Ошибки семейного воспитания
Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. У человека как существа
общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на
психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте.
Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек
чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны
с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и
испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста образования,
ценностных ориентаций.
Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной»
именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок
становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения.
Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам
испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и
посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании
возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за
сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и
привязанностей ребенка за пределы семейного круга.
Воспитание и потребность смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни характеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек не может
нормально функционировать, не может мобилизировать все свои способности в
максимальной степени. Удовлетворение такой способности связанно с
обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и
заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих действий, своей жизни?
Очевидно нет, однако каждый стремиться в случае необходимости найти смысл
своей жизни. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. Мать,отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они
чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит
от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Ярким
примером тому служит мама, не желающая терять положение «опекунши», которая собственноручно моет пятнадцатилетнего парня, завязывает ему шнурки на
ботинках, так как «он это всегда плохо делает», выполняет за него школьные
задания, «чтобы ребенок не переутомился». В результате он получает требуемое
чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына
преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для
ребенка очевиден.
Воспитание и потребность достижения. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия
необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно
способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему это не удалось,
пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала играть на
фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно
учиться музыке.
Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает
элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он
продолжатель нашей жизни...» .
Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих
ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во
внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех,
что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и
способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и
восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование
родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие
конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Воспитание как реализация определенной системы. Организацию воспитания в
семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности достижения.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка
и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой
родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.
Воспитание как формирование определенных качеств. Проблемы независимости
обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования
определенного желательного для родителей качества.
Под влияние прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании
могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть
представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном,
необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое
воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным»
качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны
обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми.
В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо
с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему
индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно
очевидной.
Типичным и ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом
приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах,
катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о
будущем ребенке им видится все-таки мальчик. Рождается девочка. Но воспитание
строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу. Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие, несколько излишнее для девочки, спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играм с куклами и даже шутливое, вроде бы ласковое прозвище Сорванец - тоже мужского рода. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь двойная опасность. Во-первых, у
девочки могут сформироваться черты противоположного пола, препятствующие
правильной и своевременной половой идентификации, иными словами, может быть искажено осознание себя как будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть, ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это
самый неприемлемый, самый опасный для психического развития ребенка стиль
отношения к нему.
Приходится встречаться и с другим типом реализации сверхценных идеалов
воспитания. В психологическую консультацию обратилась мама десятилетнего
мальчика с жалобами на увеличивающееся заикание, которое возникло впервые у
сына в пятилетнем возрасте. На занятиях с ребенком в игровой группе было
обнаружено, что заикание - хотя и наиболее заметное, но частное, речевое,
проявление более общей способности ребенка. У него сформировалась привычка к
задержке любой ответной реакции. Оказалось, что действенный или речевой ответ
на любой вопрос или поведение партнеров по игре мальчик давал после
продолжительной паузы. Сомнений в трудности понимания вопроса или ситуации не было. Мальчик прекрасно учился, играл на скрипке, много читал, справлялся со
всеми тестами на сообразительность. И все же в общении любой ответственный
сигнал сопровождался задержкой. Постепенно выяснилось, что причина кроется в
том, как мама реализовывала сознательно принятые, особо значимые для нее цели
воспитания. Она исходила из достаточно привлекательных с точки зрения
нравственности принципов о всеобщей доброте, всепрощении, невозможности
причинить боль, о «непротивлении злу». С первых же дней жизни подобные
принципы, которые для ребенка оборачивались всевозможными ограничениями его активности, сопровождали каждый шаг, каждое действие малыша.
В этом примере нарушение поведения возникло как следствие реализации
сверхценных родительских требований без учета особенностей этапа развития,
возрастных возможностей ребенка.
Как видно из приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной меры
независимости, более короткая или длинная дистанция, определяются теми
мотивами, которые «осмысливают» воспитание.
Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является
потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или
потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции и
ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается о ребенка,
дистанция может быть любой, это определяется уже не столько личностными
установками родителей или особенностями детей, сколько рекомендациями
избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь.
Она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему
индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные
мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков,
усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.
Цели воспитания. Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше
сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка. Отве
так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая,
полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание
такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.
Будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа
самих себя, с анализа особенностей соей собственной личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности
делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно. Важнейшие
заботы по уходу за детьми и первоначальному воспитанию детей ложатся на мать
как потому, что она в состоянии отдать детям больше времени, чем отец, так и
потому, что по традиции она больше привыкла к этому, а по натуре может внести
в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности. Этим близким
участием матери в жизни детей в их раннем возрасте определяется и
нравственное ее влияние на них в эти первые их годы.
С годами, однако, значение этого непосредственного ухода утрачивает
нравственную роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько
определяются, продолжая нуждаться в помощи родителей и взрослых, но ищут уж
не исключительно материальной поддержки. Дети индивидуализируются. У одних
являются вкусы и потребности, которые лучше удовлетворяет отец, чем мать, у
других - наоборот.
Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать
их, а, прежде всего, самому жить по - человечески. Кто хочет исполнить свой
долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила
бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.
Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и
искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда жизни.
Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей
мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью.
Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только
этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во
время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и
дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя
или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным
обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной
неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку
возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны
забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а
всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к
человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой
личности.
Список литературы.
1. Гарбузов, В.И. От младенца до подростка/В.И. Гарбузов.- СпБ., 1999.
2. Захарова, Л. Дитя в очереди за лаской/ Л. Захарова.- М., 1999.
3. Майдиков, И.М. Основы социологии/И.М.Майдиков.-М., 1999.
4. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители и дети/ Л.И. Маленкова.-М., 1999.
5. Махов, Ф.С. Кого мы растим/ Ф.С.Махов.- М., 1999.
6. Нечаева, А. М. Брак. Семья. Закон/ А.М.Нечаев.– М., 1999
7. Спок, Б. Ребенок и уход за ним/ Б.Спок.- Л.: "Машиностро-ение",1998.
8. Фромм, А. Азбука для родителей/ А.Фромм.-Л.: Лениздат, 1999.