И вновь обратимся к размышлениям
Ш.А. АМОНАШБИЛИ:
Дело не в том, во что нам — учителям, воспитателям — лучше верить: в то, что ребенок с пустыми руками не рождается, или в то, что он ничего с собой не несет. Я здесь не выдумываю ничего такого, чего педагогическое мышление в своем развитии не коснулось. Но по себе знаю следующее. Долгое время я был под влиянием той господствующей теории, которая гласила, что ребенок, конечно, несет наследственность, но это не такой уж важный фактор в его становлении, а самый главный фактор — это среда, а особенно — целенаправленное воспитание. Вот создай эту среду и этот целенаправленный воспитательный процесс — и получишь нужного человека, будешь выводить разные сорта людей, заранее запланированных...
Нет, Природа непобедима, и не нужно ее побеждать.
(...) У каждого ребенка своя особая миссия.
Вот во что я начал верить уже давно.
(...) Хочу уточнить для себя понимание этого слова. Ребенок со своей миссией — это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия для доброжелательно-
11 Теплое Б.М., Небылицын В Д. Изучение основных свойств нервной систе
мы и их значения для психологии индивидуальных различий // Вопросы пси
хологии. 1963. № 5. С. 38-47.
12 Дубинин Н.П Что такое человек. М, 1983. С. 152.
сти, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им13.
♦ ЧЕЛОВЕК, СЕБЯ СОЗИДАЮЩИЙ...
«Tabula rasa» — чистая доска, на которой воспитатель призван и может начертать любые письмена; мягкий и пластичный воск — в процессе воспитания из него можно изваять все, что заблагорассудится педагогу; сосуд, наполняемый наставниками человеческим опытом, установками, знаниями... — вот далеко не полный ряд аллегорий, используемых представителями авторитарных педагогических систем для доказательства всесильнос-ти воспитания и того, что в процессе воспитания ребенок («tabula rasa», «воск», «сосуд»...) является не более чем объектом педагогических манипуляций наставников.
Однако эти утверждения опровергаются гуманистической педагогикой, выдвигающей в качестве основного постулата идею взаимодействия и взаимосвязи педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса и признающей, что первоисточником развития человека является его собственная внутренняя активность, выражающаяся в стремлении к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию.
L& |
Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим...14
П.Ф. Каптеров
Рассматривая активность личности,
направленную на самовоспитание,
в качестве важнейшего фактора ее развития,
сторонники различных философско-педагогических концепций
выдвигают противоречивые трактовки роли самовоспитания:
п Амонашвили III.A. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. С. 11 — 13. 14 Каптеров II Ф. Дидактические очерки. Теория образования // П.Ф. Каптеров. Избр. пед. соч. М., 1982. С. 351-352.
Экзистенциализм,
утверждающий «свободу воли», «философию свободы», «чистое самосознание»; персонализм, признающий «личность» первичной реальностью, духовным первоэлементом бытия; неотомизм, проповедующий «заложенное от рождения духовное начало» в человеке,
все эти теории"
абсолютизируют роль собственных усилий человека в развитии личности, игнорируя формирующее влияние социальных условий и воспитания1''.
Отечественная наука
(философия, психология, педагогика),
признавая огромное значение собственной работы человека над собой,
его активной деятельности, направленной
на самоизменение и на преобразование окружающего мира,
отвергает попытки
обусловить результаты развития человека
действием какого-либо одного фактора, в том числе самовоспитания.
При определении сущности самовоспитания и его роли в развитии человека