Принципы взаимодействия школы и семьи

…Принцип соглашения — исходный принцип будущих взаимоотно­шений семьи и школы.

«Соглашение» — это договоренность двух сторон об основах организации школьной жизнедеятельности детей и об условиях взаимоотношений этих двух сторон, а также о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу в сфере обоюдной заботы о возможно максимальном развитии ре­бенка.

…Этико-психологические основания реализации принципа соглаше­ния — забота о максимальном развитии ребенка. Школа берет на себя ответственность, а родители обязуются содействовать физическому и духовному развитию ребенка согласно профессиональным педагоги­ческим рекомендациям, исходящим от школы.

Принцип сопряжения. Школьное восприятие ребенка не совпадает с восприятием его как представителя семьи и носителя семейных от­ношений. Любящий сын и нежный внук в школе ведет себя как отъяв­ленный грубиян; замечательная ученица, гордость и надежда школы оказывается эгоистичной и жестокой по отношению к родителям. Та­кие истории нередко пересказываются педагогами экспрессивно и пес­симистично.

Принцип сопряжения указывает на возможное противоречие меж­ду двумя сферами воспитания и на необходимость приводить в неко­торое соответствие организацию жизни ребенка в этих сферах. Акт воспитательного воздействия в школе и семье должен сохранять свои принципиальные черты, так чтобы его продуктом всегда было восхож­дение ребенка вверх по лестнице культуры человечества.

Педагог влияет на изменение семейных отношений через измене­ние семейных условий. С позиции любви к ребенку родители могут пойти на изменение условий семейной жизни. Отношения они не спо­собны изменять — но готовы согласиться с педагогом на некоторые детали в изменении условий жизни.

…Если педагог использует многообразие методик опосредованного влияния родителей, то очень скоро результаты проявят себя в позитивных изменениях детей: их поведение станет ровнее, исчезнет былая агрессивность, появятся доверчивость и мягкость манер, улуч­шатся взаимоотношения между детьми, успешнее станут учебные за­нятия, интереснее внеклассное общение.

Общим итогом сопряжения становится единое поле воспитатель­ного пространства и гармонизация условий разрешения ребенком трудностей своего личностного роста.

«Сопереживание» — это взаимное выражение отношения к происходящему в жизни семьи и школы, выявляющее взаимное уважение и взаимную распо­ложенность этих партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка.

Принцип сопереживания объединяет, сплачивает, поселяет взаим­ное доверие друг к другу и открывает двери для содружества. Этот принцип целиком обусловлен способностью педагогов мысленно становиться в положение другого человека и проживать радости и горести, трудно­сти и успехи этого человека как свои собственные. Что же касается родителей, то следует говорить о присущей им при­родной способности сопереживать своему ребенку, однако нельзя ут­верждать, что их столь же волнует ребенок вообще и тем более все дети школы. Нельзя утверждать достоверно, что их волнует судьба товари­щей их чада.

Сопереживание организуется, инициируется педагогом, к сопере­живанию приучается семья, родителей научает школа волноваться за детей, за их счастье, за положение в обществе, за события в мире. Вновь, рискуя быть обвиненными в повторении, заметим: педагог воспиты­вает детей, педагогу необходимо, чтобы дети выросли эмоционально отзывчивыми к миру и в школе жили в атмосфере внимания и забо­ты, — вот почему педагогу приходится выводить родителей на сопере­живание окружающему миру и в этом мире — любому человеку, что бы с ним ни случилось.

…Ключом воплощения данного принципа становится отклик на со­бытие, публично выраженное отношение к происшедшему, будь это масштаб школы, семьи, страны, мира.

В практической реализации принципа сопереживания централь­ным вопросом является признание автономии внутреннего мира дру­гого человека, тонкой и ранимой души, с которой обращаться следует нежно.

Общим результатом двустороннего терпеливого взращивания в шко­ле и воспроизводимого в семье нежного прикосновения к личности как проявления принципа сопереживания становится благополучный социально-психологический климат школы и семьи, обеспечива­ющий максимально возможное личностное развитие ребенка.

Принцип сопричастности — принцип организационного обоюдно­го порядка в практически-действенном созидании единых норматив­ных установок жизни. Все, что происходит с ребенком в семье или школе, сказывается на его личностном формировании. То, что имеет решающее значение, должно прослеживаться взрослыми, и вовремя оказываться помощь. Эта помощь имеет свои неповторимые виды и формы. Иногда помощь ребенку заключается в том, чтобы, зная об его оплошности, нечаянном проступке, никому не сказать, а посодейство­вать исправлению последствий. Порой помощь в том, чтобы встать на защиту ребенка, не позволяя его обижать. Но помощь оказывается и в том, чтобы накормить ребенка или починить ему порванную одежду. Когда оказывается помощь, ребенок чувствует, что он небезразличен людям, что его замечают, хотят добра, что вокруг него есть люди, что рядом с ним — другой Человек.

Быть сопричастным — взять на себя часть происходящего с ребен­ком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте.

«Сопричастность» — это проявление взаимного заинтересованного отноше­ния к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для его развития.

Педагогическим последствием воплощенного принципа сопричаст­ности выступает совершенно неожиданное и удивительное качество детей — их открытость, базирующаяся на опыте наблюдения взаим­ного уважения взрослых людей, заключивших альянс. Это качество позволит личности школьника свободно и полно выявлять свое «Я» в жизненных сферах своей жизни, где ему не будет страшно и где не надо будет ежеминутно примериваться к неожиданным противоречивым нормам, предъявляемым ему взрослыми.

Принцип содеянности. Практическое дело всегда расценивается как главный критерий оценки отношений между субъектами. Несмотря на то, что с этим не всегда можно согласиться, потому что в такой формулировке исключается учет мотивации субъекта дела, люди доверяют делам более, чем словам, потому что дело — материализованная форма отношения. В деле отношение как бы опредмечивается, становясь осязаемым и даже измеримым. А там, где есть место подсчету, там всегда рождается иллюзия возможности точно выявить незримое отношение.

В альянсе «школа — семья» практическая деятельность тоже имеет место. Родители вместе с детьми и педагогами, или родители вместе с педагогическим коллективом организуют какое-то педагогически значимое дело, которое не под силу одному из партнеров. Внешне это простое явление: собрались, организовали работу, приложили усилия, достигли желаемого — в итоге внесли изменения в жизнедеятельность школьника.

И здесь интересы школьника лежат в основе. Дело организуется как элемент воспитания. Более того, дело осуществляется вместе даже не потому, что его трудно одному исполнить (в конце концов, можно нанять за плату рабочую силу!), а потому, что совместная деятельность, доступная детскому зрительному восприятию, сохраняющая свою материализованную форму в виде предметного результата, чрезвычайно важна ребенку для его развития. И вот почему.

В сознании ребенка сферы «семья» и «школа» изолированно представлены и независимо, на его взгляд, существуют друг от друга. Он не фиксирует взаимные скрытые влияния, не осознает единой направленности воспитательных воздействий, хотя, разумеется, подвластен им и проживает психологическую комфортность при единстве воспитательных воздействий. Когда же педагоги и родители вдруг предстают перед его сознанием как два равных субъекта (человек, взрослый, граж­данин, товарищ, мне дорогие люди), в сознании происходит смещение этих доселе автономных сфер, и изолированность разрушается. А все это очень важно для процесса становления его общественного сознания: он вдруг явственно воспринимает образ «общества», а себя самого видит помещенным в эту новую и широкую сферу — общество.

Субъектами воплощения данного принципа в реальность повседневности являются педагоги и родители. Но полноправным субъектом может стать и сам ребенок.

…Очертим общий воспитательный результат практически осуществ­ляемого принципа содеянности. Он заключается в привычке, умении, радости самостоятельно изменять свою жизнь и улучшать ее по соб­ственному желанию и с помощью солидарной деятельности людей разных сфер — короче, в формировании у школьника образа человека как кузнеца своей жизни. Принципы взаимодействия школы и семьи.

(Цитаты из работы:.Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - М.,2005. С.298-314 )

Приложение 40

Наши рекомендации