Под ред. В.А. Петровского
Развитие познавательных устремлений детей. Говоря о познавательных устремлений детей, мы имеем в виду самоценные процессы по построению образа мира, выступающего, прежде всего, в форме знания о нем (слово знание мы берем в традиционном понимании как "предметное" знание, отличая его, например, от "эмоционального" знания мира и т.п.) Тот факт, что образ мира представлен здесь в форме знания, не исключает, а, наоборот, предполагает включение в него как эмоционального, так и волевого "измерения". В этой связи мы особо подчеркиваем, что развитие познавательных устремлений должно сопровождаться яркими интеллектуальными эмоциями. Чувствапредписывают поведению цель, интеллект снабжает поведение средствами, чувство дает действию энергию, знание налагает на поведение определенную структуру.
К интеллектуальным мы относим следующие эмоции и эмоциональные комплексы: эмоции удивления, сомнения и уверенности, эмоции догадки, радость открытия, успеха.
Становление образа мира (в форме знания) начинается с рождения благодаря тем внутренним и внешним впечатлениям, которые получает ребенок в ответ на собственные действия. Очевидно, что целенаправленные действия младенца могут протекать только как совместные со взрослым. Взрослый не только удовлетворяет потребности ребенка, но направляет и ориентирует его действия, превращая их, таким образом, в предметные (культурные). Вначале через взрослого и общение с ним, а затем через освоение новых человеческих форм деятельности ребенок все больше познает окружающее, совершенствует складывающийся у него образ мира.
По мере того, как индивид продвигается от восприятия предметов окружающей его действительности, от непосредственных действий с ними к действиям с представлениями, а затем и понятиями о них, т.е. по мере того, как он знакомится и научится пользоваться средствами и способами восприятия и мышления, мир для него больше расширяется. В самом деле, именно интеллектуальное развитие позволяет человеку не ограничивать свой мир непосредственным окружением, а совершать все новые и новые открытия во все более отдаленных областях, недоступных для его непосредственных воздействий. И наконец, человек открывает для себя такой мир, в котором он, по выражению Л.Д. Ландау, "… может понять даже то, что ему не под силу себе представить". Эти открытия самоценны, доставляют удовольствие, поскольку они ведут к приобщению к тому вечному, которое существовало и будет существовать всегда. Счастлив тот, кто способен присвоить эту вечность себе и, таким образом, приобщиться к ней.
Познавательное развитие расширяет мир и во времени. Достоянием человека становится как прошлое, так и будущее. Развитое мышление и воображение позволяет как реконструировать целостную картину прошлого по мельчайшим деталям, фактам, так и предвидеть будущее, основываясь на наблюдаемых тенденциях, закономерностях развития событий.
Кроме того, мир обогащается еще и благодаря тому, что человек по мере своего познавательного развития овладевает способностью видеть не один – единственный, а разные пути и способы достижения своих целей и задач, их многочисленные сочетания. Это касается как больших, грандиозных замыслов, так и совсем мелких случаев (отыскать спрятанный предмет, обнаружить скрытый смысл образа и т.д.). А это значит, что для ребенка открывается путь самостоятельного творческого поиска способов решения стоящих перед ним задач, что само по себе вызывает наслаждение, выступает как общечеловеческая ценность.
С.Л. Соловейчик
ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ВСЕХ (1986 г.)[187]
Воспитание сердца. … Внутренний мир человека держится на стержне "нужда – цель".
Нужда коренится в глубинах личности, цели порождаются в глубинах общества. Если бы человеком руководила одна лишь нужда, то воспитание было бы невозможно. Если бы человеком руководили одни лишь цели, то воспитание было бы таким легким делом, что оно стало бы нужным – цели общества автоматически передавались бы людям. Но воспитание и нужно, и возможно, если понимать, что оно как раз и состоит в формировании оси "нужда – цель". Семья больше влияет на нужды ребенка, школа – на его цели, но и семья, и школа имеют дело не с нуждами или целями, а именно с осью "нужда – цель", и воспитание приобретает силу там, где умеют формировать и нужды, и цели, или, скажем проще, – желания ребенка. Правильно поступить – возбудить чистое, честное, полезное желание.
Самое основательное, самое эффективное воспитание – это воспитание желаний.
Можно воспитывать – бороться с желаниями ребенка, обуздать их.
Можно воспитывать – учить ребенка самообузданию.
Можно воспитывать – отдаваясь на волю ребенка, уступая его случайным желаниям.
А можно воспитывать сами желания, обогащать их, направлять осторожно и терпеливо, понимая их природу, исключив из воспитания даже идею обуздания и самообуздания. Не против природы идти и не на случай надеяться, а помогать природе ребенка проявиться в ее лучшем обличье.
Большинство из нас думает, что человек действует примерно по такой схеме: