Определяющие факторы развития

Любая технология исходит из определенного представления об источниках, первопричинах, определяющих психическое развитие человека. В зависимости отосновного, ведущего фактора развития,на который опирается технология, можно выделить:

- биогенные технологии, предполагающие, что развитие психики определяется биологическим наследственным (генетическим) кодом; внешняя среда лишь реализует наследственные данные;

- социогенные, представляющие личность как tabula rasa, на которой записываются социальный опыт человека, результаты обучения;

- психогенные, результат развития в которых определяется главным образом, самим человеком, его предшествующим опытом, психологическими процессами самосовершенствования;

- идеалистические, предполагающие нематериальное происхождение личности и ее качеств.

Научные концепции усвоения социального опыта.

В современной психологической науке существуют ряд, концепций, предлагающих свое понимание процесса усвоения общественного знания отдельным человеком и соответственно структуры его познавательных действий.

Ассоциативно-рефлекторпая концепция обучения опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека, вскрытые И.М.Сеченовым и И.П.Павловым. Суть данных закономерностей заключается в том, что в человеческом мозге идет постоянный процесс образования множества условно-рефлекторных связей — ассоциаций. Согласно ассоциативно-рефлекторной теории:

• усвоение знаний., формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных;

· приобретение знаний, сформирование навыков и умений, развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциаций) имеют определенную логическую последовательность, которая включает в себя следующие этапы:

а) восприятие учебного материала;

б) его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

в) запоминание и сохранение в. памяти изученного материала;

г) применение усвоенного в практической деятельности;

· наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

а) формирования активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

б) подачи учебного материала в определенной последовательности;

в) демонстрации и закрепления в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

г) применения знаний на практике.

Виднейшими представителями и творцами этой концепции являются И.М.Сеченов, И. П. Павлов, С.Л.Рубинштейн, Н-А.Менчинская, Д. Н. Богоявленский, Ю.А. Самарин, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.

В рамках ассоциативно-рефлекторной концепции усвоения личностью социального опыта разработанатеория формирования понятий (Д..Н.Богоявленский, Н.А.Менчинская, Е.Н.Кабанова-Меллер и др.). Сущность данной теории заключается в том, что процесс обучения понимается как процесс обобщения получаемых знаний и образования определенных понятий. Под понятием в этом случае понимается результат ассоциаций по смыслу, абстрагирования и обобщения знаний, которые относятся к изучаемому явлению.

Логическая последовательность обобщающей мыслительной деятельности обучаемых состоит из восприятия учебной информации, образования представлений, их обобщения в понятие, овладения понятием и применения понятий на практике (идентификации единичных предметов с понятием).

Большое внимание в этой теории уделяется овладению понятием и как следствие обучению детей приемам умственной деятельности.

Бихевиористские теории научения

В бихевиористских теориях (Э.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скиниер и др.) общая (формула усвоения выглядит так: «стимул -- реакция — подкрепление». Стимул -- это побудительная причина или ситуация (задача, вопрос и т.п.), реакция на. стимул, т.е. само действие (физическое, умственное), подкрепление — сигнал о правильности выполнения действия (материальное или моральное стимулирование).

Отрицая сознание как основной компонент человеческих психологических процессов, бихевиористы анализируют лишь внешние, поведенческие акты, которые, по сих мнению, образуются путем механического (физиологического) закрепления адекватных реакций на стимулы.

Обучающие упражнения, построенные на бихевиористической теории усвоения, состоят из мелких, дробных порций информации, с повторяемых многократно в различных сочетаниях и обеспечивающих их запоминание.

Теория гештальта

Гештальттеория усвоения (М.Вертгеймер, Г.Мюллер, В.Келер, Кофка и др.; основывается на учении о гештальте — такой целостной организации объекта восприятия, при которой только и возможно усвоение знаний. Отсюда строится особая теория усвоения как одномоментное запечатление в ходе учебной деятельности,

Упражнения по гештальттеории оперируют достаточно законченными в смысловом отношении фрагментами информации, расчет в которых сделан на запечатлении самой структуры фрагмента и его смысла.

Наши рекомендации