I. Передвижение в основной стойке

1. 1—выполнить о. с. баскетболи­ста —• 3—4 раза на месте

2. То же, после прыжка толчком двух с ме та

3. То же, по сигналу

4. То же, через скамейки (резинку)

5. То же, во время передвижения шагом в различных направлениях

6. И. п.— о. с. баскетболиста: 1—4 — передвижения вправо, 1—4 —то! же, влево, 1—4 — то же, вправо, влево

7. И. п.— о. с. баскетболиста: 1|—4 передвижения вперед, 1—4 — т* > назад, 1—4 —то же, вперед, назад/

II. Передвижения

1. Выполнить двухшажны места с остановкой

2. То же, через препятствия

3. То же, в движении шагом

4. То же, после бега /

5. То же, в ходьбе и $еге

6. То же, по линиям баскетболь и волейбольных площадок

3—4 раза 5—6 раз

5—6 раз

5—6 раз 5—6 раз

Прыгать вперед, вверх. Приземляться поочередно на обе ноги Зрительному, звуковому

По расчету, стопы па­раллельно, ноги не ка­саются друг друга во, вр'ош^передвижения, лб зри/елыъьш ~ сигналам

(дна нога выставлена [еред, п/рвый [шаг вы-

олнить / 1 .пере'ди стоя-

(при движе-— наоборот), по зритель­ным) сигна-

Посл* остановки при­нять /и. п.— о. с. баскет-болира в двух шеренгах кз-за лицевой линии бас-\ кет*)ольной площадки

ЧХмнастическая скамей­ка, линии на площадке, натянутая резина

По звуковым и зритель­ным сигналам

В виде эстафеты

III. Ловля мяча / ^—'

1. Принять и. п. в| начальной/фазе з_4 раза ловли мяча '

2. То же, в конечной фаз/ ловли мяча _

3. Выполнить прием в целом 5—6 раз

Расстояние 3—4 м, пере­дачу выполнять произ­вольным способом

IV. Подвижные игры

1. «Пятнашки в парах»

2. «Совушка»

«За направляющим в колонну по 3 мин

одному в обход налево шагом

марш!»

Заключительная часть

1. Медленный бег с переходом на 20—30 м

ходьбу

2. Повороты на месте: «Направо!», «Налево!», «Кругом!»

3. И. п.— о. с. у стены: 1 — руки вверх, 2 — и. п. Подведение итогов урока

Домашнее задание. Учиться передви­жению в защитной стойке баскетбо­листа вперед, назад, вправо, влево

Учить слова: «передвижение», «за­щитная стойка», «площадка»

Использовать останов­ку в шаге. Передвиже­ние выполнять пристав­ными шагами, влево, вправо, вперед, назад,— «замирание», принять о. с. баскетболиста Перестроиться в колон­ну по одному

2—3 раза Отметить лучших учени-

4—5 раз

12—15 мин 3 раза в каждую сто­рону

ков

Туловище касается сте­ны

Отметить лучших учени­ков

План-конспект урока по гимнастике для глухих школьников V класса

Задачи: 1. Разучить комбинацию акробатических упражнений.

2. Повторить технику спортивного прыжка — ноги врозь через коня в ширину.

3. Закрепить технику лазания по канату в два приема.

4. Учить слова: «акробатика», «лазание», «палка».

Фразеология: «Витя и Маша выполнили кувырок, ла­зали по канату, прыгали через коня в ширину».

Место проведения — спортивный зал. Инвентарь — 30 гимнастических палок.

Подготовительная часть Построение, рапорт, сообщение за­дач урока. Повороты на месте: на­лево, направо, кругом

10 мин 3—4 раза

Построение в колонну по одному, выполнение команд: «Разойдись!», «Становись!»

Ходьба: обычная, строевым шагом

3—4 раза

2—3 круга

Бег: обычный, в медленном и бы- 4—5 кругов стром темпе, ходьба обычная Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре, повороты в движении. Упражнения с гимнасти­ческой палкой

1. И. п.— палка внизу: 1—поднять- 3—5 раз ся на носки, палку вверх, 2 — опу­ститься на стопу, палку — на лопат­ки, 3 — подняться на носки, палку — вверх и и. п.

2. И. п.— ноги врозь: палка за спи- 6—8 раз ной на сгибах локтевых суставов: 1 — повернуть туловише налево, 2 — наклониться вперед, 3 — выпрямить­ся, 4 — и. п., 5—8 — то же, вправо

3. И. п.— ноги врозь, палка—заспи- 6—8 раз ной на локтевых суставах: 1—3 — наклоны вперед, 4 — и. п., 5—7 — наклоны назад, 8 — и. п.

4. И. п.— ноги врозь, палка вверху: 6—8 раз 1—3 — наклониться влево, опуская правую руку, свободным концом пал­ки коснуться пола сбоку, 4 — и. п.. 5—8 то же, вправо

5. И. п.— палка — внизу сзади: 1— б_8 раз присесть на носках, палка зажата под коленями, 2 — руки вперед, 3 ~— взять палку сзади, 4 — и. п.

6. И. п.— сед, палка — впереди: 1— 6—8 раз согнуть правую ногу, 2 — выпрямить­ся над палкой, 3 — согнуть, 4 — и. п., 5—8 то же, с левой ноги

Проследить за четко­стью построения, равне­нием, формой, осанкой учащихся. Повороты вы­полнять четко по испол­нительной команде. Пос­ле поворотов на месте подается команда: «Класс — разойдись!» за­тем: «Класс, в колонну по одному становись!» Построение провести в разных частях зала. Про­следить за четкостью построения. Построение проверить на время по секундомеру и на оцен­ку

Дистанция и интервал 2 м

Подняться на носки как можно выше, руки пря­мые, посмотреть на пал­ку

Следить за осанкой

Выполнить упражнение с закрытыми глазами

О пол палкой не стучать

Следить за осанкой

При выполнении пере­махов ногами вперед не наклоняться

7. И. п.— то же: 1—наклон вперед, 6—8 раз палку — вверх, 2 — и. п., 3 — сед уг­лом, 4 — и. п.

8. И. п.— лежа на животе, палку— 6—8 раз вверх, держать за середину: 1 — пал­ку— вправо, 2 — и. п., 3 — палку — влево, 4 — и. п.

9. И. п.— то же: 1—2 — прогнуться, 4—6 раз 3—4 —и. п.

10. И. п.— палка внизу, подскоки:

1 — ноги врозь, палку — на грудь,

2 — ноги вместе, палку — вверх, 3 —

ноги врозь, палку—на грудь, 4 —

и. п.

11. И. п.— палка у плеча, ходьба на

месте

Перестроить учащихся в колонну по одному. Затем перестроить в два от­деления

Основная часть 30 мин

I. Акробатика

(девочки и мальчики)

И. п.— ноги врозь, руки на пояс: 2—5 раз

а) круговые движения головой впра­во и влево

б) кувырки вперед 2x5 раз

в) кувырки назад 2X5 раз

II. Акробатика (девочки) И. п.— о. с.: упор присев, кувырок вперед до упора присев, перекатом назад — стойка на лопатках (дер­жать). Из стойки на лопатках пере­катом вперед лечь на спину, выпол­нить мост, поворачиваясь (налево, направо), прийти в упор присев, сде­лать кувырок назад в упор присев и принять о. с,

Акробатика (мальчики)

И. п.— о. с.: упор присев, кувырок 4—5 ра» вперед ноги скрестно (правая перед левой), повернуться налево кругом, два кувырка вперед в упор присев, прыжок вверх прогнувшись, о. с.

При наклоне вперед не­обходимо коснуться пал­кой пальцев ног, не сги­бая их

При перемещении палки вправо и влево прогнуть­ся в грудной части, но­ги от пола не отрывать, руки не сгибать Выполняя прогиб в пояс­нице и грудной части, голову — назад, ноги и руки не сгибать При подскоках — тулови­ще прямое, смотреть вперед, руки не сгибать

Палку удерживать у пра­вого плеча большим и указательным пальцами, остальные пальцы под­держивают ее снизу

По ходу положить пал­ку в урну. Мальчики и девочки — отдельно

Круговые движения го­ловой вправо и влево выполнять по широкой амплитуде

Проследить за плотной группировкой

Показать комбинацию в целом 1—2 раза Комбинацию в целом вы­полнять поочередно по два человека с концов дорожки

Выполнять упражнения в целом с двух сторон до­рожки поочередно

III. Лаэание пс канату в два приема (мальчики и девочки)

а) захват ногами гимнастической палки, сидя на скамейке

б) имитация лазания в целом

в) принятие и. п. на канате

г) лизание по канату и целом

IV. Опорный прыжок

(конь в ширину)

а) вскок на коня ноги врозь я, раз­гибаясь, прыжок вверх — вперед про­гнувшись 6) прыжок в целом

2x3 раза То же

—«— 5—6 раз

4—5 раз 6—8 раз

5 мин 1 мии

методические Указанно

Для проверки прочности захвата следует предло. жить слегка потянуть ру. ками палку вверх

Фронтально проверить захват каната погамн Высотп снаряда; девоч­ки — 90 см, мальчики — 100 см

При вскоке на снаряд проследить за махом н поздним разведением ног Устойчивое приземление. Проследить за толчком о мостик (носками). В мо­мент толчка руками еле-цует энергично согнуть­ся в тазобедренном су­ставе с одновременным разведением ног в сто­роны

Сдать комплекс в пись­менном виде на очеред ном уроке

Заключительная часть

а) танец «летка-енка»

б) ходьба; обычная, с упражнения­ми на дыхание: 1—2 — поднимаясь на носки, руки вверх — вдох. 3—4 — выдох

Домашнее задание. Составить комп­лекс упражнений утренней гнмнасти ки с гимнастической палкой для V класса

Учить слова: «палка», «опорный прыжок». Составить предложения с этими словами

План-конспект урока по лыжам для глухих школьников IV класса

Задачи: 1. Изучить технику попеременного двухшажного хода.

2. Обучить подъему, спуску и торможению.

3. Учить слова: «лыжи», «техника», «ход», «подъем»,«спуск», «торможение».

Местопроведения — лес, парк, лыжный стадион. Инвентарь— лыжи.

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

подготовительная часть (Построение, ралорт. сообщение эа-

. ач урокл

Г Сообщение теоретических сведе-2' • ,„| иотОоРУ лыж, палок, крепле-"Г," Гж к обуви, требовании к пржче и обуви для занятии на лы-", о порядке следовании в колон-* ,' лыжами в руках н на лыжах друг за другом но лыжне ч Подбор лыж и палок, крепление лыж к ботинкам. При необходимо­сти — смазка лыж.

Организованный выход во двор шко­лы.

Строение упражнения Выполне­ние команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!». Повороты на месте. Переноска лыж. Выполнение команд: «На лыжи — становись!», «Равняйсь!», «Смирно!» Передвижение к месту занятий

Основная часть 1. Овладение чувством лыж и снега: а) поднять носок одной лыжи, затеи пятку другой

6} приставить, шаги вправо, влево

в} повороты переступанием пяток и носков лыж

I") передвижение зигзагом вправо и влево

попеременного

2- Изучение техники двухшажного хода:

а' '-'"ольжение короткими шагами на полусогнутых ногах

) махи на месте. Стоя на одной полусогнутой) ноге, другой ногой н выполнить, согласованные ма-Двнжения в перед-назад гкольженне по лыжне с перепо­тела с одной ноги на

15 мин 1 мин

5 мин

Ыин

Мив

3 мин

24 мин

1 мин

1 мни

2 мин

1 мин

2 мин

1 мин

Пив

Обратить внимание на форму занимающихся Проводить в помещении

Обратить внимание на то, чтобы замки крепле­ния находились с на­ружной стороны боти­нок

Добиться четкого и со­гласованного выполнения команд

Медленный темп в ко­лонне по одному

Добиться четкого выпол­нения. Переносить тя­жесть тела с одной но­ги на другую При выполнении упраж­нений строго соблюдать их последовательность. Следить, чтобы лыжи не перекашивались

Упражнение выполняется

без палок на учебном круге

Обратить внимание, что­бы при махе йогой бед­ро и голень были «сбло­кированы»

39Продолжение

Содержание   Дозировка   Организационно-методические указания  

г) то же, в сочетании с полеремен- 2 мин ным отталкиванием палками

3. Обучение подъему, спуску и тор- 2 мин

можению:

а) подъем «елочкой>

б) спуски с горы в средней, низкой 3 мин и высокой стойках, подъемы «елоч­кой»

в) торможение двухсторонним упо- 3 мин ром — «плугом»

4. Эстафета с включением изучаемых 4 мин упражнений (попеременного двух-шажного хода, подъема «елочкой», спуска, торможения «плугом») Заключительная часть 6 мин Прогулка на лыжах по местности и 3 мин возвращение на базу школы. Выпол­нение команд «Лыжи — снять!» и 1 мин «Лыжи — скрепить!»

Подведение итогов урока 1 мин Домашнее задание. Выполнять уп- 1 мин ражнения на согласование работы 2X30 с ног и рук. Ходить короткими шага­ми на полусогнутых ногах с попере­менной работой рук

Ходить на внутренних сводах стопы 3X20 с с разворотом кнаружи и внутрь. Имитировать подъем «елочкой» и торможение «плугом»

Выполнять пружинистые полуприсе- 2x20 при­дания седаний Закрепить слова, пройденные на уроке

План-конспект урока по плаванию для глухих школьников IV класса

Обратить внимание на то, чтобы толчок рукой был законченным

Крутизна склона 15— 20 °. Обратить внимание на то, чтобы носки лыж были достаточно разве­дены, лыжи ставить на внутренние ребра Крутизна склона 15— 20°. Шире разводить пят­ки лыж

Добиться точного выпол­нения заданий

В колонне по одному Проверить правильность скрепления лыж

Упражнения выполнять во дворе

Выполняется без -лыж на небольшом подъеме в го­ру (2-4°)

Выполняется при неболь­шом наклоне туловища вперед

Задачи:

1. Изучить движение ногами при плавании кролем на груди и на спине.

2. Совершенствовать скольжение на груди и на спине.

3. Развивать силу мышц и подвижность суставов ниж­них конечностей.

4. Учить слова: «скольжение», «сила», «подвижность».

Фразеология: «Мы развивали силу ног», «Катя плыла способом кроль на груди в бассейне».

Место проведения — бассейн.

Инвентарь — мяч.

про-

Содержание   Дозировка   Организационно-методические указания  

Подготовительная часть 12 мин Построение, рапорт, перекличка, 1 мин сообщение задач урока

Ходьба, бег на прямых ногах 20 с Ходьба на носках, руки вверх 15 с Перестроение в колонну по четыре

1. И. п.— о. с.: 1—руки через сто- 6—8 раз роны вверх, соединить кисти, 2—3 — подняться на носки, потянуться вверх, 4 — и. п.

2. И. п.— стойка ноги врозь, руки 6—8 раз на поясе: 1 — повернуть туловище влево, руки в стороны, 2 — и. п., 3—4 — то же, вправо

3. И. п.— стойка ноги врозь, руки в 2—3 раза стороны: круги прямыми руками впе­ред на 4 счета То же, назад

4. И. п.— стойка ноги врозь, руки 6—8 раз на поясе: 1 — присесть, руки через стороны вверх, 2 — и. п.

5. И. п.—стойка ноги врозь: 1 — 4—6 раз руки вверх, подняться на носки, про­гнуться, 2 — наклониться вперед, до­ставая пол, 3 — и. п.

6. И. п.— сидя, согнуть ногу, взять- 20 раз ся руками за пятку и носок стопы: 1—8 — крутить стопу вправо, то же, влево

7. И. п.— упор сидя сзади, ноги пря- 2X10 с мые, стопы расслаблены: поперемен­ные движения прямыми ногами вверх-вниз, как при плавании кролем

8. И. п.— руки на поясе: 1 — отвести правую ногу назад, на носок, 2 — хле-стообразное движение ногой вперед

9. И. п.—правая впереди, руки на 10—12 раз

поясе: прыжком смена положения

ног

10. И. п.— то же: в прыжке поме- 6—8 раз

нять положение ног и вернуться в

и. п., то же, левая впереди

Ходьба, уход в душевую. Водные 8 мин

процедуры

Обратить внимание на осанку

Движения частые Спина прямая Спина прямая, затылком тянуться вверх Голову зажать руками. Напрячь все мышцы те­ла, живот втянуть, на счет «4» расслабиться Посмотреть на кисть ру­ки

Движения начинать мед­ленно, постепенно уско­ряя на максимальной ам­плитуде

Посмотреть на руки

Стремиться к увеличе­нию амплитуды движе­ния

Движения выполнять мышцами бедра в бы­стром темпе

«Удар по мячу». Движе­ние начинать бедром

Перестроение в колон­ну

41й'и«айаш№а^

Содержание

Основная часть

1. Сидя на бортике, попеременные движения ногами

2. В воде бег наперегонки по до­рожкам, помогая движениями рук

3. Бег наперегонки к бортику, руки за головой

4. Выдохи в воду, погружаясь пол­ностью

5. Скольжение на груди поочередно по командам

6. Скольжение на спине

7. Попеременные движения ногами

Выдохи в воду

8. Движения ногами у бортика на груди, дыхание произвольное

9. То же, с задержкой дыхания (го­лова опущена в воду)

10. Выдохи в воду

11. Скольжение на груди с работой ног

12. То же, правая вперед, левая у бедра и наоборот

13. Скольжение на спине с работой ног, руки у бедер

14. Скольжение на груди с работой ног

Заключительная часть Выдохи в воду до восстановления дыхания

Построение, подведение итогов уро­ка

Домашнее задание. Повторить спе­циальные упражнения для плавания способом «кроль». Учить: «кроль на груди», «скольжение», «сила»

Дозировка 20 мин 2X10 с

6 м

10—12 раз

4—6 раз

4X10 с

10 раз 2X10 с

2X10 с

10 раз 6—8 раз

6—8 раз 6—8 раз

2 раза

3 мин

1 мин

Продолжение

Организационно-методические указания

Построение на бортике бассейна, пересчитать учеников

Вспенить стопами воду. По сигналу всем одно­временно спрыгнуть в воду и встать спиной к бортику

Отметить наиболее бы­стрых

Обратить внимание на энергичный и полный вы­дох

Рассчитаться на 1, 2, 3 Перед исполнительной ко­мандой проверить готов­ность

Затылок лежит на воде. Таз — выше к поверхно­сти. Стоя спиной к бор­тику, хватом сверху взяться за бортик, ноги поднять к поверхности воды

Колени в воде, стопами подбрасывать воду

Спина прямая, таз у по­верхности, ногами вспе­нивать воду

Энергичные выдохи вы­полнять самостоятельно после каждого задания К поверхности воды таз поднимать свободно, вниз опускать энергично

Колени и стопы в воде, движения без брызг «Кто быстрее»

Пересчитать учеников

Наши рекомендации