Тема 4. Память. Мышление. Воображение

Тема 1. Психология и педагогика как науки

Методы психологии и педагогики

Темы контрольных работ

1. Основные научные течения и школы в современной пси-

хологии (одна–две по выбору).

2. Общекультурное значение педагогики.

Практические задания

1. Допустим, вам хочется, чтобы ваша знакомая молодая

женщина надела на вечеринку красное платье, которое ей очень

идет. Как бы вы поступили, если бы придерживались позиции

бихевиоризма.

А. Поговорили бы с ней о красном цвете вообще.

Б. Сделали бы ей подарок в качестве поощрения за согла-

сие надеть красное платье.

В. Указали бы ей на ее подсознательное желание носить

красное.

Г. Обсудили бы с ней ее личное отношение к красному цве-

ту и вызываемые им ассоциации.

Выберите один правильный вариант ответа с позиций би-

хевиоризма. Подробно обоснуйте свой выбор.

2. К какому научному направлению принадлежат психоло-

ги, больше всего интересующиеся тем, как именно человек пере-

рабатывает информацию?

А. Бихевиоризму.

Б. Психоанализу.

В. Когнитивной психологии.

Г. Гуманистической психологии.

Выберите один правильный вариант ответа. Аргументируй-

те свой выбор.

3. Какому аспекту прежде всего уделил бы внимание пси-

холог – сторонник гуманистический теории?

А. Свободе выбора.

Б. Неосознаваемым побуждениям.

В. Способам поощрения.

Г. Организации психики.

Выберите один правильный вариант ответа. Обоснуйте свой

выбор.

Литература

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.

Ждан А.Н. История психологии. М., 1990.

Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб., 1999.

Лиферов А.П. Интеграция мирового образования – реаль-

ность третьего тысячелетия. М., 19997.

Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 2000.

Образование: традиция и инновации в условиях социаль-

ных перемен. М., 1997.

Психология и педагогика / под ред. А.А. Радугина. М., 1997.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педа-

гогика. СПб., 2000.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Тема 2. Психика. Сознание. Бессознательное

Темы контрольных работ

1. Сновидения и методы их анализа.

2. Психологические аспекты алкогольной (или наркотиче-

ской) зависимости.

3. От кого или от чего защищают психологические меха-

низмы защиты (ПМЗ)?

Практические задания

1. Существует ли психика у червей, моллюсков, пчел? Ис-

пытывают ли они боль? Обоснуйте свой ответ.

2. Обладают ли собаки сознанием? Аргументируйте свой

ответ.

3. Опишите и проанализируйте два случая поведения (ва-

шего или других людей), в которых проявилось действие защит-

ных механизмов личности.

4. Опишите два случая проявления в ваших сновидениях

нерешенных личных проблем (или, наоборот, примеры того, как

сновидения помогали решению личных проблем).

Литература

Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. Киев, 1993.

Джонсон Р. Сновидения и фантазии. М., 1996.

Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию

у подростков. М., 1999.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.,

1993.

Фрейд З. Толкование сновидений. М. 2002.

Тема 3. Ощущения и восприятие. Внимание

Темы контрольных работ

1. Роль восприятия в межличностном общении.

2. Роль восприятия в рекламе.

3. Методы формирования и тренинги внимания.

Практические задания

1. Предположим, вы руководите избирательной кампанией

одного из кандидатов в меры города, а ваш кандидат – женщина,

которую горожане мало знают. Ваша главная цель на данном эта-

пе – привлечь внимание избирателей к вашему кандидату.

Выберите из приведенных ниже вариантов действий наи-

более предпочтительные и объясните причины своего выбора.

А. Вашему кандидату для привлечения внимания лучше

выступить по местному телевидению с короткой агитационной

речью:

1) в музыкальной программе;

2) в ток-шоу.

Выбранный вариант обоснуйте.

Б. Рекламу в городской газете лучше:

1) разместить в трех местах небольшими кусками;

2) дать одно объявление на целую полосу.

Выбранный вариант обоснуйте.

2. Психолог провел следующий опыт: он предупредил

группу испытуемых, что им будет предложено несколько слов,

относящихся к области кораблестроения. Затем им были продик-

тованы звукосочетания: парс, палубь, пелистан. Испытуемые ин-

терпретировали их как парус, палуба, пристань. Затем те же зву-

косочетания были предложены другой группе используемых на

этот раз им сказали, что слова будут связаны с животным миром.

А. Как, по вашему мнению, испытуемые интерпретировали

звукосочетания на этот раз? Обоснуйте свое предположение (мо-

жете сами провести такой опыт с друзьями и описать его резуль-

таты).

Парс

Палубь

Пелистан

Б. Почему испытуемые из разных групп по-разному реаги-

ровали на одни и те же слова? Обоснуйте ответ.

Литература

Ананьен Б.Г. Теория ощущений. СПб., 1961.

Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М., 1961.

Гальприн П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по пси-

хологии. М., 1987.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.,

1988.

Демидов В. Как мы видим. М., 1987.

Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психоло-

гия в российской рекламе. М., 1995.

Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия простран-

ства. М., 1985.

Перепелица В. Как сделать рекламу эффективной или как

стать известным практическая психология для менеджеров. М.,

1997.

Рок И. Введение в зрительное восприятие. Ростов н /Д, 1997.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1979.

Страхов В.И. Психология внимания. Саратов, 1992.

Хрестоматия по вниманию. М., 1979.

Эффективная реклама в России. М., 1994.

Тема 4. Память. Мышление. Воображение

Наши рекомендации