Раздел iv. тактика педагогической самоорганизации 11 страница

Смысл и назначение педагогических понятий. Понятие “смысл” в педагогике. Практические смыслы теории. Многоплановость смыслов воспитательной деятельности в опосредовании "заказами" на результат учительского труда. Личностные смыслы понятий педагогики личности. Значение методологии в педагогической деятельности. Методологические возможности педагогической теории и практики. Кооперация и разделение наук об образовании. Выделение педагогики в специальную отрасль науки. Обусловленность педагогики философией; взаимосвязь с психологией. Значение педагогической теории: научный компонент педагогического знания - специфика предмета педагогической науки. Понятие о концепциях, теориях, подходах, системах, парадигмах, моделях воспитания и обучения. Организационная структура педагогической науки.

Основные функции методологии в контексте формирующего и развивающего подходов, их взаимосвязь и влияние на практику. Показатели влияния методологии на кризисный характер современного образования.

Разнообразие видов педагогики: дошкольная, школьная, вузовская, инженерная, военная, социальная (семейная, дворовая, клановая, неформалитета, мафиозная и т.д.); партийная педагогика (коммунистическая, националистическая, фашистская и т.д.).

Семинар 2.

Темы для обсуждения:

1.Специфика научного осмысления образования.

2.Обусловленность смысла учительской работы "заказами" на ее результат.

3.3. Предмет педагогической науки.

4.4. Методология как основа развития науки.

5.4.Научные основы кризиса отечественного образования.

Сообщение: "Методологические фантазии".

Тема 3: Основные категории педагогики.

Лекции - 4 часа, семинар - 2 часа.

Категориальный аппарат педагогики. Общие категории, их взаимообусловленность и специфика: образование, воспитание, обучение, развитие, социализация, идеалы, идеи, становление личности с позиций формирующих и гуманистических подходов. Проблемы сущности общих категорий: понятие ценностей и антиценностей (общественных и личностных); установка и осмысление как ценностные основы реализации каждой категории. Ценностный смысл воспитания с позиций моделирования (формирования) личности и с позиций развития личности, как модели образования. Понятия "открытое образование", "личностно ориентированное образование", "самоорганизуемое образование", "педагогика сотрудничества", "аксиология в образовании", "тоталитарное образование".

Частные категории педагогических процессов: цель, принципы, содержание, условия, методы, технологии, формы. Проблемы иерархии частных категорий в их взаимообусловленности и содержательной сущности. Факторы педагогических процессов: социальные (мегафакторы, мезофакторы, микрофакторы) и биологические. Этнопедагогика. Феномен имплицитной концепции воспитания как этнокультурной традиции. Региональная традиция в имплицитном воспитании.

Семинар 3. Темы для обсуждения:

1.Проблема понимания общих категорий педагогики.

2.Социализация личности и ее механизмы.

3.Многофакторность воспитания.

4.Базовый канон имплицитного воспитания региона.

Тема 4: Личность современного учителя.

Лекции - 2 часа, семинар - 2 часа.

Понятие "личность" в формирующем и гуманистическом подходах. Структура личности с позиций самоорганизации сознания. Личностные основы поведения: что определяет личность и индивидуальность. Педагогический аспект понятий "сознание", "мышление", "деятельность". Личностные структуры сознания: критичность, мотивирование, коллизийность, рефлексия, автономность, и т.д. Требования к личности современного учителя в соответствии со Стандартом подготовки учителя (1995г.). Закон "об образовании" (1996г.). Проблемы профессиональной подготовки современного учителя в контексте неявной реставрации формирующей традиции в высшем образовании. Субъектность учителя как основа ценностно-личностного влияния на учащихся. Подструктуры личности в опосредовании деятельностью личностных структур сознания: педагогическая направленность, педагогический опыт, педагогические способности, особенности личности. Педагогическая эрудиция, интуиция, инсайт. Источники, факторы развития и становления. Система педагогической поддержки становления профессиональных характеристик деятельности учителя.

Семинар 4. Темы для обсуждения:

1.Личностное и индивидуальное в учительской деятельности.

2.Педагогические особенности структур личности учителя.

3.Личностные структуры сознания как фактор развития профессиональных характеристик.

4.Педагогические способности и возможности учителя.

5.Сообщение: "Характеристика личностных особенностей любимого учителя&

Тема 5: Методы педагогического исследования.

Лекции - 2 часа, практич. занятие - 2 часа.

Студент - исследователь. Предмет исследований: личность, отношения в процессе воспитания и обучения, эффективность их результатов. Определения методов исследования. Методы: изучения личности, среды, определения места учителя в жизни учеников, внутригрупповых взаимодействий, приоритетных влияний, прогнозирования и т.д. Методы теоретического исследования. Экспериментальные методы. Методы других наук. Этапы исследования. Количественная обработка полученных данных. Интерпретация результатов исследований.

Практическое занятие 1 .

1.Посещение (просмотр видеозаписи) урока учителя-мастера.

2.Отработка первичных умений педагогической диагностики, наблюдение, анкетирование, тестирование на предмет выявления профессиональных интересов, склонностей, направленностей, мотивации, профессионального опыта и т.д. у товарищей по группе.

3.Анализ урока с позиций проявления доминирующих показателей профессионального поведения учителя.

4.Определение поведения учителя в использовании различных подходов к воспитанию в процессе обучения.

Тема 6. Базовые компоненты образования.

Лекции - 4 часа, семинар - 2 часа.

Понятие "базовый компонент воспитания, обучения" в контексте формирующего и гуманистического подходов. Традиционный подход к воспитанию. Проблемы: воспитательных направлений, категориального сдвига содержания воспитания и др. Методы формирующего воздействия. Классификация методов формирующего воспитания. Возможности применения в гуманистической парадигме "тормозящих и развивающих приемов педагогического воздействия". Понятие о коллективе как о средстве формирования личности. Традиционный подход к обучению. Проблемы передаточной дидактики. Содержание обучения как система привносимых знаний. Классификация передаточных методов обучения. Результативность традиционного подхода к базовому компоненту образования.

Семинар 5. Темы для обсуждения:

1.Базовый компонент: основа исполнительства или творчества.

2.Проблемы содержания и методов воспитания.

3.Традиция и смысл в методах и приемах педагогического воздействия.

4.Методы обучения: передача знаний или формирование опыта познания.

Тема 7: Культура труда будущего учителя.

Практич. занятия - 2 часа.

Гигиена умственного труда: правила сохранения и повышения умственной работоспособности, техника личной работы; научная организация труда студента педагогического вуза, культура работы с источниками, простое и сложное планирование. Развитие памяти. Предварительное знакомство с методологической культурой учителя. Выработка начальных умений самоорганизации учебных навыков.Экзаменационная сессия. Подготовка рефератов и курсовых работ.

Практическое занятие 2.

1.Отработка умений научной организации труда студента: конспектирование, аннотирование, реферирование, сноски, организация выполнения курсовой работы.

2.Упражнения по развитию памяти.

Тема 8: Педагогическое общение.

Лекции - 2 часа, практич. занятия - 2 часа.

Сущность педагогического общения - речевое воздействие и взаимодействие. Роль монолога и диалога во взаимодействии с учащимися. Трудности педагогического общения: незнание партнеров, волнение, скованность, изменение целей, непривычность, отсутствие контакта. Причины: приоритет монолога, непререкаемость, подавление инициативы учащихся, регламентация дисциплины, морализаторство, ущемление амбиций и достоинства. Система педагогического общения: моделирование отношений, коммуникативная атака, способы управления общением, анализ позиций и ролей партнеров в общении, стили общения, конфликты в общении.

Преодоление трудностей: распознавание стилей общения (авторитарный, либеральный, псевдодемократический, лженоваторский, демократический); создание фона доброжелательности, взаимопонимания; управление своим состоянием, восприятие ученика как партнера; знакомство с умениями "мы-ты-я - менеджмента".

Практическое занятие 3.

1.Определение педагогических стилей, объяснение возможных причин их возникновения (по результатам анализа урока).

2.Составление и проигрывание ситуаций с различными стилями педагогического общения.

3.Предложения студентов и обсуждение вариантов преодоления негативных стилей педагогического общения.

Тема 9: Педагогическое творчество.

Лекции - 2 часа, практич. занятия - 2 часа.

Педагогическое творчество - результат деятельности самоорганизуемого педагогического сознания, как профессиональная функция учителя. Функции педагогического мышления: осмысление, переосмысление, анализ, сравнение, обобщение, моделирование, конструирование педагогических проектов. Специфика педагогического творчества как деятельности по преодолению противоречий. Критерии: отказ от стереотипов и шаблонов, снятие противоположностей в пользу жизнеспособного компромисса, отказ от передачи готового, чужого опыта, творчество как открытие неизвестного, умение видеть проблемы, привносить в их решение собственную позицию, независимость суждений, риск, критический взгляд на "постулаты", смелость воображения, юмор. Творческий процесс: выделение проблемы, постановка задачи, проектирование решения, анализ и т.д.

Практическое занятие 4.

1.Анализ урока на предмет определения способности учителя к творчеству.

2.Соотношение увиденного с личностными представлениями об этапах творческого процесса.

3.Предложение своих вариантов решения конфликтных ситуаций и проблем.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др.Педагогика: Учеб.пособие. - М.; Школа-пресс, 1997.
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.пособие. / Под ред. С.А.Смирнова.- М.: Академия, 1998.
3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб.пособие - М.,1997.
4. Новое педагогическое мышление//Под ред. А.В.Петровского. -М.,1989.
5. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура учителя. - Ростов н/Д, 1997
6. Бондаревская Е.В, Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб.пособие. - Спб-Ростов н/Д, ТЦ “Учитель”, 1999.
7. Кульневич С.В. Менеджмент профессионального самоопределения. -Воронеж, 1998.
10. Лещинский В.И., Горбачева С.С., Кульневич С.В. Всегда ли прав учитель? - М.: Педагогика, 1990.
11. .Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. - Воронеж, 1998.
12. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. -М.: Просвещение, 1992

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ

1. Введение в специальность: Учеб. пособие/ Под ред. Л.И.Рувинского. - М.: Просвещение, 1988.
2. Учитель, которого ждут/ Под ред. И.А.Зязюна. - М.: Педагогика, 1988.
3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие. - М.: ИЦ “Академия”, 1998.
4. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990.
5.Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. - М., 1994.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ “ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И СИСТЕМЫ"

Всего: 74 часа: 50 лекционных, 24 семинарских.
Форма отчетности - экзамен

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Базовый курс, формирующий специфическую культуру педагогического мышления. Основная идеология: развитие заложенных в курсе "Введение в педагогическую профессию" оценочно-аналитических умений рефлексивной деятельности на основе сопоставительного рассмотрения современных формирующих и развивающих образовательных теорий и систем. Формирование методологической культуры учителя посредством реализации концепции подготовки студентов к самоорганизуемой личностно ориентированной педагогической деятельности.

Задачи курса:

1. Знание и понимание терминов: конформная личность; творческая личность; свободная творческая личность; гражданская позиция; социализация личности; роль и значение в образовании педагогических теорий и систем: коллективистского воспитания, формирующего образования, коммунарского воспитания, личностно ориентированного образования, личностной культурологии образования, педагогической поддержки, самоорганизуемого воспитания, аксиологии в образовании, самоорганизации жизненного самоопределения; распознавание причин кризиса образования; феноменология в педагогике; методологических особенностей гуманистического и материалистического системообразования, бинарной и тринитарной методологии; философско-педагогические аспекты целеполагания в образовании; синергетика в образовании; знаниевая и развивающая парадигмы; нравственная проблематика содержания воспитания; ориентировочное содержание моделей воспитания; новаторские технологии и репродуктивные методы обучения; стратегические и тактические принципы построения образовательных систем и авторских тезнологий; гуманистические условия моделирования отношений воспитательного взаимодействия; основы самоорганизуемой воспитательной деятельности; ценностный подход к воспитанию; педагогические аспекты синергетических принципов самоорганизующихся систем; методологическая культура учителя, как организатора педагогической поддержки учащихся;

2. Овладение умениями: проводить сравнительный и феноменологический анализ педагогических феноменов: парадигм, систем, предмета, целеполагания, принципов, содержания, условий, средств воспитания и обучения в различных подходах к образованию; владеть проблемным видением; знанием и пониманием феноменологии методологии педагогики; распознавать педагогические теории и системы на предмет их соответствия гуманистической парадигме; уметь моделировать условия воспитания творческой личности; применять средства педагогической поддержки личностной самореализации, нравственной самоактуализации, профессионального самоопределения учащихся; уметь критически переосмысливать ценности традиционного образования для самостоятельного построения собственных смыслов альтернативных педагогических подходов; владеть умениями, проявляющими второй и третий уровни сформированности методологической культуры учителя - критериально-содержательные: умения смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культуросообразных и гуманных смыслов педагогической деятельности и т.д.; конструктивно-содержательные: умения целеполагания, определения ведущих принципов, отбора и перестройки содержания, моделирования и конструирования условий и средств, формирующих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу личностной самоорганизации.

Обоснование структуры учебной дисциплины

Курс продолжает развитие логики понимания и принятия учебного материала в парадигме личностно ориентированного образования. Начальная деятельность личностных структур сознания, инициированная в курсе "Введение в педагогику", преобразуется в мотивированное принятие педагогических решений. Формирование готовности к самоорганизуемой воспитательной деятельности происходит в процессе изучения данной дисциплины, как продвижение умений преодолевать противоречия в содержании традиционного образования к умениям перестраивать имеющиеся знания на основе "дискредитации прежних смыслов". На основании этого умения развиваются способности к построению собственной педагогической картины, с определением своего места в ней, как творческого учителя. Результатом овладения целостным комплексом теоретических умений становится разработка собственных учебно-воспитательных сценариев по созданию условий, востребующих самоорганизационные начала личности. Сценарии апробируются на педагогической практике. Практические умения - преобразование условий в средства самоорганизуемого воспитания - формируется в процессе изучения дисциплины "Педагогическая технология".
Рекомендации: лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебным пособием "Педагогика: личность в гуманистических воспитательных теориях и системах". В основе изложения учебного материала - синтез лекционных ориентиров с углубленными и расширенными описаниями педагогических феноменов . Рекомендуется использовать методику качественного решения проблем (создание ситуаций, стимулирующих процессы принятия качественных педагогических решений). Использование элементов стратегий развития творческого (критического) мышления Р. Пола и Х. Табы, синектических приемов и методов, дескрипторных описаний и т.п.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

Тема 1.Стратегия и методология построения педагогических систем.
Лекции -6 час., сем. - 4 час.

Методология педагогической науки. Бинарная и тринитарная методология. Системный, личностный, деятельностный подходы. Формирующая система и теории развития. Проблема воспитания творческой личности в противоречии формирующему подходу. Проблематика целеполагания. Целостность педагогического процесса. Методологическая культура личностной ориентации. Закономерности и принципы различных педагогических систем и теорий. Воспитание как система и противоречия систем воспитания.

Тема 2. Кризис современной педагогики и пути его преодоления.
Лекции -4 час., сем. - 2 час

Методологические основы кризиса образования. Философия материализма и методология образования. Кризис образования как показатель методологической недостаточности. Кризисные особенности национального образования. Структурно-системные особенности кризиса. Содержательно-методологические особенности. Имплицитная теория воспитания.Неявные ориентиры этнопедагогики. Концепция этногенеза и педагогическая традиция. Этнохарактерологические особенности и этнопедагогическая специфика образовательного пространства региона. Методологические особенности гуманистической философии образования. Истоки гуманистической альтернативы. Стратегии педагогической деятельности. Гуманистические стратегии преодоления кризиса. Зарубежные гуманистические теории образования. Методологические ориентиры новых подходов к развитию системы образования. Идеологические, философские, гносеологические и т.д. функции методологии, их влияние на состояние образования.Приоритетные ценности исследований и организации единого образовательного пространства.

Тема 3. Парадоксы педагогических традиций и авторские воспитательные системы.
Лекции - 4 час., сем. - 2 час.

Значение и смысл педагогических традиций. Традиции педагогических систем. Неявные традиции этноса и педагогическая мифология. Феномен традиции коллективистского воспитания. Парадоксы принципов коллективизма.Специфика и проблематика отечественных авторских систем. Системы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова. Педагогическое новаторство и наука. Система педагогического сотрудничества. Феноменология парадоксальности авторских педагогических систем советского и постсоветского периодов. Общие проблемы педагогического творчества.

Тема 4. Современные подходы к образованию личности.
Лекции - 6 час., сем. 2 час.

Парадигмальный подход к образованию. Стратегии педагогической деятельности. Типы воспитательных систем: воспитание, основанное на трансцедентных ценностях; воспитание, основанное на социоцентрических ценностях; воспитание, основанное на антропоцентрических ценностях. Культуросберегающая и практическая функции образования. Общие парадигмы образования: Традиционалистская, рационалистическая, гуманистическая (феноменологическая), эзотерическая. Частные парадигмы образования. Личностно-развивающее обучение. Системы развивающего обучения Б.Д. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. Современные концепции личностного образования. Психолого-дидактическая концепция личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская). Аксиологическая концепция личностного воспитания (И.Б.Котова, А.В.Петровский, Е.Н.Шиянов). Дидактическая модель личностно ориентированного образования (В.В.Сериков). Проективная модель личностно ориентированного обучения Н.И.Алексеева. Парадоксы современных подходов к образованию личности.

Тема 5. Концепции и системы педагогики личности
Лекции - 4 час., сем. 2 час.

Концепция педагогики свободы и педагогической поддержки (О.С. Газман). Педагогическая поддержка как новая культура воспитания. Педагогика свободы и педагогика необходимости. Ученик как индивидуальная действительность. Социализация и индивидуализация воспитания. Свободоспособность. Культурное и нравственное взаимодействие учителя и учеников. Система педагогической поддержки личности.
Культурологическая концепция личностно ориентированного образования (Е.В.Бондаревская). Культурологический подход - методологическая основа образования, ориентированного на человека. Образ человека в личностно ориентированном образовании. Культура как среда образования. Диалоговая концепция культуры.Культурные функции личностно ориентированного образования. Система воспитания человека культуры.
Концепция самоорганизуемой педагогической деятельности (С.В. Кульневич). Источники и механизмы самоорганизуемого педагогического творчества. Педагогическое творчество как национально и культурносообразная личностная характеристика россиянина. Приоритетная роль личностных структур сознания в формировании опыта самоорганизации. Кризис образования и синергетические законы самоорганизации. Системы смыслоразвивающих средств пробуждения творческой активности.

Тема 6. Феноменология воспитательных систем.
Лекции - 2 часа

Педагогические ценности феноменологии. Новые ценности образования. Феноменология как метод гуманистического познания. Истоки самоорганизации сознания. Феноменология в педагогике. Ценностные точки нравственной опоры. Общие и личностные ценности. "Ценностная лестница потребностей" А.Маслоу. Феноменологическое определение "правильности" воспитания. Педагогические принципы и методы феноменологии. Феноменологические ориентиры воспитания.

Тема 7. Национальные особенности аксиологии
Лекции - 2 часа

Философские основания российской духовности. Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Л.М. Лопатин, В.В. Розанов, К.Н. Леонтьев, С.Л. Франк и др. о содержании ценностей воспитания. Российские особенности ценностей воспитания. Нравственный характер самоорганизации в России.Ценностные парадоксы образовательной ментальности. Разночтения ценностей национального самосознания. Феномен российской неадаптивной активности.

Тема 8. Педагогическая синергетика.
Лекции - 2 часа, сем. 2 часа.

Неклассическая наука и педагогика. Синергетические условия педагогической самоорганизации. Основные признаки закрытого и открытого образования. Синергетический потенциал кризиса образования. Синергетические образы учителя и ученика. Национальные приоритеты самоорганизации сознания. Синергетическая взаимосвязь консервативности и инновационности образования. Российский феномен "педагогического новаторства" как опыт стихийной самоорганизации. Синергетические ориентиры воспитания. Открытость учебно-воспитательной информации. Включение "обыденных" пониманий (экспертных оснований, приписываемых значений). Нравственная, культурная, религиозная, политическая и др. самоидентификация. Нравственность убеждающей коммуникации. Неявная педагогическая этнокультура.Социогенетическая нераскаянность.Диалогичность содержания образования. Регулирующее воспитательную практику содержание учебного материала . Кумулятивный эффект образования.

Тема 9. Творческие принципы самоорганизации
Лекции - 2 часа, сем. 2 часа.


Новые смыслы принципов воспитания. Особенность принципов педагогики личности. Материал для переосмысления - основа интеллектуальной инициативы. Общие (стратегические) принципы. Нравственные смыслы принципа природосообразности образования. Принципы гуманизма, культуросообразности образования, индивидуально-личностного подхода, ценностно-смысловой направленности образования, субъектного контроля., сотрудничества педагога с детьми, включения личности в значимую деятельность.Частные (тактические) принципы: учета направленности личности (принципы самореализации в творчестве, готовности к ответственным действиям , самоуважения); принципы учета социально-профессионального опыта (учета поведения, учета привычек, развитости общения, учета профессиональных умений, развитости аудио-визуальной культуры); принципы учета индивидуальных психических процессов, принципы учета типологических свойств личности - половых и возрастных различий, учета особенностей характера и свойств нервной системы.

Тема 10. Содержание самоорганизуемого воспитания.
Лекции - 2 часа.

Стратегии обновления содержания воспитания. Феномен и парадоксы категории "содержание". Гуманистические смыслы содержания воспитания. Актуальные проблемы содержания воспитания. Научные основы реорганизации содержания образования. Приведение содержания образования в соответствие с социально-демократическими изменениями в обществе.Приведение содержания образования в соответствие с уровнем научно-технического прогресса. Перевод содержания с уровня значений на уровень личностных смыслов ценностных ориентаций. Перевод содержания с эмпирической основы на концептуальную. Структурно-вариативная организация содержания образования. Тактические особенности разработки содержания воспитания.

Тема 11. Содержание моделей самоорганизуемого воспитания и условия их реализации.
Лекции - 4 часа, сем. 2 часа.

Модели научения и воспроизведения. Модель разностороннего и гармоничного развития личности. Модели коллективиста, патриота, защитника, труженика, семьянина и т.п. Модели межличностных и групповых отношений в совместной деятельности образования. Модели эмоционально-оценочных и личностно-смысловых отношений в системе "педагог-учащийся". Ценностно-ориентационное единство. Неявные соблазны содержательных ориентиров советских моделей воспитания. Феномен мифологизации содержания моделей воспитания. Зарубежный опыт моделирования личности. Психоаналитические, когнитивные, культурологические, гуманистические, смыслооринтированные, потребностные, мотивационные и т.п. модели воспитания. Феноменология заданного и порожденного смысла. Нейролингвистическое программирование в педагогике. Синергетические особенности педагогического моделирования. Ориентация моделирования на внутренние источники и механизмы самоорганизации личности. Моделирование воспитательных систем с ориентацией на принцип.
Модель воспитания человека культуры. Человек культуры как цель личностно ориентированного образования. Человек культуры - свободная личность.Человек культуры - гуманная личность.Человек культуры - духовная личность.Человек культуры - личность творческая и адаптивная. Целостность человека культуры.
Модели педагогической поддержки. Индивидуальная педагогическая поддержка. Личностная педагогическая поддержка. Национальные особенности педагогической поддержки личности. Педагогическая поддержка в преодолении объективных и субъективных препятствий. Этапы педагогической поддержки учеников в решении проблем: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный. Условия и средства оказания педагогической поддержки.
Смыслоразвивающие модели-ориентиры. Философские смыслы содержания моделей. Модель Силы Личности. Содержательные компоненты модели: преодоление препятствий, самоконтроль, гармония, идеализм. Модель дона Хуана.
Общая стратегия поиска условий воспитания творческой личности. Методологическая культура педагогического творчества. Творчество как цель и условие самоорганизуемого воспитания. Моделирование общих условий воспитания. Частные условия организации "помогающего" поведения учителя.

Тема 12. Технологические основы самоорганизуемого воспитания
Лекции - 2 часа, сем. 2 часа.

Адаптационная и "терапевтическая" педагогические системы. Адаптация и мимикрия. Индивидуальная и групповая социализация. Анатомия лидерства, внешняя и внутренняя социализация. Использование элементов психотерапевтических подходов к социализации личности в моделировании воспитательных отношений с учащимися. Методологический поиск как основа эффективности авторской системы. Методологические регулятивы построения авторских систем. Система средств педагогической поддержки самоорганизуемого поведения. Коллектив и группа. Терапия группы. Группы внешней и внутренней социализации. Алгоритмы самоорганизации. Программы диагностики и ценностных переориентаций. Программы самоорганизации рефлексии.

Тема 13. Традиционные дидактические теории и системы
Лекции 4 ч., сем.2 ч.

Проблема целеполагания в дидактике. Содержание обучения (проблемы и перспективы). Система принципов в репродуктивной дидактике. Традиционный подход к формированию мотивации учения в современной дидактике. Сравнительный анализ принципов и методов передаточной (формирующей) и развивающей дидактики. Современные классификации методов обучения (формирующий подход). Развивающие (на традиционной основе) технологии обучения Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова. Особенности обучения по системе Л.В. Занкова.Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Феномен личностно-развивающей системы обучения.

Наши рекомендации