Раздел iv. тактика педагогической самоорганизации 1 страница

Глава 1. Творческие принципы самоорганизации

1.1. Новые смыслы принципов
Поворот к принципам, как к тактической основе самоорганизуемого воспитания, обусловлен их спецификой. В педагогике принципы имеют множество значений: основного исходного положения, первопричины; основополагающего теоретического знания; основополагающей этической нормы; ориентиров общей направленности отношений между учителем и учениками и частной организации этих отношений. Многозначность определяет и ситуативный характер использования принципов в зависимости от характера исследовательски-преобразующей деятельности учителя: для отбора содержания учебно-воспитательной работы, для определения его ценностей, смыслов, условий, средств реализации.
Сложность перехода от педагогической теории к практике обусловлена отсутствием четкой границы между наукой, как объективной деятельностью, и искусством - субъективным, личностным творчеством, зачастую опосредуемым непросчитываемой интуитивной деятельностью сознания. В педагогике, где большая доля успеха зависит от творческого потенциала учителя, провести эту грань и перебросить "мостик" от науки к практике можно с большой долей условности. Роль этого "мостика" играют принципы, выражающие не только идею, но и возможные направления, ориентиры, а иногда - и варианты ее реализации.
Таким образом, принципы в педагогике личности исполняют методологическую (стратегическую) и оперативную (тактическую) функции.

Особенность принципов педагогики личности - заложенные в них основы и ориентиры открывают простор для их творческого преобразования и применения в авторских разработках учителей, придавая им недостающий компонент научности.

Следует отметить, что отсутствие в личностно ориентированной педагогике каких-либо классификаций методов воспитания и обучения - явление не случайное. Любая методика, составленная на основе классификации несет в себе заряд заданности, своеобразной обреченности на жесткий порядок действий. Творчество учителя, ограниченное предписательным характером методов, оказывается дозволенным только в этом, узком пространстве. Сама же принципиальная основа позволяет расширить зону творческого поиска педагога, придавая ему характер соответствия научно обоснованным гуманистическим ориентирам.
Как было установлено выше, природа педагогического творчества обусловлена работой сознания по переосмыслению учебно-воспитательного материала самим учителем. Переосмысление, по мнению психологов, способствует процессу субъективации, т.е. не только оценке личностной значимости учебного материала, но и осознанию самого себя его субъектом.
Особенно рельефно это проявляется, когда создана ситуация необходимости переосмысления и перестройки субъектом содержания своего сознания, своей деятельности, общения, своего поведения как целостного отношения к окружающему миру.

В процессе переосмысления выделяются следующие этапы: актуализация смысла, понимание проблемно-конфликтной ситуации; мысленная апробация стереотипов опыта и поведения, исчерпывание их возможностей; дискредитация (опровержение) прежних смыслов в контексте обнаруженных противоречий; инновация принципов поведения; реализация вновь обретенного смысла (11).

Переосмысление - одна из специфических характеристик деятельнос-ти сознания. Очевидно, что переосмысливаться, для того, чтобы стать содержанием сознания, должны конкретные факты и положения. Вместе с тем, в них должен быть представлен не только материал, обосновывающий необходимость того или иного педагогического отношения или действия, но и материал, содержащий контекст открытия, предполагающий возможность интеллектуальной инициативы.
Единство содержательного и процессуального аспектов в педагогике личности - это основа, определяющая смысл ориентации образования на ее сущностное начало - сознание субъекта обучения. "Собственно личностным процессом является усвоение не знания как такового, а извлечение из массива информации собственного личностного знания" (В.В.Сериков). Момент "извлечения" является началом смыслообразования, т.е. и моментом интериоризации знания, и моментом начала становления личности.
Однако сам "момент включения момента", его место, установить весьма сложно, если использовать прямые и жесткие способы "включе-ния". Обращаясь к сознанию, а не к мышлению, как результату деятельности сознания, педагогика личности устанавливает порядок этого обращения. Но сознание прерывисто, дискретно, поскольку "подпитывается" дискретной энергетикой неуравновешенной самоорганизующейся "кар-тины" мироздания. Это позволяет описывать его феномен в синергетических терминах. Поэтому порядок обращения учителя к сознанию учеников достаточно условен и представляется как два этапа продвижения педагогического сознания: от общего (стратегического) определения своего места в отношениях с учеником к созданию непосредственных, частных (такти-ческих) условий, необходимых для востребования творческого потенциала личности учащихся.

ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ

1. Опишите новые возможности использования принципов в педагогике, дополняя предложенный в тексте перечень своими предложениями.
2. Что выступает в качестве материала для переосмысления в стратегических принципах воспитания?
3. Представьте свое понимание утверждения о том, что содержание учебно-вопитательного материала должно содержать контекст открытия.
4. Почему момент извлечения знания из учебно-воспитательного материала считается в личностно ориентированной педагогике и началом становления личности? Проиллюстриуйте этот феномен, используя перечень личностных структур сознания.
5. Какой педагогический смысл имеет востребование творческого потенциала личности учащихся в контексте синергетики (феноменологии, аксиологии)?

1.2. Общие (стратегические) принципы.
Невозможность классифицировать методы личностно ориентированного воспитания в силу отсутствия их принудительного всеобщего использования и нереальности репродукции чужого опыта педагогического творчества, с одной стороны, и потребность в обучении учителя технологии творчества на первом уровне - ориентации в общих подходах, в умении самостоятельно вычленять необходимые для творчества материалы, определили необходимость замены конкретных методов воспитания на принципы - ориентиры.
Общие принципы определяют стратегию отношений учителя с учениками и их общее содержание. Каждый принцип представлен как отрицание квазиценностного отношения к известным явлениям и утверждение гуманистических ценностей образования.
Принцип природосообразности образования. Означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития.
"Согласие с природой" - одна из древнейших установок образования. Этот принцип упоминается и в "Великой дидактике" Я.А. Коменского и в произведении Ж.-Ж. Руссо "Эмиль, или о воспитании", в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева и др. У каждого из перечисленных педагогов была своя точка зрения на его образовательный смысл. Исследования российских ученых - этнографов, культурологов, психологов, педагогов второй половины ХХ в. (Л.Н. Гумилев, И.С. Кон, А.В. Мудрик) соотносят его действие с мега- и мезофакторами, т.е. с влиянием космических энергий и ландшафтно-климатических условий на возникновение и протекание ценностно-ориентированных процессов. Последние научные данные позволяют установить зависимость становления духовно-нравственной сферы личности от больших и малых космических циклов.
Так, обобщенное представление результатов подобных исследований позволяет рассматривать "малую" смену исторических эпох в обусловленности пятисотлетним циклом (В.Правдивцев). Он определяется происходящими каждые 480-500 лет "большими парадами планет", когда планеты Солнечной системы выстраиваются с одной стороны нашего светила и суммируют свое воздействие. Каждый раз это событие знаменует переломный момент в истории человечества. За это время (10-20 лет) под усиливающимся гравитационным воздействием высвобождаются накопленные в человечестве силы и судьба нашей цивилизации получает новую энергетическую программу на пять веков.
Каждый пятисотлетний цикл одицетворяет своеобразное космическое "время года" и, умноженный на четыре, представляет полный двухтысячелетний период: космическую весну (утро), лето (день), осень (вечер), зиму (ночь). За последние 2 000 лет первой такой программирующей точкой был парад планет в момент рождения Иисуса Христа. В этот момент был заложен духовный фундамент на предстоящую двухтысячелетнюю эпоху: возникла новая религия - христинаство.
Cмена каждого "малого" периода внутри этой эпохи также связана с великими свершениями в истории человечества. Пять веков длилась "вес-на" христианства. Второй парад планет завершил ее закатом старого языческого мира: в 476 г. пала Западная Римская империя.
Очередной парад планет - "лето" христианства (988 г.) совпал с крещением Руси. "Осенний" период зрелости завершился падением Восточной Римской империи (1453 г.) и открытием Америки (1492 г.). Последний парад планет, завершивший "зимний" (ночной) период, стал опорной точкой нового духовного перепрограммирования. Он состоялся в 1982 г., в преддверии российской "перестройки", развала Советской империи, Балканских войн и кризисов.
Существуют и более длительные циклы: за 26 тысяч лет Солнце делает полный оборот вокруг Алкионы - центрального светила звездной системы Плеяд. Плеяды вращаются вокруг центра Галактики, делая один оборот за 230 миллионов лет; Галактика завершает оборот за многие миллиарды лет и переходит на новый виток эволюционной спирали... И все эти циклы завершаются именно в тот уникальный момент, который человечество начало переживать с 1982 г., а закончится он, по оценкам ученых, в конце 2012 г.

Каждой эпохе свойственны не только специфические космические энергии, но и свое мировоззрение. Его становление на Земле, как гласит эзотерическая традиция, идет с помощью Высших Сил. Их "миссионером" в самом начале эпохи Рыб был Иисус Христос. Богочеловек пришел помочь человечеству преодолеть поверхностность в понимании мира, примитивизм и бездуховность в отношениях между людьми, вырваться из порочного круга бездушия и жестокости в мир, где высшим принципом является терпимость и любовь.
Каждая эпоха имеет или "женские", или "мужские" характеристики. Эпохи чередуются. "Женские" - эпохи синтеза. Им свойственно самоуглубление и попытки объединения на разных уровнях. В эти периоды человечество ощущает мир как данность и пытается не переделать его, а осмыслить и приспособиться. Первая попытка объединения человечества - "женская" эпоха Близнецов (VII-V тысячелетие до Р.Х.) - появление письменности, позволяющей сохранять и объединять знания, общаться на расстоянии; в "женскую" эпоху Овна (III-I тысячелетие до Р.Х.) появляются науки, воспринимаемые как нечто целое, объединяемое единым понятием - философия.
На место "женским" эпохам синтеза приходят "мужские" эпохи анализа. Для них характерно стремление активно воздействовать на окружающий мир: разрушать, расчленять, перестраивать. "Мужская" эпоха Тельца (V-III тысячелетие до Р.Х.) - конец каменного века, овладение способами разрушения целостности природы (земледелие, извлечение из земли металлов, производство техники и оружия).
Завершающийся двухтысячелетний цикл, в соответствии с привычным нам зодиакальным календарем, имел все признаки "мужской" эпохи, эпохи Рыб. Ее символ - две рыбы, плывущие в разных направлениях, олицетворяют энергетику разделения и противопоставления.
В последние годы учителя все чаще отмечают резкую поляризацию способностей современных детей. В школу приходят дети либо высокоодаренные, либо совсем без способностей к обучению. Привычных "середняч-ков" становится все меньше. Это точное наблюдение подтверждают ученые разных стран. Отслеживая умственное развитие детей, они обнаружили удивительный и необъяснимый для науки факт: вслед за нашумевшей в 60-70-е гг. физической акселерацией началась акселерация умственная. Все чаще рождаются дети с выдающимися способностями. Одновременно растет и количество умственно отсталых детей. Изменившиеся социальные условия - не главное в этом феномене. Они сами являются следствием более общих причин.
Если сегодняшние климатические и геофизические изменения на Земле связаны с нарастанием мощного гравитационного влияния изменяющегося к периоду смены эпох звездного порядка, то у социальных и психических несколько иная природа. Предполагается, что гравитационное изменение способно прямо влиять на подсознание и психику людей, многократно усиливая те качества, которые дремлют в каждом из нас.
В зависимости от уровня духовного и нравственного развития это влияние проявляется по-разному.
Существует гипотеза, что энергетика человека напрямую связана с его духовными качествами. Для многих людей, особенно низкодуховных, космические энергии Рыб, в которых преобладают тенденции распада и разрушения, были основным источником жизни. Но этот источник постепенно иссякает. Отсюда снижение иммунитета и, как результат, болезни, быстрое физическое и психическое истощение организма и преждевременная смерть. Статистика свидетельствует о росте самоубийств не только в России, но и во всем мире. Все чаще наблюдаются самоубийства и среди животных (китов, дельфинов, леммингов и т.д.). Изменившимся характером тонких энергий современные эзотерики объясняют не только нарушения психики, но и "болезни века": рак, СПИД, лихорадка Эбола, "синдром хронической усталости" и пр.
Вместе с тем, ученые утверждают, что "победное шествие" этих болезней, все больше набирающих силу, затронет далеко не все человечество. Именно низкодуховным людям сейчас остро не хватает энергии, дефицит которой компенсируется в попытках агрессивного подчинения своему влиянию более развитых в этом плане людей. Но многим эти недуги не страшны. Их защищает высокая духовность. Энергии новой эпохи Водолея для них "родные" и именно ими они подпитываются сейчас.
Очевидно, что оказание природосообразной педагогической поддержки развивающейся личности связано, в первую очередь, с развитием природосообразной духовности. Этот процесс сложен, неоднозначен и многогранен. Возведенная в высокий ранг принципа, природосообразность определяет фактически весь процесс воспитания.

Наши рекомендации