Приложения к курсовой работе

Выбор темы исследования.

Темы курсовых работ, как правило, определяют и утверждают на заседании кафедры педагогики.

Темы курсовых работ могут определяться различными спосо­бами.

1. Тему предлагает преподаватель. Если он ведет исследователь­скую работу по какой-либо проблеме, то может привлечь к ее разработке и студентов, придав их творческому поиску конкрет­ное направление.

2. Студент выбирает тему, связанную с преодолением затруд­нений, возникших в его практической деятельности. Как прави­ло, такие темы разрабатывают студенты, которые до обучения в педагогическом университете имели опыт работы с детьми или со­вмещают учебу и работу.

3. Студент работает по теме, соответствующей его интересам.

Самостоятельно выбрать тему исследования помогают следующие приемы:

- просмотр аналитических обзоров достижений науки, напи­санных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);

- выбор по принципу повторения ранее выполненных исследо­ваний, но с использованием новых, более совершенных методов;

- проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;

- ознакомление со специальной литературой и периодически­ми педагогическими изданиями;

- консультации с ведущими учеными для выявления малоизу­ченных проблем и вопросов по теме, имеющих актуальное значе­ние.

Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следую­щим требованиям:

- соответствовать задачам подготовки специалистов;

- учитывать направления и проблематику современных науч­но-педагогических исследований;

- приобщать студентов к работе над проблемами, которые ис­следуют отдельные преподаватели и педагогический коллектив в целом;

- учитывать разнообразие интересов студентов в области педа­гогической теории и практики, а также результаты работы в науч­ном студенческом обществе;

- разрабатывать актуальные проблемы воспитания и обучения детей.

После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с научным руководителем, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой ра­боты.

План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсо­вую работу.

Структура курсовой работы.

При выполнении курсовой работы необходимо соблюдать правила ее напи­сания и оформления.

Титульный лист

Титульный листоформляется с учетом следующих требова­ний.

Вверху — Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Кафедра педагогики

В середине листа – слова «Курсовая работа», под ними — тема курсовой работы.

Ниже, справа — 1) фамилия, имя, отчество студента, факультет, курс, группа.

2) ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество научного руководи­теля.

Внизу — город и год написания курсовой работы.

Внимательно изучите образец оформления титульного листа!

Содержание курсовой работы.

На первой странице курсовой работы приводится содержание курсовой работы, включающее названия пунктов и подпунктов плана работы. При этом их формулировки должны быть раскрыты в работе, быть краткими, четкими, последо­вательно и точно отражать ее внутреннюю логику.

Обязательно указывают страницы, с которых начинается каж­дый пункт или подпункт.

Например.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................................................2

1. Принцип обучения как категория дидактики........................................................................5

2. Характеристика принципа индивидуализации обучения....................................................12

3. Методы и приемы воплощения принципа индивидуализации на уроках английского языка..............................................................................................................................................17

4. Специфика реализации принципа индивидуализации в процессе обучения английскому языку.............................................................................................................................................24

Заключение...................................................................................................................................29

Литература...................................................................................................................................31

Приложение..................................................................................................................................33

Введение.

Во введении курсовой работы раскрывается значение темы, обосновывает­ся ее теоретическая и практическая часть, актуальность, указываются ученые, практики, которые решают данную проблему. Введение завершается формулированием цели и задач курсовой работы, которые должны выходить на дальнейшие разделы плана, и указанием методов научно-педагогического исследования, которые были использованы.

Во введении также дается краткая информация о замысле ис­следования. При этом не нужно увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Введение должно занимать не более двух-трех страниц текста.

Для того чтобы проверить, правильно ли представлены основ­ные характеристики педагогического исследования, полезно от­ветить на следующие вопросы.

1. Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? (Актуальность.)

2. Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? (Про­блема.)

3. Как назвать исследование? (Тема.)

4. Что рассматривается? (Объект исследования.)

5. Как рассматривается объект, какие новые отношения, свой­ства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? (Пред­мет исследования.)

6. Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? (Цель.)

7. Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (Задачи.)

8. Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? (Гипотеза.)

9. Как проводилось исследование? (Теоретические и практические методы научно-педагогического исследования.)

Поскольку курсовая работа предполагает лишь первоначаль­ное приобщение студентов к педагогическому исследованию, то, видимо, нет необходимости представлять абсолютно все характе­ристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию (например, гипотеза). Формулировка этих характеристик будет зависеть от подготов­ленности студентов, специфики темы исследования и других об­стоятельств.

Основная часть

Основная часть курсовой работы включает в себя содержание нескольких пунктов плана. В них раскрывают историю и теорию исследуемого вопроса, дают критический анализ литературы, из­лагают позицию автора.

1) В теоретической части дается обзор литературы по проблеме, подходов различных авторов, утверждается собственная точка зрения;

2) В практической части раскрывается содержание, формы и ме­тоды работы в массовой практике. Далее освещаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.

3) В преобразующей части показаны пути совершенствования работы.

Отдельным параграфом должен быть показан собственный опыт работы по проблеме (для студентов 4 курса) или опыт, учителя, классного руководителя изучаемый студентом в школе, классе (для студентов 3 курса).

С чего начинать. Работу следует начинать с подбора литерату­ры по теме исследования.

Выделяют три источника библиографической информации:

-первичный (статьи, диссертации, монографии и т.д.);

-вторичный (библиография, реферативные журналы, сигналь­ная информация и т.д.);

- третичный (обзоры, компилятивные работы, справочные кни­ги и т.д.).

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную — о самом содержании уже известных знаний.

При написании курсовой работы следует просмотреть общепе­дагогические журналы: «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Магистр», «Классный руководитель» и др., а также методические журналы, имеющие отношение к специальности: «Русский язык в школе», «Математика в школе», «Иностранные язы­ки в школе» и др. Тематические указатели статей за год печатают­ся в последних номерах журналов.

Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по опре­деленным темам.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:

- какие исследователи, в каких научных центрах уже работали и работают по теме исследования?

- где (в каких источниках) опубликованы результаты этой ра­боты?

- в чем конкретно они состоят?

Вся добытая студентом информация фиксируется в виде запи­сей.

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования. Это означает, что то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может тракто­ваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «уз­ком» смыслах) должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значе­ние. Толкование выделенных понятий можно найти в следующих источниках:

- энциклопедии: общие и специальные (на­пример, педагогическая, психологическая, философская и др.);

-толковые словари: общие (С.И.Ожегова, В.И.Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);

- оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий фиксируют на отдельных листах и подвергают анализу, сравнению, классификации, обобщению и др.

Как показала практика, для написания обзора по теме иссле­дования необходимо использовать не менее 20 источников.

Текст курсовой работы. В тексте дается оглавление, все пункты плана тоже указываются. С них начинаются и все параграфы.

Материал должен быть изложен логически последовательно, литературным языком. Не нужно употреблять как излишне про­странных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допус­кающих двойное толкование, и т.п.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единствен­ного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обой­тись и без него. Допустимы обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых отсутствует местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов: «наблюдаем», «уста­навливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», — однако предпочтительнее пи­сать: «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта сви­детельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п.

В курсовой работе необходимо соблюсти единство стиля изло­жения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилис­тическую грамотность в соответствии с нормами современного русского языка и еще раз проверить однозначность трактовки клю­чевых для данной работы понятий.

Опытная работа. Далее следует описание опытно-эксперимен­тальной работы. Дают подробную характеристику испытуемых с указанием их возраста и количества, характеризуют материал, используемый в опытной работе, и если он представляет собой изображение предметов, то его описание включают в текст или приложение. Здесь указывают, какое оборудование (приборы, ап­паратура) использовалось; необходимо описать и весь ход рабо­ты, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные.

Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К табли­цам, рисункам нужно сделать краткие, но понятные подписи, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений. Все иллюстрации следует выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов.

Анализ результатов— следующий важный этап работы, в ходе которого необходимо ответить на вопросы: почему так получилось? В чем причины? Как можно объяснить тот или иной факт? На этом этапе необходимо привлечь теоретические и практиче­ские данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, охарактеризовать полученные данные. Делать это целесообразно в той же последо­вательности, в какой представлены результаты исследования в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необхо­димо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была).

Заключение

Заключение курсовой работы содержит итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; в нем отмечается их практическая значи­мость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заклю­чению — его краткость и обстоятельность. Не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключе­ние должно давать ответы на следующие вопросы:

С какой целью предпринято студентом данное исследование?

Что сделано?

К каким выводам пришел автор?

Список использованной литературы

Список использованной литературысоставляется по ГОСТу в алфавит­ном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилий авторов).

В список включают все использованные в процессе работы ли­тературные источники независимо от того, где они опубликова­ны (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором.

В списке применяется общая нумерация литературных источ­ников.

Приложения к курсовой работе.

Приложенияобычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера; если приложений несколько, то «Приложе­ние 1», «Приложение 2» и т.д.

В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятель­но), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т.д.

Наши рекомендации