Технология «Спортивный флэшмоб»
1. Предварительная работа:
v Изготовление игрового инструментария (кубик-бросайка, игровое поле, картотека схем движений или спортивных атрибутов)
v Планирование системы работы познавательного и двигательного характера на спортивную тематику
v Определение места, времени и кратности проведения «Спортивного флэшмоба» в режиме дня детского сада и отдельной группы
2. Методика организации игровой технологии «Спортивный флэшмоб».
Для игры нужны кубик-бросайка, игровое поле и карточки со схемами выполнения движений или спортивных атрибутов.
Кубик-бросайка: две стороны кубика имеют одинаковый цвет и каждая сторона количество точек от одной до шести. Каждый цвет кубика определяет направленность игры: красный цвет – двигательные задания, желтый – познавательные задания, зеленый – коммуникативные задания. Количество точек на ведущей стороне определяет количество шагов на игровом поле.
Игровое поле: состоит из двух кругов – круг меньшего радиуса находится внутри круга большего радиуса. От малого до большого круга все игровое поле разделено на шесть одинаковых секторов.
Красный сектор – начало игры. «Ходить» по секторам можно в любом направлении, но по порядку.
В начале каждого сектора определено место для фишки игрока (или группы игроков). Это начало выполнения заданий для каждого игрока (или группы игроков) и пункты передвижения фишки в центр малого круга (окончание выполнения заданий).
Цвет каждого сектора определяет задание в соответствии с выпавшей направленностью игры:
№ | Цвет | Двигательные задания | Познаватель ные задания | Коммуникатив ные задания | |
Основные движения | Физические качества | ||||
Красный | Бег | Скорость | Всё о спорте | Задания в парах | |
Синий | Игры с мячом | Ловкость | Знаменитые спортсмены | Задания в тройках | |
Желтый | Лазание, пролезание | Координация | Олимпийское движение | Задания для мальчиков | |
Зеленый | Ходьба | Выносливость, меткость | Спортивные рекорды | Задания для девочек | |
оранжевый | Прыжки | Сила | Летние виды спорта | Задания для всей группы | |
сиреневый | Равновесие | Гибкость | Зимние виды спорта | Дифференцированные задания (сильный учит слабого) |
Начало игры:
1. Разложить игровое поле, поставить фишки в первоначальное положение у начала секторов, разложить карточки по секторам. Выбрать ведущего (сначала роль ведущего исполняет педагог)
2. Бросить кубик – выбрать направленность игры по цвету выпавшей стороны кубика
3. Определить по считалке первого игрока. Первый игрок бросает кубик и отсчитывает сектора, согласно выпавшему количеству точек на кубе, начиная с красного цвета. Берет карточку с данного сектора и дает задание всем игрокам по этой карточке. В двигательной направленности можно давать задания, используя названия секторов без применения карточек. Задания выполняют все, а ведущий определяет одного-двух игроков, которые лучше всех выполнили задание. Эти игроки по окончании выполнения задания передвигают свою фишку на один шаг вперед по направлению к центру малого круга. Потом кубик бросает следующий игрок, игра повторяется с другим заданием. Пример: выбрана двигательная направленность игры. Кубик показал 5 точек: отсчитываем от красного сектора против часовой стрелки пятый сектор – это оранжевый сектор. Он означает «Прыжки». Берем карточку, на которой схематично изображен мяч. Ребенок дает задание – придумать прыжки с мячом. Или ребенок дает задание на выполнение определенных прыжков по его желанию, не используя карточку. Все выполняют, а ведущий оценивает детей, которые передвигают свои фишки на один шаг к центру игрового поля. Выигрывает тот ребенок (или дети), чья фишка быстрее окажется в центре игрового поля (в малом кругу).
Примерные задания по цветам секторов:
Двигательная направленность – основные движения:
1. Бег:
· Выполни бег по кругу, используя предмет, изображенный на карточке
· Выполни бег на месте, используя предмет, изображенный на карточке
· Придумай вид бега по желанию ведущего игрока
2. Игры с мячом:
· Используй мяч и предмет, изображенный на схеме
· Выполни придуманное движение по кругу
· Выполни придуманное движение на месте
3. Лазание, пролезание:
· Придумай новый вид лазания, пролезания с предметом, изображенным на карточке
· Выполни пролезание по выбору ведущего игрока
4. Ходьба:
· Придумай новый вид ходьбы по желанию ведущего игрока
· Используй предмет, изображенный на карточке в своей ходьбе
· Выполни задание на месте или по кругу
5. Прыжки:
· Используй предмет, изображенный на карточке для выполнения своих прыжков
· Придумай новые прыжки по желанию ведущего игрока с предметом
· Выполни задание на месте или по кругу
6. Равновесие:
· Выполни равновесие с выбранным предметом по карточке
· Придумай новый вид равновесия по желанию ведущего игрока
· Выполни статическое или динамическое равновесие
Двигательная направленность – физические качества:
1. Скорость:
· Прояви скоростные качества с предметом, изображенным на карточке
· Выполни движение на скорость по заданию ведущего игрока
2. Ловкость:
· Покажи свою ловкость при выполнении задания с предметом, изображенным на карточке
· Прояви ловкость в задании, выбранном ведущим игроком
3. Координация движений:
· Выполни задания на координацию, используя предмет, изображенный на карточке (можно выполнять общеразвивающие упражнения с предметом или без него)
· Выполни задание на координацию по желанию ведущего игрока
4. Выносливость, меткость:
· Выполни задание с использованием предмета, изображенного на карточке
· Выполни задание по выбору ведущего игрока
5. Сила:
· Используй предмет, изображенный на карточке для проявления силовых качеств
· Выполни силовое задание по выбору ведущего игрока
6. Гибкость:
· Используй предмет, изображенный на карточке для проявления гибкости
· Выполни задание на проявление гибкости по желанию ведущего игрока
Познавательная направленность:
1. Всё о спорте – использовать вопросы на спортивную тематику, взятые из серии занятий о физкультуре и спорте для дошкольников (см. «Предварительная работа»). Можно использовать загадки о спорте.
2. Знаменитые спортсмены Прикамья, России:
· Гимнасты – Алина Кабаева, Замолодчикова Елена, Немов Алексей, Хоркина Светлана, Канаева Евгения, Дарья Кондакова,
· Лыжники – Раиса Сметанина, Евгений Деменьтьев, Илья Черноусов, Никита Крюков, Александр Панжинский, Владимир Аликин, Юлия Чепалова, Ирина Хазова
· Фигуристы – Ирина Роднина, Татьяна Навка, Роман Костомаров, Евгений Плющенко, Алексей Ягудин, Татьяна Тотьмянина, Татьяна Волосожар. Максим Траньков.
3. Олимпийское движение – вопросы из истории возникновения олимпийского движения. Зимняя и летняя олимпиады, олимпиада в Сочи-2014 г.
4. Спортивные рекорды: можно использовать данные из книги рекордов Гиннеса
5. Летние виды спорта – названия видов спорта, виды спорта с бегом, прыжками, с мячом, летние игровые виды спорта и др.
6. Зимние виды спорта – названия видов спорта, виды спорта на коньках, санях, лыжах, зимние игровые виды спорта и др.
Коммуникативная направленность:
1. Задания парами. Можно использовать те же задания, что и при двигательной направленности, можно придумать новые.
2. Задания тройками – использовать знакомые задания по схемам, или по выбору ведущего игрока
3. Задания для мальчиков – специфичные задания для мальчиков на проявление маскулинных качеств
4. Задания для девочек – специфичные задания для девочек на проявление фемининных качеств
5. Задания для всей группы – задание на сплочение коллектива, проявление дружелюбия, толерантности к детям разной подвижности и разного уровня умений и навыков.
6. Дифференцированные задания (на обучение слабого ребенка более сильным). Задание может быть выполнено по карточке или по выбору ведущего игрока.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЗАГАДКИ О СПОРТЕ
Прямо на дороге
Конь расставил ноги,
Без головы и хвоста,
Как вкопанный, встал.
Конь стоит на месте
Со всадником вместе.
(Снаряд – конь)
Два кольца
И два каната,
Вверх и вниз,
Туда - обратно.
Незаконченный полёт,
Стойка, взлёт и поворот.
(Снаряд – кольца)
Безбородый и не белый,
Гладкое, без шерсти, тело,
Железные копыта,
Словно в землю врытый,
Он не блеет, не шумит,
Где поставят – там стоит;
Его не двигают –
Через него прыгают.
(Снаряд – козёл)
Железная птичка
Снесла яичко,
Яичко из гнезда
Не взять без труда.
Тяжело яйцо,
В яйце – кольцо;
За кольцо возьмёшь –
Яйцо унесёшь.
(Гиря)
Железный дом,
Ни оконца в нём,
Круглые стены,
Дугою крыша.
(Гиря)
Зонтик я – весь белый-белый,
Я большой и очень смелый,
Я по воздуху летаю,
С облаков людей спускаю.
(Парашют)
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился …
(Парашют)
С виду – это самолет:
Крылья есть и есть пилот.
Хорошо летать умеет,
Но мотора не имеет.
(Планер)
Уступая ветру в споре,
Увлекает судно за собою.
(Парус)
Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети.
(Стадион)
Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка!
(Спортзал)
По пустому животу
Бьют меня невмоготу;
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки.
(Футбольный мяч)
Руками трогать не дают,
Зато ногами ловко бьют.
(Футбольный мяч)
В него воздух надувают
И ногой его пинают.
(Футбольный мяч)
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)
Твой хвостик
Я в руке держал,
Ты полетел –
Я побежал.
(Воздушный шар)
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …
(Воздушный шар)
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
(Воздушный шар)
Болеть мне некогда, друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье…
(спорт)
Что за конь? А у коня
Есть колёса, нет руля.
Не сижу на нём в седле,
Я ногами на спине
На своём стою коне.
Влез с ногами я на спину,
Руки в стороны раскинув,
И поехал по асфальту,
А с бордюра сделал «сальто».
Конь ударил в камень-борт.
А коня зовут…
(скейтборд)
И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы – фигурные …
(коньки)
Ему бассейн так приглянулся –
Он тут же в воду бултыхнулся,
Помчался стилем баттерфляй,
Теперь спортсмена отгадай.
(пловец)
Во дворе есть стадион,
Только очень скользкий он.
Чтобы там как ветер мчаться,
На коньках учись кататься.
(каток)
Нам вчера в спортивном зале
Класс девчонки показали.
Вряд ли кто-то из ребят
Так же сядет на …
(шпагат)
Я спешу на тренировку,
В кимоно сражаюсь ловко.
Чёрный пояс нужен мне,
Ведь люблю я …
(каратэ)
Он съел коня,
Он съел слона
И победил.
Гордись, страна!
(шахматист)