Тема 2:Характеристика и взаимосвязь развития, воспитания

Формирования личности

План

1.Биолгическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.

2.Движущие силы и основные закономерности развития личности.

3.факторы, влияющие на формирование личности .Внутренние и внешние факторы.

Ключевые слова:человек, личность, индивид, индивидуальность, развитие, формирование, наследственность, среда, общение.

Человек- это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, он представляет собой единство физического и духовного. Природного и социального, наследственного и приобретенного.

Личностьюпринято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Понятие индивидпредполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик.В то же время понятие индивидуальностьобозначает совокупность унаследованных и выработанных в прцессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной ,интелектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Сопоставляя понятия-«человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом рождаются, личностью становятся, а собственную индивидуальность отстаивают.

Следует также различать,утвердившиеся в философии,психологии,

Педагогике, понятия-«развитие»,»формирование» и «социализация» личности.

Что же понимают под развитием?Прежде всего, следует отметить, что развитие-это универсальное общее свойство природы, общества и человека.В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе-эволюционное и революционное. В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности при переходе от одной возврастной ступени к другой. В течении жизни человека происходят его биологическое и социальное развитие. Таким образом,развитие -это процесс количественных и качественных измнений в организме,психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, оусловленный влиянием внутренних и внешних, управляемых и неуправляемых факторов.

Под социализацией подразумевают взаимодействие человека и обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление(адаптация ) к ней.Социализацию определяют так же как усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

На формирование человечесой личности оказывают внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор( от лат.factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого – либо процесса, явления (С. И, Ожегов)

К внутренним факторамотносится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании ,а так же в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная , воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле. Среда и воспитание – это социальные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека. Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью(Э. Торндайк, Д. Дьюи, А.Кобс и др.).Представители этого направления возводят наследственные факторы( биологически) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожденных способностей.

Наследсвенность- свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности .Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий».)Установлено, что именно наследственностью обусловлено то , что делает человеком, и то отличное, что делает людей непохожими друг на друга. Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные , специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?

Установлено, что наследуются только задатки.Задатки-это атомно-физиологические особенности организма, являющийся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух типов:

-общечеловеческие ( строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);

-индивидуальные ( типологические свойства нервной системы , умственная работоспособность).

Способности-индивидуальные особенности личности. Являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития особенностей –талант, гениальность.

Кроме наследственности определяющим фактором развития личности является среда .Среда-это реальная действительность , в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая , национальная школьная ,семейная социальная среда.

Важным фактором , влияющим на развитие личности является общение. Общение- это одна из универсальных форм активности личности ( наряду с познанием , трудом ,игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми , в формировании межличностных отношений .

Личность формируется только в общении , взаимодействии с другими людьми .Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Наши рекомендации