Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук

Кафедра психологии

ПЕДАГОГИКА

Материалы для самостоятельной работы

Студентов-психологов заочной формы обучения

Составитель - Линчук Т.П.

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Иркутского государственного технического университета

Г.

Рецензент –канд. пед. наук, доцент кафедры психологии ИрГТУ М.Г. Юркова.

Педагогика:Методические указания для самостоятельной работы студентов – психологов. Составитель: Т.П.Линчук. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2013.

Представлено основное тематическое содержание курса «Педагогика» для студентов направления «Психология» Целью пособия является формирование у студентов системного представления о современной педагогике, даны методические указания по его изучению, тесты для самопроверки, список литературы. Библиогр. 6 названий

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема l.Общее представление о педагогике как науке, история ее развития……… 4

1.1.Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики………………………...4

1.2.Основные категории педагогики …………………………………………...…….6

1.3.Основные идеи зарубежной педагогики ………………………………...……….8

1.4.Развитие педагогики в России …………………………………………………...10

Вопросы и задания для самопроверки .…………………………………….…13

Тема 2.Педагогика как теория обучения ……………………………...……………15

2.1.Содержание образования ………………………………………...………………15

2.2.Дидактика: основные понятия …….…………………………..………………..20

2.3.Законы, закономерности, система принципов обучения …………………...….24

2.4. Система образования РФ Управление системой образования…………...…….28

Вопросы и задания для самопроверки.……………………………..………… 32

Тема 3.Педагогический процесс …..………………………………………………...35

3.1.Педагогический процесс как система ……….……………………………...…...35

3.2.Методы и методические системы обучения ..………………………………..…37

3.3.Понятие педагогической технологии ……………………………………..…….39

3.4.Средства обучения………………………..……………………………………....41

3.5.Формы организации учебного процесса в школе и вузе ……………………....43

Вопросы и задания для самопроверки ….………………………………….....50

Тема 4.Профессионально-педагогическая деятельность…………………….…….53

4.1. Сущность и структура педагогической деятельности………………….………53

4.2. Педагогическое общение…….………………………………………………….. 55

4.3.Диагностика процесса и результатов обучения. Понятие о мониторинге…….58

Вопросы и задания для самопроверки……………..…………………………..62

Тема 5.Педагогика как теория воспитания …..………………………..………........65

5.1.Сущность, содержание, закономерности, принципы воспитания …………….65

5.2.Методы воспитания, их классификация. Ситуации воспитания ………….…..67

5.3.Коллектив как субъект и объект воспитания………….………………………...70

5.4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная

среда воспитания и развития личности ………………………………….…………..71

5.4.1.Принципы и содержание семейного воспитания ………………………….…71

5.4.2.Основные типы неправильного воспитания в семье, его причины …..….….73

5.4.3.Семейная педагогика об условиях, основных типах семейного воспитания, о взаимоотношении семьи и школы в воспитательном процессе …………….……..74

Вопросы и задания для самопроверки ……………………………….………76

Библиографический список……………………………………………………79

Тема 1. Общее представление о педагогике как науке, история ее развития

Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики

Термин «педагогика» дословно переводится с греческого как «детоводитель» - в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. В настоящее время в мировом педагогическом лексиконе наряду с данным термином все чаще употребляются новые термины «атропогогика» (антропос - человек) и «андрогогика» (наука об обучении взрослых).

Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Объектпознания в педагогике - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития личности и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Какие значения вкладывают термин «Педагогика»?

Выделяют «бытовое» значение педагогики: каждый человек на протяжении своей жизни выступает в роли педагога, т.е. обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе.

Подчеркивают практическое значение педагогики, рассматривая педагогику как сферу деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему.

Педагогика понимается как наука и одновременно как отрасль человековедения, поскольку она познает и совершенствует способы влияния на развитие человека. Педагогические теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке, которое «добывается» психологией, философией, социологией, историей и др. науками о человеке.

Педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания.

Педагогика как отрасль гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни, е6е значение выявляется в качестве педагогической культуры человека. (Бордовская Н.В., Реан А.А., с. 14)

Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Источниками развития педагогики являются: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; мировая и отечественная практика воспитания в настоящее время; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных меняющихся условиях.

Предмет, изучаемый педагогикой, настолько сложен, что одна, даже очень широкая наука, не способна охватить его сущность и связи, поэтому современную педагогику правильней назвать системной наукой о воспитании. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний.

История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений. Общая педагогика как базовая дисциплина изучает общие закономерности воспитании человека, разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Традиционно общая педагогика включает в себя 4 раздела: общие основы, дидактику (теорию обучения), теорию воспитания, школоведения.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах сопоставления и нахождения сходств и различий.

Дошкольная и школьная педагогика изучает закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, входит как подсистема в возрастную педагогику, охватывающую закономерности учебно-воспитательного процесса в системе средних общеобразовательных учреждений.

Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, активно развивается педагогика высшей школы, педагогика труда (изучает проблемы повышения квалификации, приобретения новых профессий в зрелом возрасте), семейная педагогика и др.

Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.

Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические и практические обоснования перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

Специальная педагогика разрабатывает основы, принципы, методы, формы, средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика.

Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов, ослабленными и больными школьниками. Возникает интеграционная медико-педагогическая наука, когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин: методика преподавания психологии, методика преподавания русского языка и т.д.

Педагогика тесно связана со многими науками, в том числе с философией, физиологией, социологией, историей, этнографией и др., поскольку решение многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, использования результатов исследования других наук о человеке.

Задачи педагогики как науки:1) вскрытие закономерностей в области воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами; 2) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности, составление научных прогнозов; 3) разработка новых методов, форм, средств, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; 4) внедрение результатов исследования в практику.

Педагогическая наука совмещает научно-теоретическую и конструктивно-техническую (нормативную, реryлятивную) функции. Реализуя, например, научно-теоретическую функцию, исследователь отражает педагогическую действительность как она есть, как сущее. Осуществляя конструктивно-техническую функцию, исследователь отражает действительность такой, какой она должна быть. Это знания о должном - о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность.

Педагогическое исследование осуществляется с помощью целой системы разнообразных методов. К ним относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), методы математической систематики, анализ педагогических идей и др.

Наши рекомендации