Отражение воздействий окружающей действительности

Требования к выпускнику, предъявляемые в ходе государственного экзамена

Характеризуемые здесь требования устанавливаются в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2005 года по специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования», Положением об итоговой аттестации выпускников, программой государственного экзамена. За время обучения в вузе выпускник должен освоить учебные дисциплины по пяти разделам (модулям); ГСЭ – гуманитарные и социально-экономические дисциплины, ЕН – математические и естественнонаучные дисциплины, ОПД – общепрофессиональные дисциплины, ДПП – дисциплины предметной (профильной) подготовки и ФДТ – факультативные (дополнительные) дисциплины, курсы по выбору.

На итоговый государственный экзамен выносятся дисциплины выпускающих кафедр (на педагогическом факультете трех таких кафедр – кафедры педагогики и психологии начального обучения, кафедры методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе и кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин в начальной школе). Кафедры разрабатывают и издают программы государственного экзамена (опубликованы в 2007 году в методических рекомендациях «Структура и содержание государственных аттестационных испытаний по направлению «Педагогика», профильная подготовка – «Начальное образование»).

Поскольку экзамен принимается тремя кафедрами, он имеет комплексный характер, то есть проводится по пяти дисциплинам: педагогике, психологии, русскому языку, литературе, математике. Кроме того, вопросы билетов в большей части сформулированы как интегративные (полипредметные, междисциплинарные). Например: «Общие методы обучения и их реализация в обучении письму», «Психологическая готовность детей к обучению в школе. Речевая и математическая готовность».

В билеты также включены в качестве третьего вопроса практические задания, подготовленные выпускающими кафедрами: психолого-педагогические задачи и ситуации, методические задания по технологии языкового, литературного и математического образования.

Из вышесказанного вытекают следующие требования к выпускникам в ходе государственного экзамена:

− студент должен показать необходимый уровень профессиональной компетентности в области теоретических знаний, практических умений и развития профессионально важных личностных качеств;

− владеть научными понятиями и терминологией: знать научные классификации; характеризовать особенности различных научных направлений и концепций;

− умело прилагать теорию к практике, анализу конкретных профессионально-педагогических проблем;

− выражать свою точку зрения, проявлять самостоятельность и творческий подход в решении профессиональных задач;

− устанавливать межпредметные связи, системно подходить к рассмотрению поставленных вопросов;

− владеть не только содержанием программного материала, но и речевым мастерством его изложения (поощряется использование при ответе средств электронной презентации).

Содержание вопросов и ответов по педагогике и психологии

2.1. Структурная и функциональная организация психики. Сознание и самосознание человека.

Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Структура психики(лат. structura– взаиморасположение, строение) - совокупность устойчивых связей между множеством ее компонентов, обеспечивающих целостность ее функционирования. В связи с этим она понимается как неразложимая на отдельные элементы система устойчиво воспроизводящихся в ходе непрерывно меняющихся (протекающих во времени) психических процессов (напр., ощущений, восприятия и т.д.).

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Общепринятым является выделение трех крупных групп психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

1. Психические процессы –динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Рассмотрим краткие характеристики каждого из описываемых процессов.

1. Ощущения представляют собой элементарные кванты информации воспринимаемые органами чувств (рецепторами). Так ощущением, является цветность, ощущение тепла-холода, запаха, шероховатость, вкуса.

2.Восприятие представляет собой просуммированные человеком ощущения о том или ином объекте, которые позволили идентифицировать его как целостный объект. Так просуммировав красный цвет, круглую форму, соответствующий запах и вкус мы начинаем воспринимать, что перед нами тарелка борща.

Существует формула:

Восприятие = ощущение + действие.

Действительно для того чтобы перейти от ощущения к восприятию мы должны совершить некоторые действия - осмотреть объект с разных сторон, пощупать, обнюхать и т.д.

3. Память представляет собой способность человека фиксировать информацию, полученную извне или генерированную самим человеком. Память разделяют по длительности на кратковременную и долговременную, по типу хранимой информации на зрительную, моторную, слуховую и т.д. Соответствующие названия говорят сами за себя.

4.Мышление представляет собой способность человека производить в своем мозгу логические и математические операции, а также устанавливать связь между предметами, событиями и явлениями. Последнюю функцию часто называют интеллектом. В процессе мышления человек оперирует образами, символами, понятиями. В зависимости от этого мышление называется образным, символьным (абстрактным) или понятийным. Считается, что абстрактное мышление является одним из основных атрибутов человека.

5.Воображением называется способность человека комбинировать фрагменты своего опыта и впечатлений, создавая из них новые образы.

6. Интуициейназывается необусловленные знания человека, т. е. такие знания которые не были получены путем логического анализа, а является результатом деятельности бессознательного.

7. Эмоции представляют собой наиболее примитивный способ выражения человеком своих состояний онтогенетически связанных с животным миром. Можно сказать, что эмоции это язык общения животных, по наследству перешедший к человеку. Примерами эмоций может служить плач, смех, угрюмость.

8. Чувствапредставляют форму привязанности человека к некоторому объекту. Чувства обычно продолжительнее эмоций. Примерами эмоций являются любовь, ненависть, гнев, восхищение. Эмоции и чувства обычно переплетены между собой. Можно сказать, что эмоции являются внешним выражением чувств.

9. Воля и волевые процессы представляют особую форму психических процессов, определение которых достаточно долго не было сформулировано наиболее удачной из попыток определения воли можно считать следующее - воля, это способность человека способность человека сохранять целостность своего Я не смотря на давление внешней среды и деструктивные внутрипсихические факторы.

Изложенная выше концепция несмотря на свое несовершенство и эмпиризм имеет массу практических приложений. Так зная требования к уровню развития определенных психических процессов и обладая соответствующими методами психодиагностики можно проводить профессиональный отбор.

Оперируя перечисленными категориями можно также строить концепции медицинской психологии, как это было сделано Б.В. Зейгарник. Так нарушение психики были разделены на нарушение памяти, мышление, эмоциональной сферы, волевой сферы и т. д..

Психические состояния

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.

Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства, личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве "строительного материала" для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности – сосредоточенностью.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность – неуверенность, активность – пассивность, фрустрация – толерантность и т.д.).

Психические состояния человека можно классифицироватьпо таким основаниям:

1. в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - личностные и ситуативные;

2. в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;

3. в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;

4. в зависимости от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;

5. в зависимости от влияния на личность - положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;

6. в зависимости от степени осознанности - состояния более или менееосознанные;

7. в зависимости от причин, их вызывающих;

8. в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями. Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознание значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т.д.

Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности.

Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста.

Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме; обострении восприятия; повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастания мощи воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т.д.

Важное значение для эффективности профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным ее элементам, в частности.

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной (операторной, "деловой") напряженности, т.е. напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т.д.).

Психические свойства

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

4) характер как систему отношений и способов поведения.

Функции психики:

Согласно методологии психологической науки, психика выполняет определенные функции: отражения воздействий окружающей действительности, регуляции поведения и деятельности людей, осознания ими своего места в окружающем мире.

Отражение воздействий окружающей действительности.

Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

• это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;

• при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях);

• психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и интересами.

Наши рекомендации