По дисциплине ПЕДАГОГИКА
№ п/п | Наименование темы и краткое содержание занятия (перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на занятии) | Количество часов | Тип занятия | Материальное обеспечение занятия | Литература | Домашнее задание |
1. | Развитие личности как педагогическая проблема | Объяснение нового материала | учебник, ручка, тетрадка | В.А.Сластёнин; И.Ф.Харламов; П.И.Пидкасистый. | Изучить материал по теме развитие личности как педагогическая проблема по учебнику В.А.Сластёнину стр.135-138 | |
2. | Сущность социализации и её стадии | Комбинированный урок | тетрадь, ручка | В.А.Сластёнин; И.Ф.Харламов; П.И.Пидкасистый. | Учить конспект; Изучить материал по теме сущность социализации и её стадии по учебнику В.А.Сластёнину стр. 138-142 | |
3. | Воспитание и формирование личности | Комбинированный урок | мел, доска | В.А.Сластёнин; И.Ф.Харламов; П.И.Пидкасистый. | Изучить материал по теме воспитание и формирование личности по учебнику В.А.Сластёнину ;стр. 142-145 | |
4. | Закрепление по теме: «Развитие , социализации и воспитание личности» | Закрепление материала | тетрадь, лист, ручка | В.А.Сластёнин; И.Ф.Харламов; П.И.Пидкасистый. | Повторить пройденное |
5. | Проверка и контроль знаний по теме:«Развитие , социализации и воспитание личности» | Проверка и контроль знаний | Двойной лист, ручка | В.А.Сластёнин; И.Ф.Харламов; П.И.Пидкасистый. | __________ | |
6. | Роль обучения в развитие личности | Объяснение нового материала | Учебник, тетрадь | В.А.Сластёнин; И.Ф.Харламов; П.И.Пидкасистый. | Учить конспект; Изучить материал по теме роль обучения в развитие личности по учебнику В.А.Сластёнину стр.145-147 |
7. | Факторы социализации и формирование личности | Комбинированный урок | Мел, доска, тетрадь, учебник | В.А.Сластёнин; И.Ф.Харламов; П.И.Пидкасистый. | Изучить материал по теме факторы социализации и формирование личности по учебнику В.А.Сластёнину стр. 147-152 |
8. | Самовоспитание в структуре процесса формирования личности | Комбинированный урок | Учебник, тетрадь, ручка | В.А.Сластёнин; И.Ф.Харламов; П.И.Пидкасистый. | Изучить материал по теме самовоспитание в структуре процесса формирования личности по учебнику В.А.Сластёнину стр.152-154 | |
9. | Обобщение по теме: «Развитие , социализации и воспитание личности» | Обобщение и систематизация знаний | Мел, доска | В.А.Сластёнин; И.Ф.Харламов; П.И.Пидкасистый. | 1)повторить все пройденные темы по главе 8 : «Развитие , социализации и воспитание личности»; 2)подготовка к итоговому зачёту по главе: «Развитие , социализации и воспитание личности».стр. 135-154 | |
10. | Итоговый зачёт по теме: «Развитие , социализации и воспитание личности» | Проверка и контроль знаний | Мел, доска | В.А.Сластёнин; И.Ф.Харламов; П.И.Пидкасистый. | __________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Поурочные планы – конспекты занятий
Номер занятия:1
Тема: Развитие личности как педагогическая проблема
Тип занятия:объяснение нового материала
Задачи занятия:
1.Образовательная:изучить основные термины и понятия;
2.Коррекционно-развивающая: умение слушать преподавателя;
3.Воспитательная: воспитывать внимательность.
Оборудование:учебник, ручка, тетрадка.
Ход занятия.
1.Организационный этап:
Поздороваться, отметить присутствующих
2.Подготовка учащихся к усвоению нового материала:
Прочитать название нового материала
3.Сообщение нового материала:
Устно: Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единное целое, в котором биологическое неотделимо от социального. При таком подходе развитие личности представляет собой единный биосоциальный процесс, в котором происходит не только количественные изменения ,но и качественные преоброзование .Это сложность обусловлевается противоречивостью процесса развития. Именно противоречия между новыми и старыми ,котрые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания ,выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:
-противоречия между новыми потребностями , порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения;
-противоречия между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.
Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются.
Под запись:Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития в специально организованных условиях. В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются 3 основных направления:
-биологическое
-социологическое
-биосоциальное
Биологическое направление – это личность сугубо природным существом ,все поведения человека объясняет действие присущих ему от рождения потребностей , влечения и инстинктов.
Социологическое направление – это когда человек рождается как биологическое существо ,однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается.
Биосоциальное направление- это психические процессы ,имеют биологическую природу.
4.Закрепление полученных знаний:
Написать определение терминов:
1) Биологическое направление;
2) Социологическое направление;
3) Биосоциальное направление.
5.Подведение итогов:
Домашнее задание:
Изучить тему развитие личности как педагогическая проблема по учебнику В.А.Сластёнину стр.135-138
Номер занятия:2
Тема: Сущность социализации и её стадии
Тип занятия:комбинированное занятие
Задачи занятия:
1.Образовательная:объяснение нового материала по конспекту;
2.Коррекционно-развивающая:дать учащимся проявить себя;
3.Воспитательная:самостоятельность.
Оборудование:тетрадь, ручка.
Ход занятия.
1.Организационный этап:
Поздороваться, отметить присутствующих
2.Проверка домашнего задания:
Устный опрос
3.Подготовка учащихся к усвоению нового материала:
Прочитать название нового материала
4.Сообщение нового материала:
Устно: В процессе воспитания как целенаправленной социализации перечисленные задачи появляются как ответ на кризисы ,возникающие в жизни и деятельности детей и взрослых . Кризисы проявляются как обострение ряда противоречий развития личности. Необходимо рассмотреть вопрос о воспитание и формировании личности.
Под запись: Понятие социализация как в процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структуру – функциональном направлении американской социологии.
В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».
Адаптация-это одно из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. С помощью понятие адаптация социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособление к культурным, психологическим и социологическим фактором.
5.Закрепление изученного материала:
Дать определение термину на оценку:
1)Адаптация.
6.Подведение итогов:
1)Выставить оценку за ответ по термину;
2)Домашнее задание:
а)Учить конспект;
б)Изучить тему сущность социализации и её стадии по учебнику В.А.Сластёнину стр. 138-142
Номер занятия: 3
Тема: Воспитание и формирование личности
Тип занятия:комбинированное занятие
Задачи занятия:
1.Образовательная:проверка знаний пройденных тем;
2.Коррекционно-развивающая:работа над ошибками;
3.Воспитательная:привить любовь к избранной профессии.
Оборудование:мел, доска
Ход занятия.
1.Организационный этап:
Поздороваться, отметить присутствующих
2.Проверка домашнего задания:
Сбор тетрадей для проверки ведения конспекта на оценку
3.Подготовка учащихся к усвоению нового материала:
Прочитать название нового материала
4.Сообщение нового материала:
Устно: Воспитание в отличии от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало наряду с активным ребенком.
Под запись:Социализация-это непрерывный процесс , длящийся в течение всей жизни .Он распадается на этапы каждый из которых «специализируется» на решении определённых задач. В зависимости от отношений к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:
- Дотрудовая - включая весь период жизни человека начало трудовой деятельности .
-Трудовая - охватывает период зрелости человека.
-Послетрудовая - наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности . В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли ,которые называются социальными.
А.В Мудрик условно выдели три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации:
-Естественно – культурные
-Социально – культурные
-Социально – психологические
Естественно культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического развития , которое характеризуется некоторыми нормативами различиями в тех или иных регионально-культурных условиях.
-Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно–смысловые задачи, которые специфично для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме.
Социально- психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактулизацией и самоутверждением , которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.
Формирование личности - это процесс и результаты социализации , воспитания, и саморазвития.
5.Закрепление изученного материала:
1)Рассказать стадии трудовой деятельности;
2)Дать определения письменно
а)Социализация;
б)Формирование личности.
6.Подведение итогов:
1)Выставить оценки за урок каждому;
2)Домашнее задание:
Изучить материал по теме воспитание и формирование личности по учебнику В.А.Сластёнину ;стр. 142-145
Номер занятия:4
Тема: Закрепление по теме: «Развитие , социализации и воспитание личности»
Тип занятия:закрепление знаний
Задачи занятия:
1.Образовательная: проверить знания учащихся по пройденному материалу;
2.Коррекционно-развивающая:развить внимательность;
3.Воспитательная:привить ученикам ответственность за выполненные ими задания.
Оборудование:тетрадь, лист, ручка.
Ход занятия.
1.Организационный этап:
Поздороваться, отметить присутствующих
2.Проверка домашнего задания:
Устный опрос учащихся:
Рассказать стадии трудовой деятельности.
3.Подготовка учащихся к закреплению пройденного материала:
Поговорить об изученном материале
5.Закрепление полученных знаний:
Рассказать стадии трудовой деятельности;
Дать определения:
1)Социализация;
2)Адаптация.
6.Подведение итогов:
1)Выставление оценок за устный и письменный опросы;
2)Домашнее задание:
Повторить пройденное.
Номер занятия:5
Тема:Проверка и контроль знаний по теме:«Развитие , социализации и воспитание личности»
Тип занятия:проверка и контроль знаний
Задачи занятия:
1.Образовательная: сконцентрировать учеников на данном материале;
2.Коррекционно-развивающая: развивать творческую инициативу;
3.Воспитательная:воспитывать трудолюбие к предмету.
Оборудование: конспект, доска, мел.
Ход занятия.
1.Организационный этап:
Поздороваться, отметить присутствующих
2.Подготовка учащихся к написанию контрольной работы:
Поделать на варианты
3.Написание контрольной работы:
1ый вариант:
1)Социально-культурные задачи;
(Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно–смысловые задачи, которые специфично для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме.)
2)Биологическое направление?
(это личность сугубо природным существом ,все поведения человека объясняет действие присущих ему от рождения потребностей , влечения и инстинктов.)
2ой вариант:
1)Социально-психологические задачи;
(Социально- психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактулизацией и самоутверждением , которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.)
2)Социологическое направление?
(это когда человек рождается как биологическое существо ,однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается.)
4.Подведение итогов:
Выставление оценок
Номер занятия:6
Тема: Роль обучения в развитие личности
Тип занятия:объяснение нового материала
Задачи занятия:
1.Образовательная:выработать внимательность к данной теме;
2.Коррекционно-развивающая: развить умение самостоятельно находить ошибки;
3.Воспитательная:честность, решаемая с помощью игровых упражнений.
Оборудование:учебник, тетрадь.
Ход занятия.
1.Организационный этап:
Поздороваться, отметить присутствующих
2.Подготовка учащихся к усвоению нового материала:
Прочитать название нового учебного материала
3. Сообщение нового материала:
Устно: Обучение следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику , и широкое взаимодействия между обучающими и обучающимися способами осуществления педагогического процесса с целью развития личности средством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.
Под запись:В психолого-педагогической науке сложилось по меньшей мере три точки зрения но соотношения обучения и развития.
-Первая заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг друга процесса .
Вторая заключается в том, что сливают обучения и развитие ,тот и другой процесс.
Третья группа теории объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу , но и впереди развития , продвигая его дальше и вызывает в нем новообразования.
4.Закрепление полученных знаний:
Рассказать три точки соотношения обучения и развития.
6.Подведение итогов:
Домашнее задание:
1)Учить конспект;
2)Изучить материал по теме роль обучения в развитие личности по учебнику В.А.Сластёнину стр.145-147
Номер занятия:7
Тема: Факторы социализации и формирование личности
Тип занятия:комбинированное занятие
Задачи занятия:
1.Образовательная: закрепить знание основных терминов и понятий по ранее изученным темам;
2.Коррекционно-развивающая: развивать умения и навыки самостоятельной умственной деятельности;
3.Воспитательная: воспитывать трудолюбие и самостоятельность.
Средствами обучения: мел, доска, тетрадь, учебник.
Ход занятия.
1.Организационный этап:
Поздороваться, отметить присутствующих
2.Проверка домашнего задания:
Устный опрос по соотношению обучения и развития
3. Сообщение нового материала:
Факторы социализации и формирование личности.
Под запись:
Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия ,множество обстоятельств. В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации.
Макрофакторы –которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах.
Мезофакторы- условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу посещения, в котором они живут ; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации.
Микрофакторы- к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей : семья , группы сверстников организации в которых осуществляется социальное воспитание, учебный, проффесиональными и другие.
Устно:
Исследование показывают ,что чем лучше организованны социальные группы , тем больше возможности оказать социализирующее влияние на личность.
4. Закрепление полученных знаний:
Написать определения:
1)Макрофакторы;
2)Мезофкторы;
3)Микрофакторы.
5.Подведение итогов:
Домашнее задание:
Изучить материал по теме факторы социализации и формирование личности по учебнику В.А.Сластёнину;стр. 147-152
Номер занятия: 8
Тема: Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
Тип занятия: комбинированный урок
Задачи:
1.Образовательная: сформировать понятие о теме самовоспитание в структуре процесса формирования личности;
2.Коррекционно-развивающая: развить умение вести;
3.Воспитательная: воспитывать трудоспособность.
Средствами обучения: учебник, тетрадь, ручка.
Ход занятия.
1.Организационный этап:
Поздороваться, отметить присутствующих
2.Проверка домашнего задания:
Устный опрос о факторах социализации
3. Сообщение нового материала:
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
Под запись:
С Развитием теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия :
-субъект и объект управления.
Субъект – это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая.
Работа над собой ,самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного нежелательного мотива своей деятельности.
Итак, самовоспитание –систематическое и сознательная деятельность человека ,направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры .
Формы и методы самовоспитания: самовнушения, самообязательство , самопереключение , эмоционально -мысленный перенос в положении другого человека и др.
Устно:
Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников к определенной деятельности или предотвращает нежелательные действия. Для того что бы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это влияние должно быть осознано , превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности. Человек с момента рождения становится социальным существом.
При воспитание младенца или дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании , хотя дошкольник сам задумывает свою игру и сам играет, отражая в ней свое понимание воспринятой деятельности.
4. Закрепление полученных знаний:
Дать определение:
1)Субъект
5.Подведение итогов:
Домашнее задание:
Изучить материал по теме самовоспитание в структуре процесса формирования личности по учебнику В.А.Сластёнину; стр.152-154
Номер занятия:9
Тема:Обобщение по теме: «Развитие , социализации и воспитание личности»
Тип занятия:обобщение и систематизация знаний
Задачи занятия:
1.Образовательная: обобщить и систематизировать знания по пройденным темам;
2. Коррекционно-развивающая: развить память;
3.Воспитательная: формировать товарищескую взаимопомощь.
Средствами обучения: мел, доска.
Ход занятия.
1.Организационный этап:
Приветствие, отметить присутствующих
2.Подготовка учащихся к усвоению материала:
Вспомнить все пройденные темы по главе: «Развитие , социализации и воспитание личности»:
1.Развитие личности как педагогическая проблема
2.Сущность социализации и её стадии.
3.Воспитание и формирование личности.
4.Роль обучения в развитие личности.
5.Факторы социализации и формирование личности.
6.Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
3.Сообщение материала:
Вопросы к контрольной работе:
1. В чем сущность развития личности?
2. Каковы движущие силы развития личности?
3. Назовите процессы социализации и раскройте их суть.
4. Каковы стадии социализации и как они соотносятся со стадиями социального развития личности?
5. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?
6. Какова роль обучения в развитии личности?
7. Дайте характеристику факторов социализации и формирования личности.
8. Почему деятельность личности является ведущим фактором ее формирования?
4.Закрепление изученного материала:
Опрос по данным вопросам:
1. В чем сущность развития личности?
2. Каковы движущие силы развития личности?
3. Назовите процессы социализации и раскройте их суть.
4. Каковы стадии социализации и как они соотносятся со стадиями социального развития личности?
5. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?
6. Какова роль обучения в развитии личности?
7. Дайте характеристику факторов социализации и формирования личности.
8. Почему деятельность личности является ведущим фактором ее формирования?
5.Подведение итогов:
Домашнее задание:
1)повторить все пройденные теме по главе 9: «Развитие , социализации и воспитание личности»;
2)подготовка к итоговому зачёту по теме «Развитие , социализации и воспитание личности» стр. 135-154 по учебнику В.А. Сластёнина.
Номер занятия:10
Тема:Итоговый зачёт по теме: «Развитие , социализации и воспитание личности»
Тип занятия:контроль знаний
Задачи занятия:
1.Образовательная: проверить уровень знаний и умений по теме: «Развитие , социализации и воспитание личности»;
2.Коррекционно-развивающая: развивать память;
3.Воспитательная: воспитывать творческое отношение к труду.
Средствами обучения: мел, доска.
Ход занятия.
1.Организационный этап:
Приветствие, отметить присутствующих.
2.Подготовка учащихся к написанию контрольной работы:
Поделить учащихся на варианты; написать на доске вопросы для каждого варианта.
3.Написание контрольной работы:
Вопросы для первого варианта:
1. В чем сущность развития личности?
2. Каковы движущие силы развития личности?
3. Назовите процессы социализации и раскройте их суть.
4. Каковы стадии социализации и как они соотносятся со стадиями социального развития личности?
Вопросы для второго варианта:
1. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?
2. Какова роль обучения в развитии личности?
3. Дайте характеристику факторов социализации и формирования личности.
4. Почему деятельность личности является ведущим фактором ее формирования?
4.Подведение итогов:
Выставление оценок.
[1] Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина
. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. стр. 136
[2] Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина
. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. стр. 138
[3] Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина
. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. стр.143
[4] Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина
. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. стр. 144
[5] Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина
. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. стр. 146
[6] Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина
. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. стр. 147
[7] Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина
. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. стр. 147
[8] Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина
. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. стр. 152