности и мышления.

Предтечи, разновидности, последователи

& «Мировая художественная культура» (Л.М. Предтеченская).

В программе поставлена абсолютно верная цель – как можно теснее связать содержание и методы преподавания курса с актуальными задачами развития личности стар­шеклассника; переживание осознается как основной метод обучения в искусстве.

Путь синхронного рассмотрения видов искусств в их взаимодействии с об­щественными движениями эпохи, с искусствами разных народов.

В старшем школьном возрасте необходимо четко, на всю жизнь закрепить в сознании человека главные для художественного развития мысли: 1) «Фактически я не живу вне искусства, не могу жить, и никто не живет»; 2) «Искусство огромно, увлекательно, его не устанешь познавать всю жизнь»; 3) «Я уже достаточно знаю, созрел, чтобы понимать все виды искусств, самостоятельно и грамотно с ними общаться».

Целенаправленная организация духовной де­ятельности подростка, организация его переживаний – задача на порядок более сложная, нежели организация практической или только умственной деятельности школь­ника на уроке.

Последовательность освоения материала может быть построена по отношенческим проблемам, а исторические связи будут прослеживаться внутри каждой из них.

Тема красоты женщины. Тема женственности…

Тема мужественности – ой как нужна нашей молодежи!

Мудрость силы – это ответственность силы.

Тема сочувствия, порождающая тему борьбы, горя человека и горя народа, тему жертвенности и тему Победы.

& «Образ и мысль» – это инновационная образовательная технология, являющаяся национальным вариантом американской программы «Стратегия визуального мышления». Внедрение этой программы в образовательные учреждения имеет цель содействовать развитию способности детей к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установлению собственной, естественной системы связей с искусством, которая будет служить основой для их дальнейшего развития. Стимулом такого развития служат произведения искусства всех времен и народов. Дети самостоятельно, без вмешательства авторитетного (а часто и авторитарного) мнения взрослых, рассматривают произведения, высказывают свои наблюдения и, в меру своих возможностей, приближаются к постижению их многогранного содержания. Уникальным педагогическим инструментом общения начинающего зрителя с искусством выступает особым образом организованная фасилитированная групповая дискуссия.

& ИЗО в Германии. В системе школьного образования в Германии предмет «искусство» преподается в школах с 1-го по 13 класс. В начальной школе количество уроков искусства составляет в среднем два часа в неделю во всех федеральных землях; в средней школе - четыре часа; в 11-13 классах - от трех до пяти часов. Кроме искусства, во всех типах немецких школ преподаются самостоятельные дисциплины: «театр», «музыка» и «танец».

Учебные планы предмета «искусство в немецкой школе различаются не только в федеральных землях страны, но и в различных школах, классах. Вообще же существуют по крайней мере два направления в современной работе с детьми по изобразительному искусству - так называемые поэлементные и интегрированные (синтетические) программы, в соответствии с которыми в школах придерживаются разных систем опорных категорий развития ребенка в искусстве.

Принципы построения учебного плана и школьных программ по искусству в немецких школах таковы:

- в начальных классах программа строится в основном на принципе тематической цикличности (явления времен года - осень, зима, весна, лето);

- в средней школе программа строится на основе историко-тематического принципа;

- в старших классах целиком выдерживается исторический принцип построения программы.

Рекомендуемая литература

1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

2. Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

3. Искусство вокруг нас: Учеб. для 2(3) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998.

4. Искусство вокруг нас: Учеб. для 3 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

5. Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 1(2) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1997.

6. Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 2 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1998.

8. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2 кл.: В 2 ч. Ч. 1. Учись рисовать. Ч. 2. Волшебный мир. – М.: Дрофа, 1999.

9. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4 кл.: В 2 ч. Ч. 1. Учись рисовать. Ч. 2. Волшебный мир. – М.: Дрофа, 1999.

10. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.

11. Неменская Л.А. Каждый народ – художник: Учеб. для 4 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

12. Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

13. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О пробл. эстет. воспитания: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987.

14. Неменский Б.М. Познание искусством. – М., 2000.

15. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2003.

16. Программы средней школы. Изобразительное искусство. Начальные классы (I – IV). – М.: Просвещение, 1985.

17. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999.

18. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1(2) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1997.

19. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2(3) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1999.

Наши рекомендации