Тема: История образования и педагогической мысли
Цель:формирование и закрепление знаний об истории зарубежной и отечественной педагогики, о связи педагогических процессов и явлений в истории мировой цивилизации и о значении мирового педагогического опыта.
1. Изучите предложенную литературу и подготовьте ответы на вопросы учебно-исследовательских заданий к следующим темам:
а). Воспитание и школа в эпоху Средневековья.
1. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль // Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981. С. 62-68.
2. Кампанелла Т. Город солнца // Там же. С. 56-61.
3. Кампанелла Т. Город Солнца // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия /Сост. С.Ф.Егоров, С.В.Лыков, Л.М.Волобуева, Н.Ю.Житнякова; Под ред. С.Ф.Егорова. — М., 2000.
4. Поучение князя Владимира Мономаха детям //История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия / Под ред. С. Ф. Егорова. М., 1987. С. 9-1.
5. Домострой // Там же. С. 14-15.
6. Гражданство обычаев детских // Там же. С. 20-24.
б). Педагогические идеи эпохи Просвещения.
1. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия //Сост. С.Ф.Егоров, С.В.Лыков, Л.М.Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф.Егорова. - М., 2000.
2. Локк Дж. Мысли о воспитании // Пед. сочинения. - М., 1939.
3. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании (кн. 1, 2, 5). Юлия, или Новая Элоиза // Пед. соч.: В 2 т. - М., 1981.
в). Образование и педагогическая мысль в Западной Европе и России в XIX веке.
1. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами; Наука до науки. Книжка дедушки Иринея; Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей; Руководство для гувернанток. Разговоры с детьми //Избр. пед. соч. — М., 1955.
2. Первая книга после азбуки //Пед. соч.: В 6 т. - М., 1988.
3. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. Соч.: в 11 т. Т. 9. М.,-Л. 1950.
4. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. Соч.: в 11 т. Т. 6. М.,-Л. 1949.
5. Ушинский К.Д. Родное слово // Собр. Соч.: в 11 т. Т. 6. М.,-Л. 1949.
6. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Собр. Соч.: в 11 т. Т. 7. М.,-Л. 1949
7. Фребель Ф. Детский сад //Пед. соч. - М., 1913 (гл. 3,4,7—12, 14-17).
г) Образование и педагогическая мысль в Западной Европе и России в XX веке.
1. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Книга для воспитателей. — СПб., 1913 (главы IX, XI, XII; для доклада гл. ХУП-ХХ).
2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Книга для родителей. Воспитание в семье и школе. Семья и воспитание детей. Больше активности в игре //Пед. соч.: В 8 т. — М., 1984.
3. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. - Гомель, 1993.
4. Симонович А. С. Детский сад. - М., 1907.
5. Тихеева Е.И. Современный детский сад, его значение и оборудование, - Пг., 1919.
6. Тихеева Е.И. Организация детского сада и детского дома. - М., 1923.
7. Тихеева Е.И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой. - М.;Л., 1930.
8. Шлегер Л.К. Практическая работа в детском саду. - М., 1915.
9. О «Книге для родителей» //История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; Под ред. С. Ф. Егорова. - М., 1999. - С. 466-474.
3. Составьте тезисный план изученных первоисточников.
Выполнение практических заданий.
Задание № 1.
Из учебников по педагогике различных авторов, литературы по методологии педагогики выпишите не менее пяти определений (трактовок) сущности предмета педагогической науки.
Источник информации: автор, название, год издания | Объект педагогической науки | Предмет педагогической науки |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
Форма отчета: заполненная таблица.
Задание №2.
Из учебников по педагогике различных авторов выпишите основные категориипедагогики с определениями.
Источник информации: автор, название, год издания | Основные категории педагогики | |||
образование | обучение | воспитание | развитие | |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. |
Форма отчета: заполненная таблица.
Задание№ 3.
Опираясь на результаты выполненных заданий №1 и № 2, проанализируйте, к какому мнению склоняется большинство авторов, определяя предмет педагогики и ее категории.
Вариант 1.
Большинство авторов склоняется к тому, что «предметом педагогики» является …, а ее категориями ….
Вариант 2.
В проанализированных источниках не удалось выявить… (необходимо дать развернутый, обоснованный ответ).
Форма отчета: текст выполненного задания.
Задание № 4.
Найдите в педагогической литературе 2 – 3 классификации методов воспитания и укажите основание классификации. (Основание классификации – это основной критерий-признак, по которому производится классификация, например: «по цели воспитания»)
Основание классификации | Типы, виды, группы, Отдельные названия методов | Источник информации |
1. | ||
2. |
Форма отчета: заполненная таблица.
Задание № 5.
Ответьте на вопрос: в чем проявляется взаимосвязь понятий «цель – содержание – метод – средство – форма» воспитания?
Форма отчета: текст выполненного задания
Методические материалы для самоконтроля и систематического контроля преподавателем результативности изучения дисциплины.
Текущая аттестация качества усвоения знаний
по дисциплине Б.3.Б.02«Педагогика» представляет совокупность аттестационных мероприятий по входящим в неё разделам. Также в качестве промежуточных процедур оценки достижений студентов может быть использована балльно-рейтинговая накопительная система по результатам деятельности студентов на лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятиях, во внеаудиторной самостоятельной работе.