И вновь обратимся к размышлениям

Ш.А. АМОНАШБИЛИ:

Дело не в том, во что нам — учителям, воспитателям — лучше верить: в то, что ребенок с пустыми руками не рождается, или в то, что он ничего с собой не несет. Я здесь не выдумываю ничего такого, чего педагогическое мышление в своем развитии не коснулось. Но по себе знаю следующее. Долгое время я был под влиянием той господ­ствующей теории, которая гласила, что ребенок, конечно, несет наслед­ственность, но это не такой уж важный фактор в его становлении, а самый главный фактор — это среда, а особенно — целенаправленное воспитание. Вот создай эту среду и этот целенаправленный воспита­тельный процесс — и получишь нужного человека, будешь выводить разные сорта людей, заранее запланированных...

Нет, Природа непобедима, и не нужно ее побеждать.

(...) У каждого ребенка своя особая миссия.

Вот во что я начал верить уже давно.

(...) Хочу уточнить для себя понимание этого слова. Ребенок со сво­ей миссией — это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возмож­ностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способно­сти, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия для доброжелательно-

11 Теплое Б.М., Небылицын В Д. Изучение основных свойств нервной систе­
мы и их значения для психологии индивидуальных различий // Вопросы пси­
хологии. 1963. № 5. С. 38-47.

12 Дубинин Н.П Что такое человек. М, 1983. С. 152.

сти, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им13.

♦ ЧЕЛОВЕК, СЕБЯ СОЗИДАЮЩИЙ...

и вновь обратимся к размышлениям - student2.ru

«Tabula rasa» — чистая доска, на которой воспи­татель призван и может начертать любые письмена; мягкий и пластичный воск — в процессе воспита­ния из него можно изваять все, что заблагорассу­дится педагогу; сосуд, наполняемый наставниками человеческим опытом, установками, знаниями... — вот далеко не полный ряд аллегорий, используемых представителями авто­ритарных педагогических систем для доказательства всесильнос-ти воспитания и того, что в процессе воспитания ребенок («tabula rasa», «воск», «сосуд»...) является не более чем объектом педагогических манипуляций наставников.

Однако эти утверждения опровергаются гуманистической пе­дагогикой, выдвигающей в качестве основного постулата идею взаимодействия и взаимосвязи педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса и признающей, что перво­источником развития человека является его собственная внут­ренняя активность, выражающаяся в стремлении к саморазви­тию, самовоспитанию, самообразованию.

L&

Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим...14

П.Ф. Каптеров

Рассматривая активность личности,

направленную на самовоспитание,

в качестве важнейшего фактора ее развития,

сторонники различных философско-педагогических концепций

выдвигают противоречивые трактовки роли самовоспитания:

п Амонашвили III.A. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. С. 11 — 13. 14 Каптеров II Ф. Дидактические очерки. Теория образования // П.Ф. Кап­теров. Избр. пед. соч. М., 1982. С. 351-352.

Экзистенциализм,

утверждающий «свободу воли», «философию свободы», «чистое самосознание»; персонализм, признающий «личность» первичной реальностью, духовным первоэле­ментом бытия; неотомизм, проповедующий «заложенное от рождения духовное начало» в человеке,

все эти теории"

абсолютизируют роль собственных усилий человека в развитии личности, игнорируя формирующее влияние социальных условий и воспитания1''.

Отечественная наука

(философия, психология, педагогика),

признавая огромное значение собственной работы человека над собой,

его активной деятельности, направленной

на самоизменение и на преобразование окружающего мира,

отвергает попытки

обусловить результаты развития человека

действием какого-либо одного фактора, в том числе самовоспитания.

При определении сущности самовоспитания и его роли в развитии человека

Наши рекомендации