Методы стимулирования

Метод поощрения позволяет выразить положительную оценку действий воспитанников. Его использование закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций.

Виды поощрения: одобрение, ободрение, благодарность и т.д.

Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения.

Соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.

ВОПРОС 32.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ. КРИТЕРИИ ВЫБОРА МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Выбор методов воспитания

Выбор метода воспитания – это поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным является наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели.

При выборе методов воспитания должны быть учтены:

- цели и задачи воспитания;

- содержание воспитания;

- возрастные особенности воспитанников;

- уровень сформированности коллектива;

- индивидуальные и личностные особенности воспитанников;

- условия воспитания;

- средства воспитания;

- уровень педагогической квалификации воспитателя;

- время воспитания;

- ожидаемые последствия.

ВОПРОС 33.

ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ, ИХ МНОГООБРАЗИЕ. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Формы воспитания

Воспитательный процесс реализуется в разнообразных формах воспитания.

Форма – это внешнее выражение воспитательного процесса, конкретный вариант его организации. Она указывает на количество детей, охваченных воспитательной работой, на место проведения воспитательного взаимодействия, на характер взаимоотношений участников процесса воспитания.

К формам воспитания можно отнести конкурс эрудитов, игру-путешествие «В мире профессий», беседу о современной музыке, литературный вечер, спортивный турнир, туристический поход.

Любая форма сочетает воспитательные задачи, содержание воспитательной деятельности, методы и приемы взаимодействия, средства достижения поставленных задач и предполагаемых результатов.

В педагогической теории описано, а в практике воспитательной работы применяются разнообразные формы воспитания. Среди них есть массовые(вечер, праздник, спортландия), групповые (конкурс, посещение музея, театра), индивидуальные (подготовка к выставке детских рисунков). Есть формы воспитания, в которых преобладает определенный вид деятельности. Например, шефский концерт в детском саду – художественно-творческая деятельность, интеллектуальный аукцион – познавательная деятельность, дискуссия – ценностно-ориентировочная деятельность. Формы организации воспитательного процесса складываются в зависимости от направления воспитательной работы (формы эстетического, трудового, экологического воспитания).

Содержание воспитания

Основной компонент содержания воспитания – это отношение человека к себе, другим людям, культуре, обществу, природе как к лично важным ценностям.

Отношения формируются в единстве опыта жизнедеятельности, системы знаний, переживаний, усилий воли и проявляются в поведении. Например, отношения к природе формируют переживания о красоте и гармонии в природе; знания о многообразии природы и ее эволюции; опыт заботы, защиты, сбережения природного окружения. Противоречие между идеальным и реальным уровнем отношений воспитанников ставит перед воспитателем конкретную задачу, например, расширение знаний экологического характера и формирование умений природоохранительной деятельности.

Гуманистическое понимание развития человека определяет новые подходы к содержанию воспитания.

Основное содержание воспитания определяется:

– потребностями и интересами растущего человека;

– общечеловеческими ценностями;

– базовыми компонентами культуры личности.

Содержание воспитания предполагает освоение, усвоение и присвоение окружающего мирачеловеком, входящим в этот мир на уровне современной культуры, т.е. формирование базовых компонентов культуры личности: нравственно-этической, национальной, гражданской, психологической, гендерной, эстетической, экологической, культуры труда; семейных отношений; здорового образа жизни.

Постигая культуру общества, воспитанник формирует собственную культуру как совокупность знаний, жизненных ценностей, принципов, норм и правил поведения. Например, содержание воспитательной работы по формированию гражданской культуры школьников включает:

- усвоение знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности их реализации в повседневной жизни;

- формирование законопослушания;

- развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности;

- воспитание чувства ответственности за судьбу отечества, чувства гордости за ее достижения;

- стимулирование социальной активности, потребности и готовности своими делами помогать стране стать сильнее и богаче.

В процессе воспитания ребенок усваивает и присваивает социальный опыт, культуру общества (нравственную, эстетическую, трудовую, психологическую, экологическую и т.д.) и результатом этого процесса является система ценностных отношений к окружающему миру во всех его проявлениях (знания, ценности, нормы поведения, личностные качества).

ВОПРОС 34.

Наши рекомендации