Организация условий исследования

Предусматривает создание обстановки, соответствующей задачам исследования, особенно одинаковых при повторных сравнительных экспериментах, подготовку оборудования, инвентаря и аппаратуры.

При использовании динамометров, спирографов, секундомеров и прочих приборов, имеющих тарировку, нужно периодически проверять правильность их показаний. Применяя динамометры, лучше сохранить их в неприкосновенности до повторных исследований. Этим достигается большая «чистота» измерений, так как исключается возможное влияние на результаты повторных исследований каких-либо изменений в самих динамометрах (известно, что многократное их использование часто
приводит к нарушениям тарировки).

Пользуясь приборами, работающими на постоянном или переменном токе, следует при каждом исследовании проверять напряжение в сети [2, 4].

Вопросы

1. Дайте определение «Педагогический эксперимент»

2. Перечислите основные действия исследователя, приступающего к разработке программы экспериментальной части.

3. Перечислите обязательных действия при планирование эксперимента

4. Назовите группы методов для проведения педагогического научного исследования.

5. Какими положениями надо руководствоваться для определения оптимального количества исследуемых.

6. Какие формы документации должен иметь исследователь?

2.8 Проведение исследования

Любое педагогическое исследование в области физической культуры и спорта проводится с использованием различных методов. Рассмотрим основные из них.

Педагогический эксперимент - метод создающий возможность для воспроизведения изучаемых явлений вследствие намеренной организации условий и запланированного вмешательства исследователя в изучаемое явление, искусственного выявления изучения какой-либо одной стороны изучаемого процесса из многообразия существующих связей [2].

Эффективные результаты эксперимента возможны только при осуществлении тщательного контроля за факторами, действующих на эффективность учебно-воспитательного процесса в педагогическом эксперименте.

Эти факторы делятся на экспериментальные и сопутствующие.

Экспериментальные - искусственно вводимые в учебный процесс и являющимися результатами действия их введения.

Сопутствующие - это те, которые уравниваются, чтобы создать доказательность действия экспериментального фактора.

Каждый педагогический фактор характеризуется следующими показателями:

1.Качественной оценкой в виде словесного описания.

2.Количественной - в виде разнообразных оценок (от бальных до метрических), получаемых в результате изменений.

3.Статистической - в виде показателей зависимости между разными факторами, вычисляемых методами статистических связей [2,4].

Эффективность педагогического процесса в экспериментальной группе может доказываться длительностью обучения тому или иному двигательному действию. Считая, что чем быстрее исследуемые овладевают физическими упражнениями, тем выше эффективность примененных методов обучения. Если же срок овладения каким-либо действием был сокращен по сравнению с общепринятыми представлениями, то одновременно в эксперименте должно быть доказано, что это:

а) не снизило прочность сформированного двигательного навыка;

б) не оказало отрицательного влияния на процесс сформирования
последующих двигательных навыков;

в) вызвало повышение спортивного результата подготовленности к
профессиональной деятельности.

В ходе педагогического эксперимента его результаты нужно проверять на практике, в повседневной работе.

Эксперимент разрабатывает частичный педагогический результат, улучшение которого влечет за собой повышение общего педагогического результата. Например, при улучшении техники бега (частичный педагогический результат) повышается спортивный результат (общий педагогический результат).

Продолжительность педагогического эксперимента определяется в зависимости от задач исследования, от сложности решаемого вопроса. Включает в себя как проведение учебных занятий, так и регистрацию их эффективности. Проводится по следующей схеме: начальное исследование - проведение занятий - промежуточное исследование - проведение занятий - конечное исследование.

Начальное, промежуточное и конечное исследования предусматривают получение определенных показателей с помощью методов сбора текущей информации, а проведение занятий обеспечивает непосредственную реализацию намеченного учебно-воспитательного процесса (применение новых средств, методов и пр.).

В теории и практике исследовательской работы определилось несколько видов педагогических экспериментов. Каждый из них характеризуется несколькими признаками.

В соответствии с целью, которую ставит перед собой исследователь, может быть применен или преобразующий эксперимент или констатирующий.

Преобразующий эксперимент - предусматривает разработку нового в практике педагогического положения в соответствии с выдвинутой гипотезой (проблемное обучение).

Констатирующий эксперимент предполагает проверку уже имеющихся знаний о том или ином факте, явлений.

Констатирующий эксперимент заканчивается обозначением противоречий в компонентах предмета исследования. Задача следующего этапа - разработать совокупность средств, методов и методических приемов для разрешения этих противоречий и проверить их эффективность в основном преобразующем эксперименте.

Естественный эксперимент - характеризуется настолько незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания, что они могут быть лаже не замечены участниками эксперимента.

В зависимости от способа комплектования экспериментальных и контрольных групп по их качественному составу, естественный эксперимент может проводиться в виде экспериментальных занятий и в виде опытных уроков.

Экспериментальные занятия решают задачи в естественных условиях на меньшем числе занимающихся, опытные - в обычных условиях.

В зависимости от осведомленности или неосведомленности занимающихся о задачах и содержании исследования, опытные уроки подразделяются на открытые и закрытые. Экспериментальные занятия проводятся, как правило, в открытой форме.

Открытый эксперимент предусматривает подробное объяснение занимающимся задач и содержания всего исследования. Исследуемые -активные и сознательные участники работы.

Закрытый эксперимент проводится при полной неосведомленности занимающихся о том, что они являются участниками исследования.

Модельный эксперимент характеризуется значительным изменением типичных условий физического воспитания, что позволяет изолировать изучаемое явление от обычных явлений (исследование результативности различных отягощений для развития силы - жим лежа, вместо стоя).

Лабораторный эксперимент характеризуется строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемых от влияния изменяющихся условий окружающей среды. При решении педагогических задач, его роль сводится к подсобной (физиология, психология).

Эксперименты перечисленных видов по своей направленности могут быть абсолютными и сравнительными.

К абсолютному эксперименту прибегают в тех случаях, когда требуется изучение состояния занимающихся в данный момент, без прослеживания его динамики (например, изучение уровня развития двигательных качеств по заранее разработанным тестам для определенной возрастной группы спортсменов).

Сравнительный эксперимент устанавливает небольшую эффективность какого-либо метода обучения, применяемого средства и пр., который по логической схеме доказательства выдвинутой гипотезы делится на последовательные и параллельные.

Последовательные эксперименты предусматривает доказательство гипотезы (или ее опровержение) путем сопоставления эффективности педагогического процесса после введения в него нового фактора с эффективностью педагогического процесса до его введения в той самой группе занимающихся. Они обладают большой доказательной силой.

Параллельные эксперименты предусматривают организацию не менее двух максимально идентичных парных учебных групп. В одной группе к каждой паре применяется экспериментальный метод организации учебных занятий (экспериментальная группа), в другой - контрольный метод (контрольная группа). Учебные занятия и обследования проводятся одновременно в обеих группах, то есть параллельно, при котором все спонтанные, неуправляемые факторы будут оказывать одинаковое воздействие на занимающихся как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Различия же, в конечном результате, окажутся следствием действия именно экспериментального фактора.

Параллельные эксперименты бывают прямые, перекрестные и многофакторные (с несколькими уровнями).

Прямой эксперимент - когда в экспериментальных и контрольных группах, после проведения серии занятий, определяется результативность изучаемых факторов.

Перекрестный эксперимент - позволяет поставить примерно в равные условия различные учебные группы, когда отпадает необходимость в создании контрольных групп, ибо каждая из пары групп поочередно бывает то контрольной, то экспериментальной и повышает достоверность получаемых результатов.

Многофакторный эксперимент - позволяет в сравнении изучать не только эффективность нескольких однородных факторов, но и выявлять зависимость между несколькими группами диспаратных факторов.

Методика проведения педагогического эксперимента. Она включает в себя ряд обязательных действий экспериментатора, в число которых входят следующие.

Определение целей и задач эксперимента, обоснование его необходимости.

Покажем это на примере исследования, проведенного А.А. Гужаловским [4]. Как известно, им разработаны теоретико-методические основы учета критических периодов при построении процесса физического воспитания. Целью проведенных им экспериментов явилось определение эффективности использования этих периодов для оптимизации процесса физического воспитания.

Формулировка научной гипотезы. Она должна базироваться на определенных научных данных, подкрепляться теоретическими доводами и умозаключениями. В рассматриваемом нами примере А.А. Гужаловским были обозначены две рабочие гипотезы:

«1) допустить, что коль скоро критические периоды наступают в силу объективных биологических закономерностей онтогенеза, то эффект физического воспитания в эти периоды изменяется как бы автоматически и потому не требует вносить каких-либо существенных изменений в сложившуюся практику физического воспитания:

2) считать, что «критические сенситивные» периоды в физическом развитии детей и подростков представляют особо благоприятные возможности для направленного воздействия на определенные физические способности (биологические основы которых особенно интенсивно формируются и созревают в данные периоды) и исходя из этого, таким образом строить процесс физического воспитания, чтобы специально направленные воздействия на определенные физические способности концентрировались бы в «сенситивные» периоды их естественного развития» [4 с. 128].

Выбор типа эксперимента. Решение вопроса о видах и типах эксперимента зависит от ряда моментов: от цели и конкретной задачи исследования, этапа работы исследователя над проблемой, средств, используемых для проведения эксперимента и т.п.

В предложенном нами примере для выявления преимуществ выдвинутых рабочих гипотез были проведены поэтапно следующие виды экспериментов:

- констатирующий (на первом этапе рассматривалась возрастная динамика тестовых показателей развития различных физических качеств и некоторых антропометрических признаков у достаточно представительного контингента школьников 7-17 лет - 14812 учащихся обоего пола);

- естественный педагогический эксперимент - в реальных условиях организации курса физического воспитания учащихся общеобразовательной школы;

- сравнительный эксперимент (в ходе экспериментов сравнивалась эффективность избирательного направленного концентрированного воспитания физических качеств школьников в те или иные указанные периоды их развития (путем соответственно сконцентрированного применения адекватных физических упражнений и связанных с ними тренирующих нагрузок);

- последовательный эксперимент (то есть в течение трех лет эксперимент проводился на одних и тех учащихся, в результате чего выявлялась эффективность введения нового фактора).

Выбор и оценка общих условий проведения эксперимента. К ним относятся: средства для проведения педагогического эксперимента (наличие спортивной базы и соответствующего инвентаря); место проведения (решается на основе личной договоренности экспериментатора с преподавателями или тренерами соответствующих организаций); контингент испытуемых (необходимо выяснить их отношение к занятиям, к тренировкам, к преподавателю, тренеру, изучить их физическую и техническую подготовленность); преподаватели, тренеры, принимающие участие в эксперименте.

Составление общей программы эксперимента, программ ведения занятий в экспериментальных и контрольных группах, а также программы ведения наблюдений. Сюда относится: где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, установлен порядок измерения показателей, их регистрации; какие при этом будут применяться техника, инструментарий и другие средства; кто будет выполнять работу и какую. Существенно важно установление критериев и системы показателей, путей их накопления и обработки, порядка и формы проведения контроля. Основными критериями оценки сравнительной эффективности применяемых средств, форм и методов обучения и тренировки могут служить качественные показатели результатов педагогического эксперимента, объем приобретаемых умений и навыков и затраченное время.

Так, например, в вышеупомянутом примере общими критериями эффективности проведенных экспериментов служила степень улучшения достижений в тестовых контрольных упражнениях, а также общепринятые данные официального врачебно-педагогического контроля за результатами физического воспитания.

Педагогическое наблюдение - это планомерный анализ и опенка индивидуального метода организации учебного процесса без вмешательства исследователя в ход этого процесса. Отличается от бытового наблюдения планомерностью и конкретностью объекта наблюдения; наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и факторов (специальных протоколов, условных обозначений при записи и пр.); последующей проверкой результатов наблюдения.

Функциями наблюдения в научном исследовании являются следующие:

а) обеспечение той эмпирической информацией, которая необходима
как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для
последующей их проверки;

б) проверка таких гипотез и теорий, которую нельзя осуществить с
помощью эксперимента;

в) сопоставление результатов, полученных в ходе теоретического
исследования, проверяется их адекватность и истинность.

Регистрация единиц наблюдения осуществляется двумя способами: частотным (дескриптивным) и оценочным.

Частотный - когда исследователь регистрирует лишь сам факт появления в педагогическом процессе избранной единицы (зарегистрировано 10 приемов, шагов и др.).

Оценочный - когда каждая единица будет выражена в соответствии с какой-то предварительно разработанной шкалой оценок. Число выставляемых оценок одновременно будет характеризовать и частоту наблюдаемых единиц.

Объекты педагогических исследований - стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать, не нарушая процесс обучения и воспитания, то есть четко видимый факт.

Возможными объектами наблюдения могут быть:

а) задачи обучения и воспитания;

б) средства физического воспитания; их место в занятии;

в) методы обучения и воспитания;

г) поведение занимающихся и преподавателей;

д) характер и величина тренировочной нагрузки;

е) элементы и техники движений;

ж) тактические действия;

з) величины пространственных перемещений занимающихся или
зарядов;

и) количественная сторона процесса.

Основным условием успешности любого педагогического наблюдения является его анализ и оценка учебного процесса. Выбор объекта наблюдения зависит от задач исследования.

Виды педагогических наблюдений разнообразны. По числу взаимосвязанных педагогических явлений, подлежащих наблюдению, различают наблюдения проблемные и тематические. По степени определенности программы наблюдения могут быть разведывательными и основными. По стилю (форме) наблюдения делятся на включенные и не включенные.

Перед проведением педагогического наблюдения исследователь должен: определить задачи наблюдения; наметить объекты наблюдения, то есть стороны педагогического процесса, которые будут изучаться; определить способ проведения наблюдения; подобрать приемы фиксации полученных данных; установить методы анализа собранного материала.

Способы наблюдения

1.Протоколирование - словесное описание; графическая фиксация с
использованием различных условных обозначений и систем изобретения
физических упражнений (схематично).

2.Стенографирование.

3.Фотографирование и киносъемка

4.Звукозапись

5.Видеозапись

Эффективность записей наблюдения повышается благодаря предварительной подготовке протоколов, форма и содержание которых отвечают задачам исследования.

Хронометрирование - это определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий и его графическое изображение. Чаще всего используется для определения общей и двигательной плотности урока. Хронометрируются следующие виды деятельности:

1.Выполнение физических упражнений. Определяется точное время выполнения всех двигательных действий, которым обучают на занятии.

2.Слушание объяснений и наблюдений за показом упражнений, демонстрацией наглядных пособий.

3. Отдых, ожидание занимающимися очередного выполнения
задания.

4. Действия по организации занятия.

Записи видов деятельности производятся в специальных, заранее подготовленных протоколах.

Указанные способы хронометрирования обладают следующими достоинствами: 1) создают постоянный зрительный контакт, не отвлекая внимания наблюдателя от объекта; 2) позволяют непрерывно записывать различные показатели, раскрывающие последовательность наблюдаемых элементов занятия; 3) дают возможность фиксировать все детали, несмотря на быстроту их появления и смены; 4) определяют объем собранного материала с точностью до 1 сек; 5) благодаря простоте управления аппаратами не требуют специальной подготовки и позволяют вести регистрацию одному исследователю.

Контрольные испытания помогают:

- выявить уровень развития отдельных двигательных качеств;

- оценить степень технической и практической подготовленности;

- сравнить подготовленность как отдельных занимающихся, так и целых групп;

- провести наиболее оптимальный отбор спортсменов для занятий тем или иным видом спорта и для участия в соревнованиях;

- вести объективный контроль за тренировками спортсменов и групп;

- выявить преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий;

- составлять наиболее обоснованные индивидуальные, групповые планы занятий.

Определенная система использования контрольных упражнений называется тестированием. Контрольные упражнения - это стандартизованные по содержанию, по форме и условиями выполнения двигательные действия, применяемые с целью определения физического состояния занимающихся на данный период обучения.

Условно все контрольные упражнения можно разделять на тесты, определяющие уровень общей физической подготовленности каждого компонента, специальной подготовленности в том или ином виде спорта; определяющие физическое состояние занимающихся.

Достоверность контрольных упражнений проверяется оценочным результатом той деятельности, которая является предметом специальной подготовки.

Требования к контрольным испытаниям: стойкость, изобретательность, воспроизводимость и тому подобное. Грамотная реализация всех этих требований помогает решать главную проблему любых контрольных испытаний - проблему стандартизации тестов, то есть выбора тех контрольных упражнений, которые с наибольшим эффектом решают задачи исследования.

Наибольшее значение имеет изобретательность - валидность, как объективная мера связи контрольного упражнения с основным двигательным действием, являющимся предметом специальной подготовки, характеризуется всеми признаками и требованиями изобретательности.

Различают два типа валидности: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя валидность присуща тестам, не имеющих сходных компонентов с оцениваемой педагогической системой.

Внутренняя валидность свойственна тем тестам, которые содержат в себе компоненты оцениваемой педагогической системы.

Мера валидности тестов определяется тремя способами:

- сравнение с тестом - эталоном;

- сопоставление с более объективными показателями, полученными другими методами;

- высчитыванием коэффициента валидности.

Сравнение с тестом - эталоном наиболее значимый способ, но и более сложный. Суть его - результаты, полученные вновь созданным тестом (дублером), сравниваются с показателями, полученными с помощью ранее существовавших тестов - эталонов. Если данные тесты-дублеры соответствуют по абсолютным значениям (или динамике) тестам -эталонам, то первые считаются валидными.

Сопоставление с объективным показателем - сравнение достижений в тесте с результатами, полученными с помощью более объективных методов исследования (динамика показателей тестов на выносливость с уровнем МПК).

Валидность контрольных упражнений для видов деятельности, имеющих количественную оценку результатов, для большей объективности определяется специально рассчитанным коэффициентом корреляции - коэффициентом валидности.

Можно пользоваться коэффициентами валидности, рассчитанными другими авторами, а можно рассчитать их самостоятельно. /Для этого необходимо отобрать достаточную по количеству группу исследуемых (как правило, из числа тех занимающихся, с которыми будет проведен основной эксперимент), измерить результаты выполнения или контрольного упражнения (например, прыжок в высоту с места) и соревновательного (например, прыжок в высоту с разбега каким-либо способом). Затем между полученными показателями рассчитать коэффициент корреляции. Если он составляет 0,9 и более, то валидность считается высокой, если меньше 0,7 - низкой.

Сложнее рассчитывается коэффициент валидности упражнений, особенно нескольких коэффициентов валидности. Для этого исследуемую деятельность классифицируют на группы упражнений по одному признаку. В каждой группе выбирается упражнение, которое явилось бы наиболее характерным именно для этой группы, наконец к каждому характерному упражнению с помощью теоретического анализа и расчета коэффициента валидности подбирается контрольное упражнение (3.6).

Другой способ должен быть основан на выделении так называемого теста-критерия, то есть такого контрольного упражнения, которое обладает наибольшей степенью воспроизводимости и валидности по отношению к основным двигательным действия. Он является тем эталоном, по которому рассчитывается валидность любого нового контрольного упражнения 12, 61.

Чаще всего за тест-критерий стараются принять двигательное действие, нагрузка которого на организм легко поддается регулированию и, что самое главное, которое позволяет судить об «общей готовности» к мышечной работе. Среди таких тестов широкое распространение получили различные варианты Гарвардского степ-теста.

В зависимости от того, какую задачу предлагается решить с помощью тестов, можно различить следующие их разновидности:

- тесты для функционального исследования сердечно-сосудистой системы;

- антропометрические измерения для определения зависимости спортивных достижений от телосложения;

- тесты для исследования физических качеств;

- тесты для определения технических и тактических навыков;

- тесты для определения психологической и морально-волевой подготовленности [2, 4, 9,10].

Анализ документальных материалов [4 с.73]

Многие стороны физического воспитания находят свое отражение в различных документах. Они преследуют практические цели, но вдумчивый, объективный анализ их может являться ценным методом научной работы.

Перечислим основные документы: дневник тренера; результаты соревнований (итог многолетней тренировки); архивные материалы; печатные документы (постановления правительства и т.п.); записи на кинопленку и магнитную ленту, записанные из первичной информации («с натуры») и вторичной (с теле- и радио-передач); рукописные, отражающие ход планирования работы (планирование учебного процесса); общественные документы - не имеющих авторства (решения спорткомитета) и размноженные для широкого пользования; личные документы (дневники тренировки); мемуары педагогов и тренеров; официальные документы, отражающие деятельность учреждений, коллектива, (графики распределения учебного материала); целевые документы (рассчитанные для решения какой-либо задачи исследования); первичные документы (авторские подлинники - журналы, протоколы, стенограммы совещаний и др.); вторичные документы (данные по нескольким первичным); действующие документы (Положение о Президентских тестах физической подготовленности, 1996), архивные документы (Положение о комплексе ГТО, 1959); статистические документы (статотчет).

При отборе документов в архиве следует, прежде всего, по­знакомиться с его учетно-справочным аппаратом: сводным справочником фондов архива (иногда он называется путеводителем), часто имеющим аннотации к наиболее значительным фондам; каталогами и описями дел фондов, которые называются единицами хранения. Каждый фонд имеет собственное название, которое ему присваивается по имени организации или лица, сдавших документы на хранение (названия могут даваться и по другим признакам).

После установления названия фонда, материалы которого необходимы для работы, составляется заявка по форме, имеющейся в каждом архиве.

Отбор и последующее изучение документов должны проводиться с учетом хронологического, географического и тематического признаков.

Перед тем как приступить к изучению документов, необходимо, во-первых, познакомиться со всеми типами документов, имеющими отношение к теме исследования; во-вторых, установить нормы обращения документов в сфере их практического использования и правила их использования. Это позволит выявить сравнительную ценность каждого документа по надежности получения объективной информации. Так, беря для анализа дневники тренировок, необходимо выяснить меру полноты и однотипности записей.

Анкетирование [4 с.76]

Анкетирование - метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизованных вопросов анкеты.

Интервью - метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем.

Беседа - метод получения информации путем двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Анкетирование применяется для установления текущего состояния педагогического явления, для изучения существующих положений в практике работы или мнений, относящихся к проблеме исследования. Виды анкетирования - многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками.

В зависимости от количества опрошенных различают:

- сплошное анкетирование - опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц;

- выборочное анкетирование - опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборочная совокупность.

Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.

Построение анкеты. Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую (паспортичку) (М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги, 1985).

Вводная часть анкеты - своеобразное обращение к респонденту, в которой указывается:

1) учреждение, ведущее исследование;

2) задачи исследования;

3) роль каждого респондента в решении поставленных задач;

4) завершение в полной анонимности ответов респондента;

5) правила заполнения анкеты;

6) заверение в готовности выслать результаты исследования респонденту;

7) способ возврата исследователю.

Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на которые призваны дать решение задач исследователя. Имеет трехступенчатую форму:

1) заинтересовать респондентов и включит их в работу;

2) решать главные задачи исследования и касаться мотивов, мнений и оценок;

3) детализировать ответы на предыдущую часть вопросов.
Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих

паспортную характеристику респондента: ФИО, пол, возраст и др. Основное назначение ее - способствовать качественному анализу собранного материала и определению репрезентативности (представительством) полученного материала. Знание классификации вопросов позволяет грамотно решать сложную задачу разработки вопросника.

В практике исследований применяется следующая классификация вопросов анкет:

вопросы о фактах - отражают действия людей в настоящем и в прошлом, а также результаты их действий (участие в соревновании и показанные результаты). С помощью этих вопросов можно получить событийную информацию, основанную на том, что знает и что понимает респондент, а также использовать демографические вопросы, направленные на выяснение паспортных данных о проживаемом;

вопросы о мотивах — отражают причины тех или иных действий, мнения о действиях, их оценку (что делать, делает и будет делать респондент).

По характеру ситуации - безусловные и условные вопросы о мотивах.

Безусловные вопросы - для реальной ситуации, в которой находится респондент (нравится ли Вам профессия тренера?).

Условные вопросы - для ситуации воображаемой, в которой респондент не находится, но мог бы находиться (хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок в будущем избрал профессию тренера?). Они призваны уточнять, углублять мотивы прошлых, настоящих и будущих действий.

По форме изложения - открытые, закрытые, полузакрытые, прямые и косвенные.

Вопросники любого содержания должны отвечать следующим правилам:

1) иметь прямое отношение к задачам исследования и ответы на которые нельзя получить другими способами;

2) отсутствие вопросов, вызывающих нежелание отвечать и порождающее отрицательное отношение к исследователю и его работе;

3) по содержанию и формулировке вопросы должны быть такими, чтобы все могли на них отвечать;

4) по формулировке - грамотными и стилистическими;

5) содержание и форма вопросов должны отвечать уровню
подготовленности всех респондентов;

6) обоснованными логической системой;

7) состоять из нескольких («батарея вопросов»);

8) «батарея» вопросов стоит так, чтобы первыми шли вопросы
общего характера, а затем частные, углубляющие;

9) плановость перехода вопросов нескольких тем («батареями»);

10) побуждение к лаконичным ответам

После составления, анкета должна быть проверена. В частности, каждый вопрос проверяется по следующим критериям.

1. Не забыты ли (если они нужны) такие варианты ответов, как: «не знаю», «затрудняюсь ответить», «не помню», «не думал об этом» и тому подобные, дающие возможность респонденту уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным?

2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы» со свободными строчками для дополнительных высказываний респондентов (то есть превратить закрытый вопрос в полузакрытый)?

3. Относится ли вопрос ко всей совокупности опрашиваемых или только к некоторой части этой совокупности? (В последнем случае добавляют вопрос-фильтр, чтобы избежать затруднения на стадии обработки информации на компьютере в связи с отсутствием четкого выделения носителя нужной информации).

4. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника заполнения вопроса? Есть ли указания о том, сколько вариантов ответов можно отметить, как отвечать на вопрос табличной формы или вопрос-рисунок?

5. Нет ли логического несоответствия между смыслов формулировки вопроса и шкалой измерения? Оно может заключаться в следующем. Возьмем вопрос: Содержатся ли в формулировке вопроса слова, термины, которые могут быть непонятны опрашиваемым? Как их заменить, не нарушая смысла вопроса?

6. Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого? (Если такое подозрение есть, нужен контрольный вопрос - фильтр на проверку компетентности).

Вопросы

1. Что называется педагогическим экспериментом.

2. В чем сущность экспериментальных и сопутствующих факторов.
Какими показателями характеризуются педагогические факторы.

3. Виды педагогических экспериментов. Их назначение.

4. Каковы компоненты методики проведения педагогического
эксперимента. Приведите примеры их реализации.

5. Что понимается под педагогическим наблюдением. Его отличие от
бытового наблюдения.

6.Каковы функции наблюдения в научных исследованиях.

7.Способы осуществления регистрации единиц наблюдения.

8.Что подразумевается под объектом педнаблюдений. Возможные
объекты наблюдений.

9.Назовите виды педагогических наблюдений.

10.Что должен сделать исследователь перед проведением педнаблюдений.

11.Каковы основные способы наблюдений.

12. Что называется хронометрированием и какие виды деятельности подлежат ему.

14.Охарактеризуйте технику хронометрирования.

15.Как определить моторную и общую плотность занятия.

16.Какие эффективные методы хронометрирования применяются в
настоящее время и их достоинства.

17.Чем определяется значение метода контрольных испытаний. Понятие «тестирование» и «контрольные упражнения»; основные требования, предъявляемые к контрольным испытаниям.

18.Охарактеризуйте понятие «валидность тестов» (ее типы, способы определения ее меры).

19.Дайте характеристику тестов для функционального исследования сердечно-сосудистой системы

20.Охарактеризуйте методику антропометрических измерений. Какие показатели используются при реализации метода антропометрических индексов и их характеристика.

21.Как производится оценка уровня физического развития учащихся и ее учет в практике физического воспитания.

22.Какие тесты применяются для исследования физической
работоспособности.

23.Кто внес вклад в разработку тестов для исследования физических качеств. Охарактеризуйте те из них, которые применяются в практике школьного физического воспитания.

24.Каково содержание тестов для определения технических и тактических навыков в виде спорта, избранном Вами.

25.Какие тесты применяются для определения психологической и морально-волевой подготовленности.

26.Какие основные документы могут подлежать анализу в практике физического воспитания и спорта.

27.Как работать в архиве при отборе документов.

28. Какими методами и способами можно осуществлять анализ документов.

29. Охарактеризуйте этапы работы при проведении контент-анализа изучаемого документа.

30. Как разработать сводные таблицы, характеризующие все интересующие Вас показатели, отобранные при анализе различных документов.

31. В чем сущность анкетирования, интервью и беседы. Виды анкетирования.

32. Охарактеризуйте содержание построения анкет (ее части). Классификация вопросов анкет, ее значение при разработке анкет.

Наши рекомендации