Научные основы проблемного обучения

…Психологическая теория деятельности считает, что мышление начинается с проблемной ситуации, с проблемы. Проблемная ситуация — это интеллектуальное за­труднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать но­вый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обусловливает начало мышления, активная мыслительная деятельность проте­кает в процессе постановки и решения проблем…

От простого к сложному, доступность материала для понимания ученика, необходимость связи обучения с жизнью и т. д. — все это лишь условия успешной дея­тельности ученика. Закономерности познавательной (мы­слительной) деятельности не учитывались в принципах и правилах организации учебного процесса, хотя в практи­ке они действовали в силу диалектической связи всех явлений, процессов действительности. Вопрос с затрудне­ниями, нестандартная задача всегда вызывали проблем­ную ситуацию, но педагоги не могли сознательно ее ис­пользовать, поскольку теоретического объяснения сути, эвристической функции ее в дидактике не было…

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях, проблемной ситуации: проблемная ситуация → проблема→ поиск способов ее решения → решение проблемы.

Стремление учителя построить процесс учения школь­ника с учетом этапов познавательной деятельности меня­ет логику этого процесса, появляется новая схема, новый принцип организации процесса обучения. Поскольку мышление начинается при столкновении человека с про­блемой, основу проблемного обучения составляют систе­матически и преднамеренно создаваемые учителем про­блемные ситуации.

Полный цикл умственных операций (действий) от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

· возникновение проблемной ситуации, осознание сущности затруднения и постановка про­блемы,

· нахождение способа решения путем догадки или выд­вижения предположений и обоснования гипотезы,

· доказательство гипотезы,

· проверка правильности решения проблемы.

Познавательная деятельность учащихся может счи­таться самостоятельной лишь в том случае, если они в возникающей ситуации самостоятельно проходят все или основные этапы мыслительного процесса, которые требу­ют активного умственного поиска.

( Организация проблемного обучения в школе. М., 1977. с. 26-35. Текст дан в сокращении).

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите методы проблемного обучения.

2. В чем возможности проблемного обучения в развитии школьников?

3. Назовите этапы решения проблемных ситуаций.

4. Формированию какого компонента содержания образования способствует проблемное обучение?

Тема 10. 5 Система формирования учебной деятельности младших школьников

Вопросы к теме

1. Учебная деятельность как "деятельность научения учению".

2. Младший школьник как субъект учебной деятельности.

3. Элементы системы формирования учебной деятельности;

а) дидактические основы формирования учебной деятельности;

б) дидактические условия формирования учебной деятель­ности;

в) этапность формирования учебной деятельности;

г)показатели сформированности учебной деятельности.
4. Пути формирования учебной деятельности.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Вергелес Г.И. Этапы формирования учебной деятельности.// Психолого-педагогические условия умственного и нравствен­ного развития младшего школьника. Межвузовский сборник науч­ных трудов. СПб., 1992.

2. Вергелес Г.И. Система формирования учебной деятельности младших школьников. //Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. Сбор­ник научных трудов. СПб., 1995.

3. Матвеева Л.А. Основные направления перехода младшего школьника от объекта к субъекту учебной деятельности. //Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. Сбор­ник научных трудов. СПб., 1995

Дополнительная

1. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников, Л., 1989.

2. Вергелес Г.И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей. Л., 1987.

3. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы об­учения // Вопросы психологии. 1991. № б.

4. Маркова А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника // Формирование учебной деятельности / Под ред. В. В Давыдова и др. М., 1982. ,

5. Мещерова И А. Принятие учебной задачи в структуре учебной деятельности младших школьников // Младший школьник как субъект педагогического воздействия. Л., 1989.

Задания

1. На основе изучения статей Г.И. Вергелес, Л.А.Матвеевой,
А.И. Раева и других авторов в сборниках научных трудов, указан­ных в списке основной литературы, раскройте следующие понятия:
"широкое и специфическое значение учебной деятельности",
"субъект учебной деятельности"; выделите признаки системы фор­мирования учебной деятельности.

2. Сопоставьте структуру учебной деятельности, выделенную Д. Б. Элькониным (Приложение № 6) и Г. И. Вергелес (Приложение № 29 ).

3. Составьте таблицу, характеризующую этапы формирования учебной деятельности (Приложение № 30 ), выделив цель каждого этапа и возможные приемы работы.

4. Составьте несколько заданий, по которым можно было бы
судить о сформированности учебной деятельности на основании
таких показателей, как: целенаправленность учебной деятельности,
проявление осознанности, обобщенность, плановость, самостоятельность.

Приложение № 29

Г.И. Вергелес

Наши рекомендации