Вариативный (включает в себя)
*национально-региональный (определяет нормативы, которые относятся к компетенции регионов) и
*школьный (отражает специфику и направленность отдельного учебного заведения) компоненты.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ (за исключением основных образовательных программ дошкольного образования).
3. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами, обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования;
3) вариативность содержания основных образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования основных образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к реализации основных образовательных программ; 5) признание документов иностранных государств об образовании.
4. В целях обеспечения реализации права на образование отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и общего образования разрабатываются по уровням образования. Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования могут устанавливаться требования к структуре основной образовательной программы и результатам ее освоения на базовом и профильном уровнях.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования и высшего образования разрабатываются по профессиям, направлениям подготовки и специальностям, определяемым с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства, его обороны и безопасности, направлений развития науки, культуры, образования, техники и технологий, экономики и социальной сферы.
Учебный план
– нормативный документ, который определяет
- состав учебных предметов,
- порядок (последовательность) их изучения по отдельным годам обучения,
- недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета,
- структуру и продолжительность учебного года.
Учебный план – документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, стажировок, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; /ПРОЕКТ ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ/
Средством реализации образовательных стандартов на практике служат учебные программы.
Учебная программа
– это нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому предмету.
Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.
Образовательная программа – комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности; /ИЗ ПРОЕКТА ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ/
Существуют три основных подхода к конструированию образовательных программ.
- линейный – отдельные части учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения;
- концентрический – допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, предусматривая усложнение и расширение его содержания
- спиральный – ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
Учебно-методический комплекс
-совокупность учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых (в высшей школе Российской Федерации) для каждой дисциплины.
Учебник
- учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.