Методы педагогических исследований. Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических
Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования. Существует несколько классификаций педагогических методов, объединяющихся по разным основаниям. Например, по уровню исследования методы в педагогике делятся на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические и математические. В соответствии с этапами проведения научного исследования методы делятся на организационные, методы сбора данных, обработки данных, интерпретационные.
Таблица 1
1. Методы организации исследования | § Комплексный (изучение педагогического объекта как системы); § Сравнительный (изучение педагогических условий, факторов для последующего сравнения); § Лонгитюдный (выявление изменений в течение длительного времени). |
2. Методы сбора данных | § Выявление, анализ, обобщение педагогического опыта; § Педагогическое наблюдение; § Самонаблюдение, самоанализ; § Беседа и интервьюирование; § Анкетирование; § Педагогический анализ ситуаций и фактов; § Педагогический консилиум (групповой экспертный анализ); § Экспертные оценки; § Анализ педагогической документации; § Анализ и оценка результатов учебной деятельности (выполнения обучающимися самостоятельных заданий, контрольных, графических, творческих, лабораторных работ и др.); § Педагогическое тестирование (контрольный опрос, контрольная работа, замер времени выполнения действий, определение умений и § личностных качеств по степени обученности и воспитанности, способов мышления и деятельности по творческим проявлениям); § Педагогический эксперимент; § Сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта по определенной проблеме и сравнение его с отечественным); § Праксиметрические методы (хронометраж, документирование, видеосъемка, аудиозапись). |
3. Методы обработки данных | § Математические (регистрация, ранжирование, шкалирование); § Качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез и обобщение). |
4. Методы интерпретации и оценки данных | § Теоретические (интерпретация и оценка собранного материала на основе существующей теории, концепции); § Сравнительные (интерпретация и оценка полученного материала, но в сравнении с ранее собранными материалами или полученными другими исследователями); § Каузальный (констатации и объяснения причин, движущих сил педагогических процессов, явлений); § Структурный (выявление структурных элементов); § Системный (выявление взаимосвязи элементов, системных свойств и функций); § Генетический (прослеживание процессов становления и развития, их этапов, тенденций); § Факторный (определение факторов, их роли и влияний); § Апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов, полученных в ходе исследования и опытно-экспериментальной работы). |
Отрасли педагогики и предметы их исследования
Общая педагогика
Изучает общие закономерности воспитания человека, разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Разделы общей педагогики:
общие основы педагогики:
дидактика (теория обучения)
теория воспитания
школоведение (основы управления и организации деятельности образовательных учреждений).История педагогики
Рассматривает вопросы исторического развития педагогической науки и практики в первобытном обществе, в древнем мире и античную эпоху, в эпоху Средневековья и Возрождения, в Новое и Новейшее время.
Социальная педагогика
Наука о педагогическом регулировании взаимодействия человека и социальной среды. Социальная педагогика решает проблему педагогической работы в социуме.
Сравнительная педагогика
Изучает педагогическую теорию и практику зарубежных стран и возможности использования зарубежного опыта в отечественной педагогике.
Возрастная педагогика
Наука, изучающая закономерности воспитательно-образовательной работы с детьми преддошкольного, дошкольного и школьного возрастов и создающая программы осуществления этой работы в условиях учебно-воспитательных учреждений:
· преддошкольная педагогика;
· дошкольная педагогика;
· педагогика школы;
В настоящее время начинают оформляться:
· педагогика взрослых (акмеология);
· теория обучения взрослых (андрагогика);
· педагогика старости (герогогика).
Отраслевая педагогика
Изучает проблемы профессионального образования (закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности: педагогической, инженерной, военной, юридической, спортивной и пр.). Включает:
· педагогику профессионально-технического образования (изучает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации);
· педагогику среднего специального образования;
· педагогику высшей школы;
· производственную педагогику (изучает закономерности обучения работающих, повышения их квалификации и переподготовки);
· военную педагогику;
· исправительно-трудовую педагогику (педагогику пенитенциарных учреждений).