Тема: История образования и педагогической мысли

Цель:формирование и закрепление знаний об истории зарубежной и отечественной педагогики, о связи педагогических процессов и явлений в истории мировой цивилизации и о значении мирового педагогического опыта.

1. Изучите предложенную литературу и подготовьте ответы на вопросы учебно-исследовательских заданий к следующим темам:

а). Воспитание и школа в эпоху Средневековья.

1. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль // Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981. С. 62-68.

2. Кампанелла Т. Город солнца // Там же. С. 56-61.

3. Кампанелла Т. Город Солнца // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия /Сост. С.Ф.Егоров, С.В.Лыков, Л.М.Волобуева, Н.Ю.Житнякова; Под ред. С.Ф.Егорова. — М., 2000.

4. Поучение князя Владимира Мономаха детям //История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия / Под ред. С. Ф. Егорова. М., 1987. С. 9-1.

5. Домострой // Там же. С. 14-15.

6. Гражданство обычаев детских // Там же. С. 20-24.

б). Педагогические идеи эпохи Просвещения.

1. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия //Сост. С.Ф.Егоров, С.В.Лыков, Л.М.Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф.Егорова. - М., 2000.

2. Локк Дж. Мысли о воспитании // Пед. сочинения. - М., 1939.

3. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании (кн. 1, 2, 5). Юлия, или Новая Элоиза // Пед. соч.: В 2 т. - М., 1981.

в). Образование и педагогическая мысль в Западной Европе и России в XIX веке.

1. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами; Наука до науки. Книжка дедушки Иринея; Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей; Руководство для гувернанток. Разговоры с детьми //Избр. пед. соч. — М., 1955.

2. Первая книга после азбуки //Пед. соч.: В 6 т. - М., 1988.

3. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. Соч.: в 11 т. Т. 9. М.,-Л. 1950.

4. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. Соч.: в 11 т. Т. 6. М.,-Л. 1949.

5. Ушинский К.Д. Родное слово // Собр. Соч.: в 11 т. Т. 6. М.,-Л. 1949.

6. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Собр. Соч.: в 11 т. Т. 7. М.,-Л. 1949

7. Фребель Ф. Детский сад //Пед. соч. - М., 1913 (гл. 3,4,7—12, 14-17).

г) Образование и педагогическая мысль в Западной Европе и России в XX веке.

1. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Книга для воспитателей. — СПб., 1913 (главы IX, XI, XII; для доклада гл. ХУП-ХХ).

2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Книга для родителей. Воспитание в семье и школе. Семья и воспитание детей. Больше активности в игре //Пед. соч.: В 8 т. — М., 1984.

3. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. - Гомель, 1993.

4. Симонович А. С. Детский сад. - М., 1907.

5. Тихеева Е.И. Современный детский сад, его значение и оборудование, - Пг., 1919.

6. Тихеева Е.И. Организация детского сада и детского дома. - М., 1923.

7. Тихеева Е.И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой. - М.;Л., 1930.

8. Шлегер Л.К. Практическая работа в детском саду. - М., 1915.

9. О «Книге для родителей» //История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; Под ред. С. Ф. Егорова. - М., 1999. - С. 466-474.

3. Составьте тезисный план изученных первоисточников.

Выполнение практических заданий.

Задание № 1.

Из учебников по педагогике различных авторов, литературы по методологии педагогики выпишите не менее пяти определений (трактовок) сущности предмета педагогической науки.

Источник информации: автор, название, год издания Объект педагогической науки Предмет педагогической науки
1.
2.    
3.    
4.    
5.    

Форма отчета: заполненная таблица.

Задание №2.

Из учебников по педагогике различных авторов выпишите основные категориипедагогики с определениями.

Источник информации: автор, название, год издания Основные категории педагогики
образование обучение воспитание развитие
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        

Форма отчета: заполненная таблица.

Задание№ 3.

Опираясь на результаты выполненных заданий №1 и № 2, проанализируйте, к какому мнению склоняется большинство авторов, определяя предмет педагогики и ее категории.

Вариант 1.

Большинство авторов склоняется к тому, что «предметом педагогики» является …, а ее категориями ….

Вариант 2.

В проанализированных источниках не удалось выявить… (необходимо дать развернутый, обоснованный ответ).

Форма отчета: текст выполненного задания.

Задание № 4.

Найдите в педагогической литературе 2 – 3 классификации методов воспитания и укажите основание классификации. (Основание классификации – это основной критерий-признак, по которому производится классификация, например: «по цели воспитания»)

Основание классификации Типы, виды, группы, Отдельные названия методов Источник информации
1.    
2.    

Форма отчета: заполненная таблица.

Задание № 5.

Ответьте на вопрос: в чем проявляется взаимосвязь понятий «цель – содержание – метод – средство – форма» воспитания?

Форма отчета: текст выполненного задания

Методические материалы для самоконтроля и систематического контроля преподавателем результативности изучения дисциплины.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

по дисциплине Б.3.Б.02«Педагогика» представляет совокупность аттестационных мероприятий по входящим в неё разделам. Также в качестве промежуточных процедур оценки достижений студентов может быть использована балльно-рейтинговая накопительная система по результатам деятельности студентов на лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятиях, во внеаудиторной самостоятельной работе.

Наши рекомендации