Обусловленность взаимоотношений адекватностью оценок поведения и деятельности учащихся

Правильно оценить действия и поступки учащихся и соответ­ственно оценкам строить отношения с ними можно только в том случае, если педагог хорошо знает возрастные особенности учащих-

416 Раздел IV. Основы технологии целостного педагогического процесса

Глава 21. Технология педагогического общения

All



Обусловленность взаимоотношений адекватностью оценок поведения и деятельности учащихся - student2.ru Обусловленность взаимоотношений адекватностью оценок поведения и деятельности учащихся - student2.ru ся. Прежде всего учителю необходимо помнить, что переход к подростковому возрасту характеризуется повышенной утомляе­мостью, которая является следствием физиологической перестрой­ки организма. Повышенная утомляемость ведет к увеличению так называемых немотивированных поступков, поступков вопреки чу­жой воле, проявлению упрямства. Характерно, что на уроках, где учителя равномерно чередуют интеллектуальную нагрузку с физи­ческой (в целях профилактики утомления), нарушений дисципли­ны в 1,8 раза меньше, чем на обычных уроках тех же учителей1.

Учет отмеченной выше особенности подросткового возраста при оценке поведения учащихся и, следовательно, установлении взаимоотношений с ними является важным, но все же не основ­ным моментом. Дело в том, что ведущим мотивом поведения в подростковом возрасте является потребность в достойном поло­жении в коллективе сверстников, поэтому почти все поступки должны оцениваться с учетом этой мотивации. Необходимо учи­тывать, что реакция подростков на то или иное воздействие пе­дагога определяется тем ущербом, который может быть нанесен их положению в классном коллективе. То же самое можно ска­зать и об оценках по учебным предметам. Для подростка важна не сама оценка. Она лишь средство обретения уверенности и ком­фортности в коллективе. Во многих случаях проявления своево­лия, упрямства, негативной реакции на педагогическое воздейст­вие — это ответы на факты унижения достоинства подростка.

В таких ситуациях учителю не нужно делать вид, что он знает истинные мотивы поступков. При этом надо искать опору в кол­лективе и малых группах учащихся. Если ученик видит, что его поступок отрицательно оценивается коллективом, а тем более малой группой, он больше его не повторит. Если же этого не произойдет, подобный поступок обязательно повторится в тех или иных формах. Более того, он может принять устойчивый харак­тер, что отрицательно скажется на установлении взаимоотноше­ний учителя с данным учеником.

Опора на общественное мнение коллектива в установлении взаимоотношений

Преследуя цель установления педагогически целесообразных отношений, учитель должен опираться на коллектив. Большое

1 См.: Краковский А.П. О подростках. — М., 1970.

значение при этом имеет учет уровня его сформированности. В младших подростковых классах общественное мнение еще не является той силой, которая решающим образом оказывает влия­ние на жизнь и деятельность учащихся. Именно в этом возрасте наиважнейшее значение для подростков приобретают микрогруп­пы: в них они проводят вместе время, делятся впечатлениями, помогают друг другу. Поэтому опора на малые группы — одно из основных условий установления педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными учащимися и классом в целом. Значимость этого условия усиливает тот факт, что отношение учителя к подростку, члену той или иной группы, а тем более к ее лидеру, воспринимается ее представителями как отношение к каждому из них.

Естественно, что микрогруппы в некоторых случаях в чем-то могут противопоставлять себя коллективу. Поэтому задача педа­гога — своевременно выявить эти микрогруппы, направить их развитие в соответствии с образовательными целями, постепен­но объединяя все малые группы в единое целое, в коллектив. Не­изменным средством здесь является совместная деятельность, постановка реальных задач, объединяющих микрогруппы.

Наши рекомендации