Задания для развития и контроля владения компетенциями
1. Разведите основные понятия педагогики и основные междисциплинарные понятия, используемые педагогикой. Задание выполните в виде таблицы.
2. Проанализируйте сущность понятия «воспитание» и разнообразие использования дефиниций воспитания в педагогике. Результат представьте в виде сообщения.
Тема 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс
Цель занятия:сформировать у студентов представления о сущности образования как общественном явлении и педагогическом процессе.
Организационная форма занятия:семинар
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1.Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры.
2.Функции современного образования.
3.Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.
Методические рекомендации
1.Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры.
При подготовке к данному вопросу студентдолжен иметь представление о сущности понятий «образование», «адаптация», «социализация», понимать их связь и различие. Понимать специфику формирования духовности в человеке, его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов. Знать модели образования.
Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- СПб., Питер, 2008., Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- М., 2007., Подласый И.П.Педагогика.- М.: Владос, 2009.
2.Функции современного образования.
При подготовке к данному вопросу студентдолжен иметь представление о социокультурных функциях образования, понимать основные элементы образовательной системы. Иметь представление о формах организации образовательного процесса, системе обучения.
Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- СПб., Питер, 2008., Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- М., 2007., Подласый И.П.Педагогика.- М.: Владос, 2009.
3.Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.
При подготовке к данному вопросу студентдолжен иметь представление о специфике федеральной, региональной, муниципальной и районной образовательной системы. Знать уровни образования, их характеристику. Понимать особенности развития и воспитания на каждом возрастном этапе. Знать критерии качества образования, его факторы.
Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- СПб., Питер, 2008., Подласый И.П.Педагогика.- М.: Владос, 2009.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Леонова О.В. Общая педагогика. Учебно-методическое пособие - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- СПб., Питер, 2008.
3. Подласый И.П.Педагогика.- М.: Владос, 2009.
4. Харламов И.П. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- М., 2007.
Дополнительная
1. Краевский В.В. Общие основы педагогики.- М. – Волгоград, 2009.
2. Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для вузов.- М., 2007.
3. Общая и профессиональная педагогика / Под ред. В.Д. Симоненко.- М., 2008.
Интернет-ресурсы
http://www.eduhmao.ru/info/1/3719/Информационно-просветительский портал
http://pedlib.ru/Books/1/0133/1_0133-1.shtml Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.2.77.1.7 Каталог. Народное образование. Педагогика
http://prof-teacher.ru/pedagogika/tema-10-obshhie-zakonomernosti-i-principy-vospitaniya/ Общие закономерности и принципы воспитания
http://www.videoresursy.ru/ Медиаресурсы для образования и просвещения.
http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych-index.html Психология и педагогика.
http://www.iqlib.ru/ Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий. Ресурс предлагает в свободном доступе электронные учебники, справочные и учебные пособия, а также другие материалы.
http://paidagogos.com/ Педагогика. На сайте размещены статьи по педагогике, включая некоторые персоналии, дидактику, методику, содержание обучения и контроль знаний, компьютеризацию образования.
Задания для развития и контроля владения компетенциями
1. Выделите специфические особенности развития человека в процессе образования. Результат оформите в виде таблицы.
2. Проведите письменный анализ базисного учебного плана среднего общего образования Ставропольского края.
3. Подготовьте рефераты на темы:
- «Специфика образовательных запросов разных социокультурных
групп населения».
- «Образование и культура в историческом аспекте».
Тема 6. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования
Цель занятия:сформировать у студентов представление о содержании образования и педагогических основ его совершенствования.
Организационная форма занятия:круглый стол.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Сущность содержания образования и его исторический характер.
2. Государственный образовательный стандарт.
3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.