Законодательство, регулирующее отношения в области образования
Нормативные акты:
1.К РФ (ст.43, 72)
2.ГК РФ (договор об оказании образовательных услуг)
3.УК РФ
4.ТК РФ
5.Конвенция о правах ребенка 1989
6.Международные акты о правах человека (сборник документов 1996)
7.ФЗ «об образовании» 1992
8.Указ Президента «о дополнительных мерах поддержки общеобразовательных учреждений в РФ» 1999
9.ФЗ «об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 и др.
К РФ, закон «об образовании» гарантируют гражданам РФ независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья и места жительства получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования (К РФ ст.43).
Один из важных принципов, установленных законом «об образовании» является демократический принцип, государственно-общественный характер управления процессами функционирования и развития ОУ.
ОУ самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научная, финансовая и хозяйственная деятельность.
Школа сама определяет организационные структуры управления, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка и разрабатывает свой Устав.
Документы организационно-правового обеспечения деятельности ОУ:
Организационно-правовое обеспечение, функционирование и развитие ОУ включает комплекс взаимосвязанных документов, которые регламентируют структуру, задачи, функции ОУ, организацию его работы, права и обязанности как детей, родителей и педагогов, ответственность руководителя и работников.
Организационно-правовое обеспечение деятельности ОУ строится на основе:
1.Договор с учредителем (Учредительный договор- регулирует взаимоотношения между ОУ и его учредителем, определяет взаимоотношения сторон и их ответственность)
2.Устав ОУ (организационно-правовой документ, в котором закрепляются структура, функции, права и обязанности ОУ и участников образовательного процесса)
3.Свидетельство о гос.регистрации
4.Свидетельство о гос.аккредитации (ОУ имеет право выдавать документы гос.образца)
5.Лицензия на право заниматься образовательной деятельностью (обладание лицензией не может служить основанием для выдачи выпускникам ОУ документа гос.образца)
6.Коллективный договор (регулирует трудовые, соц-эк и профессиональные отношения м/д работодателем и работниками; он должен соответствовать ТК РФ, зак. «об образовании»)
7.Правила внутреннего трудового распорядка
8.Штатное расписание (перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячный фонд з/п по штатному расписанию)
9.Должностные инструкции (регламентируют правовое положение педагогического, административного и обслуживающего персонала; разрабатывается на основе ТК РФ, зак«об образовании», типового положения об ОУ, тарифно-квалификационным требованиям по должностям и Устава; содержит след.разделы: общие положения; функции и обязанности; права; ответственность; взаимоотношения и связи по должности).
Впервые в российском законодательстве появляется понятие «учредитель ОУ».
Закон «об образовании»дает развернутый перечень юридических и физических лиц, которые могут выступать в качестве учредителя.
9. Система методов социально-педагогической диагностики. Области применения психодиагностических методик в деятельности социального педагога.
Метод – это способ достижения к/либо цели, способ действия.
Методика – это сложившаяся совокупность методов, позволяющая решать типовые задачи.
Классиф-я методов по Б.Г.Ананьеву:
1.Организационные:
=сравнительный: сравнение результатов исследования (по среднему значению) 2-х или более групп испытуемых
=лонгитюдный: длительное исследование индивида с использованием большого количества методик (=Выборочное (какой-то прсих.пр.); =Комплексное(Психич-ое разв-е реб.в целом); =Системат-ое изучение разв-я одних и тех же дет. на протяжении длит-го времени.
=комплексный: исследование проводится в рамках нескольких стран, изучаются определенные качества и свойства определенных групп людей (учитывается пол, возраст, образование, культура и т.д)
2.Эмперические:
*наблюдение, самонаблюдение
*эксперимент
*психодиагностические методики (тесты, анкетирование, опросники, социометрия, интервью, беседа)
*анализ продуктов деятельности
*биографические методы
3.Методы обработки данных:
*количественные (методы математической статистики- позволяют установить уровень исследуемого признака),
*качественный (описание уровня проявленного признака)
4. Методы интерпретации:
*генетический (устанавливается уровень развития по вертикали (развитие или деградация) *структурный (устанавливаются горизонтальные связи м/д определенными признаками по горизонтали)
Остановимся более подробно на эмпирических методах:
ЭКСПЕРИМЕНТ-метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. Для эксперимента характерны: *Активная позиция самого исследователя *Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в кот. изучаемое свойство проявляется лучше всего, его можно точнее и легче оценивать.
Виды:
*лабораторный(с использованием аппаратуры, без использования. Осуществляется в спец.оборудованном помещении. Плюсы: возможность создания условий, возможность строго учета изменения раздражителей и ответных реакций, возможность повторения опыта, возможность математической обработки. Минусы возможность искажения естественного хода псих.процесса, испытуемый знает что над ним экспериментируют)
*естественный: для снятия отрицательного влияния исследователь до начала своей работы знакомится с испытуемым, участвует в его деятельности
=констатирующий (установление фактического состояния к/л особенностей псих.развития к моменту проведения эксперимента)
=формирующий(активное формирование изучаемого свойства в процессе спец.организованного обучения: к/л ЗУНам, воспитания: формирование к/л качеств личности.
НАБЛЮДЕНИЕ-целенаправленное, планомерное восприятие явлений, результаты кот. фиксируются.
Виды:
1. по характеру контакта исследователя и испытуемых:
*непосредственное (проводит сам исследователь, непосредственно в контакте и взаимодействии)
*опосредованное (используются готовые результаты –изучение продуктов деятельности, библиографии, документов)