Изменения формы организации методической работы в школе
Введение
В моём докладе поставленная тема раскрывается через освещение следующих вопросов:
§1 «Инновационная направленность педагогической деятельности.»
§2 «Формы развития профессионально-педагогической культуры.»
Рассмотрим основные термины и определения, относящиеся к данной теме:
Инновация- означает новшество, новизну, изменение.
Методические советы- в методический совет входят наиболее опытные учителя, представляющие различные ступени образования, различные профили учебных предметов.
Методические объединения- собрание учителей по одному предмету (например по русскому языку).
Основная часть
§ 1. Инновационная направленность педагогической деятельности
Инновации в образовании. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опытаотдельных учителей и целых коллективов.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за учителем.
Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств: социально-экономические преобразованияобусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа; усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения; изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный исследовательский характер. Поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образования становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения; Вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности.
Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки.
Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению.
Изучать и распространять опыт отдельного педагога или опыт школы, результаты научных исследований должны группы подготовленных учителей под руководством заместителя директора по научной работе или завуча школы.
Критерии педагогических инноваций. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Необходимо подходить к включению учителей в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик.
-Выделяют несколько уровней новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, отличающиеся степенью известности и областью применения.
-Оптимальность как критерий эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности.
-Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Ценность данного критерия - в обеспечении целостного понимания, восприятия и формирования личности.
-Возможность творческого применения инновации в массовом опыте можно рассматривать как критерий оценки педагогических инноваций.
Знание критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций создают основу для проявления учителем многообразных возможностей в педагогическом творчестве, в освоении профессионально-педагогической культуры от простого репродуцирования, введения в собственную педагогическую деятельность уже известных педагогическому сообществу знаний, технологий, концепций на индивидуально-логическом уровне до их эвристической, креативной разработки и внедрения.
Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяет как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение.
Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя. Технологически проблема создания, освоения и внедрения педагогических новшеств может решаться на основе концепции диагностического изучения педагогического опыта, разработанной научным коллективом под руководством Я. С.Турбовского -1. Использование диагностической методики позволяет выявить сильные стороны в деятельности педагогов, их запросы и потребности, в целом вести целенаправленную работу по развитию профессионально-педагогической культуры, создавая условия для проявления инициативы и творчества каждого учителя.1Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе /
Под ред. Я. С. Турбовского. - М., 1989.
Центральная идея концепции диагностического изучения состоит в том, что в опыте каждого учителя или коллектива школы во взаимодействии присутствуют элементы как положительного, опережающего, так и отрицательного опыта и что конкретность, эффективность в работе по формированию профессионально-педагогической культуры требует четкого и конкретного выявления положительных и отрицательных характеристик деятельности.
§ 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация
Профессиональная подготовкаучителя продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно. В соответствии с планами повышения квалификации учителей один раз в пять лет они проходят специальное обучение в институтах (академиях) повышения квалификации и переподготовки работников образования или на специальных факультативах педагогических образовательных учреждений.
Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры.
Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.
В общем виде задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:
• формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;
• повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей;
• организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах;
• обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;
• организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;
• оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе (молодым учителям; учителям-предметникам; классным руководителям и воспитателям; учителям, испытывающим определенные затруднения в педагогической работе; учителям, имеющим разный педагогический стаж; учителям, не имеющим педагогического образования, и др.;
• оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;
• повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.
Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа школы, ее местоположения (городская или сельская), количества в ней учащихся и учителей. Наибольшие трудности в этом отношении возникают в сельской средней малокомплектной школе, насчитывающей от 50 до 100 учащихся и 10-12 учителей. Опыт работы сельских школ показывает целесообразность объединения учителей нескольких таких школ в кустовые методические объединения на базе какой-либо большой сельской школы.
Изменения формы организации методической работы в школе.
Основные формы организации методической работы в школе. Формы организации методической работы в школе изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие:
• государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы;
• уровень педагогической культуры учителей, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально-деятельностных показателей;
• морально-психологический климат в коллективе школы, материально-технические возможности организации методической работы;
• наличие внутришкольного педагогического опыта, инновационная открытость и активность учителей, уровень профессиональной готовности руководителей школы к осуществлению методической работы;
• конкретная ситуация в коллективе школы, в отношениях между учителями, учителями и учениками, учителями и руководителями.
Методический совет.
В большинстве школ по инициативе руководителей или педагогов созданы организационные координационные органы методической работы - методические советы. В отличие от совета школы, педагогического совета методический совет имеет одну-единственную функцию - повышение научно-методического уровня педагогической деятельности каждого учителя.. В методический совет входят наиболее опытные учителя, представляющие различные ступени образования, различные профили учебных предметов. Как правило, руководит работой методического совета завуч. Наиболее распространенной формой методической работы в школе является предметное методическое объединение учителей. Методические объединения включают учителей-предметников естественно-математических, гуманитарных, художественно-эстетических дисциплин, учителей начальных классов. Оптимальный состав объединения - 4 - 5 преподавателей одного предмета.
Они рассматривают вопросы по повышению уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний учащихся, организации обмена опытом, внедрения передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, обсуждают наиболее трудные разделы и темы новых программ и учебников. В методических объединениях обсуждают экспериментальные варианты образовательных программ и учебников, рассматривают результаты работы по ним. Содержание работы объединений составляет также подготовка тематики и видов творческих, контрольных работ для проверки знаний учащихся, обсуждение результатов контрольных работ.
Школа передового опыта как форма методической работы реализует в основном цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. Основное назначение школы передового опыта состоит в работе опытного учителя, руководителя школы с двумя-тремя учителями, преподающими один предмет, которые нуждаются в методической помощи. Формирование школы проходит на добровольных началах.
Изучение опыта работы учителей свидетельствует о том, что одной из причин недостаточного проявления педагогического творчества и инициативы является резкий переход от активной теоретической деятельности будущих учителей в период обучения в вузе к чисто практической деятельности в первые годы работы в школе.
Важно не только сохранить теоретическую специальную и психолого-педагогическую подготовку учителя, но развить и углубить ее за счет непосредственного применения в практике.
Одной из коллективных форм методической работы в школе является деятельность педагогического коллектива по избранной научно-методической теме.
Коллективная исследовательская тема может планироваться на пять лет, в этом случае формулируются цели и задачи на каждый год, определяются объемы и содержание работы для каждого звена в системе методической работы (предметно-методического объединения, предметных комиссий, проблемных групп), намечаются сроки исполнения промежуточных этапов, разрабатываются формы отчетов и представления результатов. Каждый промежуточный этап завершается общешкольной формой отчета и подведения итогов - научно-практической конференцией, педагогическими чтениями, общешкольным семинаром, педагогическим или методическим советом.
Научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты отдельных учителей или методических объединений являются итоговыми формами методической работы.
Аттестация педагогических работников. Аттестация педагогических работников школ России введена в 1972 г. За время, прошедшее после первой аттестации, документы об аттестации неоднократно обновлялись, дополнялись с учетом изменений, происходящих в системе образования. Действующее в настоящее время "Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений" .
Основной целью аттестации является стимулирование деятельности педагогических работников по повышению квалификации, профессионализма, развитию творческой инициативы, социальной защиты -1. Основным средством стимулирования выступает дифференциация оплаты труда учителя. В основу проведения аттестации положены принципы добровольности, открытости, коллегиальности, обеспечивающие справедливую, объективную оценку труда.
1 См.: Официальные документы в образовании. - 2001. - № 4.
Соблюдение этих принципов проявляется в процессе формирования аттестационных комиссий.
В соответствии с действующим положением создается три вида комиссий. -Главная аттестационная комиссия создается органом управления на уровне республики в составе России, края, области, автономного образования.
-Районная (окружная, муниципальная), городская комиссии создаются соответствующим органом управления образования.
- Аттестационная комиссия образовательного учреждения создается его педагогическим советом.
Каждая комиссия рассматривает круг вопросов своей компетенции. Основное решение, принимаемое аттестационной комиссией, - это присвоение квалификационной категории. Действующим положением установлены три квалификационные категории: высшая категория, которую может присвоить главная аттестационная комиссия; первая категория - районная (окружная, муниципальная), городская комиссии, и вторая категория, которую присваивает аттестационная комиссия школы.
Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуществляется по двум комплексным показателям: 1 - обобщение итогов деятельности; 2 - экспертная оценка практической деятельности.
По первому показателю учитель имеет право представить творческий отчет, научно-методическую или опытно-экспериментальную работу. По второму показателю он проходит психолого-педагогическую экспертизу (диагностику) в различных вариантах. В некоторых школах, районных, областных комиссиях для этих целей используется компьютерная технология, тестирование, методы экспертных оценок. Механизм диагностирования и обобщения опыта педагогической деятельности уточняется и корректируется соответствующей аттестационной комиссией.
Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Но иногда аттестация может проводиться по инициативе администрации, совета школы или педагогического совета для определения уровня педагогической квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности.
При проведении аттестации в малокомплектных сельских школах имеются некоторые особенности организационного характера. При аттестации учителей таких школ комиссии могут создаваться при районном отделе образования или на базе большой средней школы, являющейся, как правило, кустовым методическим объединением.
Опыт проведения аттестации показывает, что успех аттестации определяется ее организацией, наличием необходимой информации о предъявляемых требованиях, процедуре защиты и экспертизы, деловой доброжелательной атмосферы. Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и тактики научно-методической работы в школе.
Заключение
Рассмотрев тему «Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей» мы можем сделать следующие выводы:
Во-первых, мы узнали, что применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Во-вторых, Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств: социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа; усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения; изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.
В-третьих, в соответствии с планами повышения квалификации учителей один раз в пять лет они проходят специальное обучение в институтах (академиях) повышения квалификации и переподготовки работников образования или на специальных факультативах педагогических образовательных учреждений.
В-четвертых, методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.
Глава II. Разработка учебно-методических материалов по предмету
§1. Тематическое планирование учебной темы
Важную роль в организации работы учителя играет планирование.
Благодаря планированию достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований программ; растет авторитет учителя.
Благодаря планированию появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; появляется возможность предвидеть и учесть результаты работы. План чётко предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его в хронологии.
Тему «инновационные процессы в образовании . Развитие профессионально-педагогической культуры учителей» целесообразно рассмотреть на занятиях, их которых изучению нового материала отводится 7 занятий, закреплению изученного материала посвящены 1 занятий, отводится 1 занятий. Надо отметить, что 5 занятий по изучению нового материала проводятся в виде комбинированных.
Основным учебником для подготовки студентами домашнего задания был определён учебник В.А.Сластёнин.
Источниками для подготовки преподавателя послужили:
1. В.А.Сластёнин, Педагогика.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576с.;
2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый;
3. П.И.Пидкасистый, Педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 576с.
При проведении занятий подразумевается использование следующих материальных средств обучения:
1. Учебник, мел, доска ;
2. Компьютер ,проектор ;
3. Схемы, чертежи, доклады .
Исходя из структуры изучаемого материала его целесообразно разделить на следующие смысловые блоки:
1. Инновации в образовании;
2. Критерии педагогических инноваций;
3. Методическая работа;
4. Изменения формы организации методической работы в школе;
5. Методический совет;
6. Аттестация педагогических работников.
Между блоками подразумевается проведение занятий по закреплению, проверке и контролю, а так же по повторению и обобщению изученного материала.
Итоговый контроль знаний по теме предусматривается в виде устного зачёта.
По моему мнению зачет в виде устного ответа более интересный для студента, тем самым понимая суть предмета и темы.
Тематическое планирование (приложение А) является отправным документом при разработке поурочных планов-конспектов занятий.
§2. Поурочные планы–конспекты занятий
Система занятий – это совокупность уроков разных типов, расположенных в определенной иерархии и подчиненных общей конечной цели.
Кроме того, система уроков обладает свойствами, присущими понятию «система», а именно состоит из элементов не противоречащих и дополняющих друг друга, являющих единое целое.
Разработка системы занятий по теме «инновационные процессы в образовании . Развитие профессионально-педагогической культуры учителей» начата с составления тематического плана, рассмотренного в первом параграфе данной главы.
Во втором параграфе основной задачей является рассмотрение структуры каждого запланированного занятия и обоснование того или иного выбора методов, приемов и средств обучения, позволяющих достичь максимальный обучающий эффект.
Отобранная информация для всестороннего рассмотрения изучаемой темы была распределена на 7 занятий.
Первое занятие. Его тема инновации в образовании.
Тип занятия – объяснение нового материала.
При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:
1.Образовательная: изучить основные термины и понятия по теме, которая достигается на занятии через объяснение преподавателем данного материала;
2.Коррекционно-развивающая : умение вести конспект и слушать преподавателя, достигаемая на занятии путем умения преподавателя преподнести нужную информацию;
3.Воспитательная: воспитывать внимательность, решаемая с помощью различных заданий на внимательность.
Средствами обучения на этом занятии выступают : учебник, мел, доска, тетрадь.
Второе занятие. Его тема: критерии педагогических инноваций.
Тип занятия– комбинированный урок.
При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:
1.Образовательная: закрепить знания по теме, которая достигается с помощью вопросов учителя по данной теме.
2.Коррекционно-развивающая: развивать творческую инициативу, достигаемая на занятии путем различных творческий заданий и проверок.
3.Воспитательная: самостоятельность, решаемая с помощью специальных упражнений на самостоятельность .
Средствами обучения на этом занятии выступают: тетрадь, проектор, компьютер.
Третье занятие. Его тема: Методическая работа.
Тип занятия –комбинированный урок.
При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:
1.Образовательная: проверка знаний каждого ученика по теме «методическая работа, которое достигается путем контрольных и самостоятельных работ
2.Коррекционно-развивающая: умение пользоваться приложениями к данной теме, достигаемая на занятии путем сдачи разных, интересных работ с приложений;
3.Воспитательная: самостоятельность, решаемая с помощью разных заданий на дом.
Средствами обучения на этом занятии выступают мел, доска.
Четвертое занятие. Тип занятия – закрепление ранее данного материала.
При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:
1.Образовательная: проверить знания каждого ученика по данным ранее темам, которая достигается на занятии через контрольную работу;
2.Коррекционно-развивающая:развить внимательность к каждой теме, достигаемая на занятии путем различных интересных работ;
3.Воспитательная:воспитать строгость к самому себе при выполнении заданий, решаемая с помощью сложных но очень занимающих заданий индивидуального для каждого ученика.
Средствами обучения на этом занятии выступают тетрадь, приложения.
Каждое занятие имеет свойственную ему структуру в зависимости от выбранного типа его проведения, отраженную в планах-конспектах (приложение Б).
Пятое занятие. Его тема: Изменения формы организации методической работы в школе и методический совет.
Тип занятия: комбинированный урок.
При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:
1.Образовательная: объяснение нового материала, которая достигается на занятии через данный им конспект;
2.Коррекционно-развивающая: развивать умение сравнивать, достигаемая на занятии путем заданий на сравнение ;
3.Воспитательная:воспитывать трудолюбие к предмету, решаемая с помощью определенных заданий индивидуально.
Средствами обучения на этом занятии выступают : приложения, доска.
Каждое занятие имеет свойственную ему структуру в зависимости от выбранного типа его проведения, отраженную в планах-конспектах (приложение Б).
Шестое занятие. Его тема: Аттестация педагогических работников.
Тип занятия: комбинированный урок.
При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:
1.Образовательная:выработать внимательность к данной теме, которая достигается путем тщательного объяснение.
2.Коррекционно-развивающая: развить умение самостоятельно находить ошибки, достигая на занятии путем выполнения упражнений с ошибками.
3.Воспитательная:честность, решаемая с помощью игривых упражнений по данной теме.
Средствами обучения на этом занятии выступают : учебник, тетрадь.
Седьмое занятие .Тип занятия: проверке и контролю знаний .
При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:
1.Образовательная : закрепить знание основных терминов и понятий по изученным темам, которая достигается на занятии через проверочные и контрольные работы;
2.Коррекционно-развивающая: развивать современные эффективные умения и навыки самостоятельной умственной деятельности, достигаемая на занятии путем заданий на проверку и контроль знаний;
3.Воспитательная: воспитывать трудолюбие и самостоятельность, решаемая с помощью определенных работ, заданий.
Средствами обучения на этом занятии выступают: мел, доска.
Каждое занятие имеет свойственную ему структуру в зависимости от выбранного типа его проведения, отраженную в планах-конспектах (приложение Б).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью выполнения курсовой работы являлась систематизация знаний, полученных на занятиях по Педагогике.
Для достижения поставленной цели мы определили и решили следующие задачи:
1) Рассмотрели вопросы воспитания (обучения) с точки зрения современного подхода к образованию;
2) Применили на практике полученные знания в области инновационной педагогики;
3) Разработали документацию для обеспечения учебного процесса по Педагогике.
В первой главе был выполнен обзор темы варианта «Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей» в виде реферативной работы. При выполнении были сделаны следующие выводы:
Во-первых мы поняли что инновационные технологии очень важны в образовании;
Во-вторых проанализировав методическую работу ,мы узнали что такое методический совет и на сколько он важен;
В-третьих написав весь конспект и проанализировав его мы узнали что учителя проходят проверку знаний.
Во второй главе была разработана и обоснована система занятий по теме и составлено тематическое планирование, написаны и проанализированы планы–конспекты занятий.
Для тематического планирования и разработки планов–конспектов был взят за основу учебник В.А.Сластенина. В качестве дополнительных учебников для подготовки преподавателя к занятию взяты учебники П.И. Пидкасистого,
О.Ю. Ефремова, И.П. Подласова и И.Ф. Харламова.
Были разработаны презентации для каждого занятия темы.
Результаты работы могут найти своё применение на практике при проведении занятий по технологии «лектор».
Все поставленные задачи при выполнении курсовой работы были решены, цель работы достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество россии, 2008. -576с;
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПБ.: Питер, 2009. – 304 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»);
3. Ефремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс. – СПБ.: Питер, 2009. – 256 с.: ил. – (Серия «Краткий курс»);
4. Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА – М, 2007. – 208 с. – (Профессиональное образование);
5. Подласый И.П. Педагогика :учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2009. 540 с. – (Основы наук);
6. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2008. – 208 с. – (Профессиональное образование);
7. Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений/ В.А Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с;
8. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 520 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ