ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Планы семинарских занятий

Планы семинарских занятий

и методические указания к ним

(электронный вариант)

Кемерово 2008

ВВЕДЕНИЕ

При разработке методических указаний мы руководствова­лись тем, что семинарские занятия по дисциплине «Психология и педагогика» должны способствовать сознательному усвоению теоретических основ современной психологической науки и формированию у студентов устойчивых интересов к психологическим знаниям и их применению на практике.

По каждой теме представлены планы семинарских занятий, методические указания по подготовке каж­дого вопроса плана, основная и дополнительная литература, практические задания, а также тематика рефератов. Вся основ­ная литература должна быть изучена студентами и законспек­тирована (кроме учебных пособий). Используя дополнитель­ную литературу, студенты по предложению преподавателя го­товят сообщения по некоторым вопросам курса. Практические задания также выполняются письменно в тетради для семинарских занятий. Работая над рефератами, студенты могут использовать, кроме рекомендованной литературы, дополни­тельные источники, освещающие отдельные проблемы психо­логической науки. Предполагается, что за время, отведен­ное по учебному плану на изучение курса психологии и педагогики, каждый студент пишет рефераты и делает доклады на семинарских занятиях. Прежде чем приступить к написанию реферата или доклада, рекомендуем студентам выполнить следующую работу:

– подобрать по теме необходимую литературу и глубоко изучить ее;

– хорошо продумать и составить подробный план работы; подумать над правильностью и доказательностью выдвигае­мых авторами источников тех или других положений;

– сопоставить рассматриваемые в литературе факты, выде­лить в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом реферата или доклада;

– подготовить необходимые к работе иллюстрации, умело ис­пользовать личные наблюдения, опыт и эксперименты.

Составление реферата или доклада – важная форма самостоятельной работы студентов. В конце учебного года рефераты подаются студентами на конкурс научных студенческих работ.

СЕМИНАР 1

Предмет психологии, её задачи и методы

1. Место психологии в подготовке специалиста.

2. Область изучаемых явлений и предназначение психологии.

3. Основные исторические этапы развития психологической науки.

4. Основные направления в психологии ХХ века.

5. Методы психологического исследования.

Литература

1. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Сос. и отв. ред. А.А. Радугин; науч. ред. Е.А. Кротков. -М., 1996.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. - М.: Высшая школа, 2001.

3. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. - М.: Владос, 2001.

Вопросы для самопроверки

1. Область каких явлений изучает психология? Приведи примеры психических явлений.

2. Иногда предмет психологии определяют как область душевных явлений. Психика человека и его душа — это одно и то же?

3. Что может дать изучение психологии специалисту высшего про­филя в области экономики? Какими психологическими знаниями тебе уже приходилось пользоваться? Считаешь ли ты себя хорошим психоло­гом, знатоком человека?

4. Перечисли некоторые из уже известных тебе разделов психо­логической науки. Кроме названных в тексте, выделяют ещё психоло­гию религии, психологию семьи и брака, психологию труда, инженер­ную психологию, психологию искусства. С помощью словаря по психо­логии установи их предмет и задачи.

5. Какие отношения существуют между психологией и философией?

6. Что изучает социология и чем она может быть полезна психо­логии?

7. Назови три начала человеческой души в истолковании Плато­на. Как мыслит Платон связь души с телом?

8. В чём состоит особенность понимания души Аристотелем (в сравнении с платоновским)?

9. Кто и когда ввёл термин «психология»?

10. В чём состоит дуализм учения Р. Декарта о душе и теле?

11. Как предполагал преодолеть дуализм души и тела Б. Спиноза?

12. Кто первым ввел понятие о бессознательном для характеристи­ки психики человека?

13. Кто является автором положения о том, что все идеи происхо­дят из опыта?

14. Чем известен в истории психологии английский врач и священ­ник Д. Гартли?

15. В чём состоит основная идея ассоциативной психологии?

16. Раскрой принцип структурной психологии. Кто был её основа­телем и лидером?

17. В чём суть интроспекции как психологического метода?

18. Назови и оцени заслуги русских исследователей конца XIX -начала XX веков в области психических явлений.

19. Назови (перечисли) наиболее значительные школы (направле­ния) психологической науки в XX веке и имена их виднейших предста­вителей.

20. В чём состоит основной метод бихевиоризма (выбери правиль­ный, на твой взгляд, ответ):

а) интроспекция, т. е. целенаправленное самонаблюдение за пси­хическими процессами;

б) создание математических моделей психических процессов;

в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций орга­низма в ответ на воздействие окружающей среды.

Отметь недостатки бихевиоризма и его достоинства.

21. Охарактеризуй понятие «гештальт». Какие наблюдения (опыты) послужили основой для введения этого понятия? Каково значение слова «инсайт»? В чём заключается несомненная заслуга гештальтпсихологии?

22. Как называется система анализа душевной жизни, предложен­ная З. Фрейдом? Охарактеризуй общую структуру психики человека, как она представлена в психоанализе.

23. Какова, по мнению Фрейда, роль «Оно», «Я» и «Сверх-Я» в психике человека»? Как З. Фрейд мыслил отношения между сознанием и бессознательным содержанием психики?

24. Какие положения психоанализа не устраивали учеников Фрей­да А. Адлера и К. Юнга? Что они предложили взамен?

25. Что такое «неофрейдизм»? Назови его важнейших представи­телей и кратко охарактеризуй их взгляды.

26. В чём своеобразие когнитивной психологии? Охарактеризуй её основное понятие «схема».

27. К каким сторонам душевной жизни человека обращается гумани­стическая психология? Сравни её в этом плане с глубинной психологией.

28. На какие группы можно разделить методы психологического исследования?

29. Чем сравнительный метод отличается от лонгитюдного?

30. В чём особенности комплексного метода?

31. Чем отличается внешнее наблюдение от самонаблюдения?

32. В чём различие между наблюдением и естественным экспери­ментом, лабораторным и формирующим экспериментом?

33. Какие психодиагностические методы ты знаешь?

34. Что такое праксиометрические методы, моделирование в пси­хологическом исследовании?

35. Каковы приёмы обработки данных и интерпретационные мето­ды психологии?

36. Определи, какие методы обозначены римскими цифрами I, II, III.

— Метод I отличает от иных методов невмешательство исследо­вателя в изучаемые психические явления.

— Использование метода II предполагает незаметное для испы­туемых вмешательство ради создания условий, в которых изучаемые пси­хические явления и механизмы предстали бы в наиболее чистом виде.

— Метод III в основном аналогичен методу II, однако при его использовании испытуемые знают, что являются таковыми.

Основные понятия

Аналитическая психология. Аристотель. Ассоциативная психоло­гия. Ассоциация. Бессознателъное. Бихевиоризм. Вытеснение (в психо­анализе). Гештальт. Гештальтпсихология. Глубинная психология. Гомео-стаз. Гуманистическая психология. Духовность. Душа. Защита психоло­гическая (в психоанализе). Индивидуальная психология. Инсайт. Инте-риоризация. Интроспекция. Коллективное бессознательное. Либидо (в психоанализе). Личность. Логотерапия. Нейропсихология. Неофрейдизм. Общая психология. Оно (Ид). Онтогенез. Ориентировочная основа дейст­вия. Педагогическая психология. Психика. Психоанализ. Психология. Психофизический параллелизм. Рефлексия. Сверх-Я (Супер-Эго) (в пси­хоанализе). Сознание. Социальная психология. Структура. Сублимация (в психоанализе). Эго (Я). Экспериментальная психология.

Наши рекомендации