Отвечая на вопрос мы будем исходить из

В. 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.

Педагог –общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами педагогической (образовательной и воспитательной) деятельности.

Педагогическая деятельность - деятельность, основным содержанием которой является

- воспитание,

- обучение,

- образование и

- развитие учащихся

/А ТАКЖЕ

- социализация и

- профессионализация,

- культурно-гуманистическая функция,

- охрана жизни, здоровья и

- социальная защита детей. /Никитина/.

Основные виды профессиональной деятельности педагога:

ñ преподавательская /организация процесса обучения и управление познавательной деятельностью учащихся/;

ñ воспитательная /организация воспитательной среды и управление разнообразными внеурочными идами деятельности школьников/;

ñ социально-педагогическая /социализация ребенка и его социальная защита/;

ñ культурно-просветительская /приобщение учащихся к культуре/;

ñ коррекционно-развивающая /выявление и исправление недостатков в развитии личности ученика/;

ñ научно-методическая /освоение учителем современных теорий и технологий воспитания, разработка на их основе собственных подходов, содержания, способов организации учебно-воспитательного процесса, написание научно-методических работ/;

ñ управленческая /организация различных видов деятельности школьника/.

Компоненты, функции педагогической деятельности:

ñ прогностическая функция – предвидение и прогнозирование результата педагогической деятельности и моделирование педагогического процесса;

ñ проектировочная и конструктивная – проектирование и планирование педагогического процесса;

ñ организаторская – организация своих педагогических действий и деятельности учащихся;

ñ коммуникативная – построение межличностного взаимодействия и отношений, создающих условия для организации эффективного педагогического процесса;

ñ рефлексивная – подведение итогов педагогической деятельности. /Никитина/.

С.Г.Вершловский выделяет

адаптивную и

гуманистическую функции.

Адаптивная связана с приспособлением ученика, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а

гуманистическая – с развитием его личности и творческой индивидуальности.

Педагогическая профессия:

Педагогические специальности, объединенные в профессиональную группу «Образование»:

ñ воспитатель дошкольного учреждения;

ñ учитель общеобразовательной школы,

ñ преподаватель вуза,

ñ педагог-андрагог (работающий со взрослыми людьми в системе повышения их квалификации и переподготовки)

ñ учитель - /“предметник»/ истории, математики...

ñ педагоги-дефектологи: логопед, сурдопедагог, тифлопедагог…

ñ педагог системы профессионального образования,

ñ педагог системы дополнительного образования…

ñ педагог-психолог,

ñ социальный педагог,

ñ гувернер,

ñ воспитатель детского дома,

ñ организатор досуга для детей,

ñ воспитатель группы продленного дня…

Особенности педагогической профессии:

ñ Принадлежит к группе профессий «человек-человек».

ñ Преимущественно управленческий характер: организация учебной и внеучебной деятельности учащихся.

ñ Основное содержание – взаимоотношения с людьми.

ñ Гуманистический, творческий, духовный характер.

ñ Длительный, долговременный и непрерывный характер педагогической деятельности. Отдаленность и, часто, непредсказуемость ее результатов.

Негативные стороны:

- низкая заработная плата,

- строгая регламентация поведения и деятельности учителя,

- повышенные требования к его нравственному облику,

- большие нервные затраты /В.С.Кукушин/.

Позитивные стороны деятельности педагога в современных условиях.

- возможность профессионального роста,

- богатство социальных связей,

- разнообразие форм труда,

- возможность удовлетворить высшие человеческие потребности – творческие,

- творческая самостоятельность,

- гуманистический характер профессии,

- летний срок отпуска, длительный отпуск.

В. 2. УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ.

Учителя как субъекта педагогической деятельности можно рассматривать сквозь призму его

ñ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ,

ñ педагогических способностей,

ñ педагогического мастерства,

ñ профессиональной культуры

ñ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ

Отвечая на вопрос мы будем исходить из

/А/ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА и

/Б/ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ.

А. В современной педагогической литературе используются два близких по смыслу термина:

*Компетенция — знания, опыт в той или иной области;

*Компетентность — умение мобилизовать в нетипичной /!!!!!/ ситуации, (в ситуации неопределенности) имеющиеся знания и опыт для решения жизненных, профессиональных, учебных проблем.

ИЛИ:

Компетентность - высокий уровень квалификации и профессионализма специалиста, способность применить усвоенное на практике, в реальной жизни.

Проанализировав профессиональные компетенции педагогической деятельности, представленные в «Профессиональном стандарте педагогической деятельности», мы выделили следующие характеристики педагога, а также знания и умения, которыми он должен обладать, чтобы эффективно решать педагогические задачи.

*Личностные качества: педагогический такт, чувство юмора, справедливость, доброта...

а также:

Эмпатийность — способность поставить себя на место другого человека, понять его, сопереживать ему.

Социорефлексия — способность видеть себя со стороны, оценивать себя и свои действия, анализировать движущие силы своих поступков и поступков других людейэ

Самоорганизованность— способность организовать свою деятельность.

Общая культура: жизненные установки и ценностные ориентации, а также: интеллигентность, нравственность, гуманизм.

Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников).

Умение перевести тему урока в педагогическую задачу.

Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач.

*Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности.

*Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников).

*Уметь преподавать. /методы.../

*Знать предмет. (компетентность в предмете преподавания).

*Знать и понимать учеников (их возрастные, индивидуальные и гендерные особенности);

понимать природу коллектива (структуру, этапы развития...)

Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы.

*Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы.

*Умение принимать решения в педагогических ситуациях.

*Умение устанавливать субъект-субъектные отношения.

*Умение организовать учебную (воспитательную) деятельность обучающихся (воспитанников).

*Умение реализовать педагогическое оценивание.

++++++++++++++++++++++++++++++

Б. ПРОФЕССИНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА (предлагают принять к сентябрю 2014 года)

Наши рекомендации