Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира
Греко-римская культура и образование оказали определенное влияние на варварский мир, лежавший на окраинах Античного Средиземноморья. В орбиту влияния попали племена Западной, Центральной и Восточной Европы, Северного Причерноморья. В жизни этих племен длительное время сосуществовали традиции греко-римского образования и родоплеменного семейного варварского воспитания.
Так, издревле были знакомы с греко-римской цивилизацией народы Восточной Европы. Например, среди скифов-аборигенов Северного Причерноморья ее очагами стали греческие колонии, возникшие в VII-VI вв. до н. э. (Ольвия, Фанагория и др.). Такими же очагами сделались и появившиеся позже эллино-скифские поселения (Борисфен - порт в устье Днепра). Представители племенной скифской верхушки осваивали греческий язык и письменность. Скифская знать ездила получать образование в Грецию. Некоторые скифы известны как влиятельные проводники эллинской культуры и образования (царь Скил, философ Анахарсис).
В VI-IX вв. плодами средиземноморской цивилизации пользовались восточные славяне, которые, в частности, применяли для записей греческий и латинский алфавит.
Римское образование проникло в варварскую Галлию, завоеванную Римом в 58-51 гг. до н. э. и находившуюся под его господством почти 500 лет. В течение этого периода на юге и северо-востоке Галлии распространились грамматические и риторические школы, и одновременно сохранялся институт варварского воспитания. Занимавшиеся воспитанием жрецы и религиозные наставники назывались друидами.
Вопросы и задания
1. Какие основные этапы развития воспитания и образования вам известны в истории цивилизаций Античного Средиземноморья?
2. Расскажите о первых учебных заведениях Древней Греции.
3. Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.
4. Назовите великих древнегреческих философов, занимавшихся вопросами воспитания. Проанализируйте взгляды одного из них.
5. Каковы отличительные особенности воспитания и обучения в Эллинскую эпоху?
6. В чем вы видите преемственность школы и педагогической мысли Древнего Рима по отношению к предшествующей Эллинской эпохе? Проанализируйте сходство и различия в подходах к воспитанию Катона Старшего, Цицерона и Квинтилиана.
7. Каковы взгляды отцов раннего христианства на человека и воспитание?
8. Что вы знаете о влиянии греко-римского образования на варварский мир Европы?
Литература
Аристотель. Этика; Политика; Поэтика // Собр. соч.: В 4-х т. - М.,1984.-Т. 4.
Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. - М., 1976.
Быт и история античности. М., 1976
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1988.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998. - Разд. II. - Гл. 2.
Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. - М., 1963.
История педагогики. - М., 1995. - Ч. 1. - Гл. 3.
Ксенофонт. Киропедия. - М., 1965.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. - М., 1989. - Гл. 1.
Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. - Ч. 1.- Гл. З.
Платон. Законы // Соч.: В 3-х т. - М., 1972. - Т. 3. - Ч. 2.
Платон. Государство // Соч.: В 3-х т. - М.,1972. - Т. 3. -Ч. 1.
Плутарх. Застольные беседы. - Л., 1990.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Катон. - М.,1964. -Т.З.
Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. - М., 1977.
Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989.
Цицерон М. Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. - М., 1974.
Цицерон М.Т. Тускуланские беседы // Избр. соч. - М., 1975.
Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй./Пер. с нем. - М., 1979.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.
Глава 4. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв.
Общий взгляд
В VI-IX вв. в Среднем Поднепровье складывается союз племен восточных славян, на основе которого в IX в. возникло Древнерусское государство со столицей Киев. В этот период наряду с сохранением родоплеменной традиции в воспитании произошли существенные перемены, которые были следствием серьезных социальных преобразований. Дробление общин на семьи, усиление имущественных и сословных различий вели к превращению воспитания из равного и всеобщего в семейно-сословное.
У основных социальных страт: общинников-земледельцев, ремесленников, знати с дружинниками и языческих жрецов все больше наблюдалось сочетание в воспитании традиционного (инициации) и нового. Наряду с едиными традициями у соплеменников усиливаются различия в воспитании в зависимости от общественной принадлежности. У рядовых общинников и ремесленников педагогическим идеалом оставалось трудовое воспитание как высшая социальная и нравственная ценность. При этом в ремесленной среде на первый план выдвигалась необходимость наследственного ученичества. Для знатной прослойки особое значение представляла подготовка к ратному делу и руководству общиной. Для жрецов главными было умственное воспитание и преподавание культовых знаний, которое включало, в частности, применявшееся при гаданиях пиктографическое письмо.
Носителями подобных идеалов были герои эпоса и сказок. Так, Иван Крестьянский Сын, Никита Кожемяка будучи образцами трудолюбия и профессионального умения олицетворяли героев из крестьянской и ремесленной среды. Волхв Всеслаевич был идеалом вождя-воина. Мудрые старцы, которым подвластны "хитрая наука" общения с богами, перевоплощение в зверей, предсказания судеб, были идеальными образами служителей языческого культа.