Теоретический комментарий
О.Ю.Копылова, С.В.Сидоров, Л.Г. Корчагина
ПЕДАГОГИКА
(История педагогики и образования)
Учебно-методическое пособие для студентов педагогического вуза
Шадринск
УДК 37(09)
ББК 74.03
К 569
К 569 Копылова О.Ю., Сидоров С.В., Корчагина Л.Г. Педагогика (История педагогики и образования): Учебно-метод. пособие для студентов пед. вуза. – Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2007. – 51 с.
Рецензенты
Э.П. Бурнашева, кандидат педагогических наук, доцент
Е.В. Телеева, кандидат педагогических наук, доцент
Печатается по решению кафедры педагогики и психологии
ШГПИ
Содержание учебно-методического пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине блока ОПД «Педагогика».
В пособии охвачен один раздел педагогики: история педагогики и образования. Теоретический материал по каждой теме сопровождается практическими заданиями. Пособие предназначено для студентов педагогического вуза.
УДК 37(09)
ББК 74.03
© Копылова О.Ю., Сидоров С.В., Корчагина Л.Г., 2007.
ISBN 978-5-7142-0820-1
Введение
Данное учебно-методическое пособие посвящено одному из разделов педагогики: история педагогики и образования. Важность этого раздела определяется тем, что он формирует знания о том, как развивалась педагогическая наука и практика образования, что весьма существенно для более глубокого понимания происходящих сегодня в образовании процессов и тех ценностей, которыми руководствуется современная педагогика.
Целью пособия является оптимизация самостоятельного учебного труда студентов при подготовке к семинарским занятиям. Для каждой темы в нѐм предусмотрены:
- план, отражающий ключевые вопросы темы;
- теоретическая справка, содержащая краткое изложение учебного материала;
- практические задания для самостоятельного выполнения, построенные по принципу рабочей тетради (выполняются прямо на страницах пособия);
- список литературы, рекомендуемой для выполнения практических заданий и подготовки зачѐту.
Теоретические материалы разработаны на основе пособий
А.Н. Джуринского, Н.А. Константинова, Д И. Латышиной, А.И. Пискунова, Л.А. Степашко и других отечественных авторов, раскрывающих основные вопросы развития образования и педагогической мысли в различные исторические эпохи.
Практические задания составлены с учѐтом современных тенденций в теории и практике образования. Значительная часть заданий ориентирует студентов на осмысление историкопедагогических явлений и фактов в контексте целей, содержания и организации образования, существующих в наше время.
Тема 1 Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества
Вопросы к семинару
1. Шумерские школы. Обучение и воспитание в Месопотамии.
2. Школы в Древнем Египте.
3. Воспитание и школа в Древнем Иране.
4. Особенности обучения и воспитания в Древней Индии.
5. Буддийские школы.
6. Образование в Древнем Китае.
Практические задания
Заполните таблицу
Название школы | Основные педагогические идеи |
Шумерские школы | |
Школы в Древнем Египте | |
Школы в Древнем Иране | |
Школы в Древней Индии | |
Школы в Древнем Китае |
Выберите правильный вариант.
1. Кто является автором следующего высказывания: «Прекрасна та деревня, в которой господствует человечность»:
а) Хаммурапи;
б) Соломон;
в) Конфуций.
2. «Бхагавадгита» - это
а) памятник религиозно-философской мысли Древней
Индии;
б) первый в мире учебник;
в) великий индийский жрец.
Теоретический комментарий
Воспитание как особая сфера деятельности и сознания человечества существует с древнейших времѐн. В глубокой древности, когда ещѐ не было разделения труда, и цель любой деятельности человека сводилась к добыче пищи, знания и опыт передавались детям в труде. По мере совершенствования орудий труда от тяжѐлой работы освобождались старики и инвалиды, которым община поручала присматривать за детьми и обучать их самому необходимому. Постепенно объѐм необходимых знаний и опыта стал столь велик, что воспитание детей смогли осуществлять лишь наиболее знающие, опытные и уважаемые члены общины. Эти люди и образовали особую социальную группу воспитателей, наставников молодѐжи.
С возникновением семьи как социального института часть обязанностей по воспитанию детей была возложена на родителей. Появление письменности также повлияло на развитие педагогической деятельности, поскольку письменность позволяла дольше сохранять знания, чем память человека. С появлением государства возникла потребность в массовом обучении и воспроизводстве различных специалистов (прежде всего воинов для защиты и расширения земель и чиновников для государственнобюрократического аппарата), поэтому в государствах начали формироваться системы образования. Таким образом, развитие образования и педагогической мысли неразрывно связано с развитием общества, человеческой цивилизации.
У разных народов в различные исторические эпохи складывались определѐнные требования к уровню образованности, и педагогическая деятельность всегда являлась средством, сохранения и приумножения накопленных человечеством знаний.
Первые очаги культуры возникли на берегу Персидского залива в Древней Месопотамии (Междуречье). Шумерские школы именовались как «дома таблички». В них обучались писцы для хозяйственных и административных нужд. Программа обучения носила светский характер, так как религиозное образование и спорт не входили в систему школьных занятий. Идеалом образования являлось полное владение письмом, искусством певца и музыканта, умение выносить разумные и законные решения, а также разбираться в жертвоприношениях богам. Основным приемом воспитания в школе являлся пример старших. Обучение в шумерской школе носило репродуктивный характер.
Как правило, в Древнем Египте в школе учились дети чиновников, жрецов, землевладельцев, торгово-ремесленной верхушки, имеющие возможность вносить плату за свое обучение. Образование считалось важнейшей предпосылкой будущей успешной карьеры. Широкое распространение получили физические наказания, которые рассматривались как неотъемлемая часть обучения.
В Древнем Иране находилась страна, которую населял один из самых загадочных народов Земли – арийцы. Они уделяли огромное внимание семейному воспитанию, одним из важных средств которого было приучение детей к выполнению многочисленных обрядов, сопровождавших всю жизнь людей того времени. Обучение мальчиков в школах начиналось в возрасте 7 лет. Главным источником первоначальных знаний была Авеста, собрание священных книг, написанная особым авестийским письмом. Ученики писали на глиняных черепках и по сырой глине, используя технику письма, сходную с вавилонской. По окончании школы они имели возможность получить специальную военную или чиновничью подготовку, а часть - освоить профессию жреца.
В Древней Индии обязательное обучение было только для 3 высших каст. Более важным, чем «образование», являлось «воспитание» у гуру (духовного наставника). Обучение в Древней Индии основывалось на устной передаче знаний. Огромное внимание уделялось изучению элементов богослужения. Самым известным монашеским движением Древней Индии является буддизм. Будда – буквально «Пробужденный» или «Достигший Просветления» - обозначение того, кто обрел спасение и «переправился на другой берег». В центре буддизма – учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Учитель, согласно буддийской традиции, должен был постоянно наблюдать за учеником, учить его, к чему следует стремиться, а чего следует избегать, но выбор пути всегда оставался за учеником. Наставник знакомил ученика с принципами сохранения здоровья и личной гигиены, помогал следовать им независимо от обстоятельств.
Огромное значение на развитие педагогической мысли и практики воспитания и обучения сыграли мудрецы Древнего Китая, самым знаменитым их них является Конфуций (Кун Фу-Цзы) (551-479 гг. до н.э.)- древнекитайский мыслитель, основные взгляды которого изложены в труде «Лунь» («Беседы и суждения»). Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, постоянного старшим, неукоснительного и строгого соблюдения всех существующих норм и правил. Он первым в истории человечества провозгласил целью обучения развитие природных задатков человека. Конфуций первым стал учить примером собственной жизни, он учил учиться, совершенствуя свою природу: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды».
Литература
1. Вигасин А.А. История древнего мира. – М., 1999. – С. 175-179.
2. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. – Р/на Дону, 2000. – С. 3-16.
3. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до к. 20 в/ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2001.
5. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1982.
6. Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли. – М., 2002.
7. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен. Ч.1. – СПб., 2000. – С. 46-62.
8. Педагогика народов мира: История и современность / Сост. К. Салимова. – М., 2001.