Внутришкольный контроль и регистрирование управления школой
При достаточно основательной разработке функции контроля во внутришкольном управлении она остается сложной и трудоемкой функцией. Трудоемкость контроля объясняется отсутствием обоснованной системы критериев оценки образовательного процесса, особенно его воспитательного компонента. Значение контроля в управлении современной школой особенно возрастает в связи с предоставлением школе больших полномочий в оценке качества обучения и воспитания учащихся. С реорганизацией управленческих структур в образовании инспекторские функции возложены на директора школы и его заместителей. В то же время управленческая деятельность руководителей школы, конечные результаты ее деятельности становятся объектом контроля высших инспекторских служб органов управления образованием.
Контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно эта связь заметна с функцией педагогического анализа, так как информация, полученная в ходе внутришкольного контроля, становится предметом педагогического анализа. Контроль дает богатую, систематизированную информацию, показывает расхождение между целью и полученным результатом, в то время как педагогический анализ направлен на выявление причин, условий этих различий и отклонений.
Особенность внутришкольного контроля состоит в его оценочной функции — направленности на личность учителя. В осуществлении контроля так важен профессионализм и компетентность проверяющего. Современный инспектор или директор школы, выполняющий инспекторские функции, должен быть личностью. Их задача не в "подлавливании" и нагнетании страха, а в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педагогической деятельности. Существующая практика внутришкольного контроля не лишена некоторых недостатков. Во-первых, это отсутствие системы контроля, когда нет распределения объектов контроля среди директора и его заместителей. Во-вторых, это формализм в организации контроля, когда нет четко поставленной цели проводимого контроля, отсутствуют или не используются объективные критерии оценки. В-третьих, односторонность внутришкольного контроля, понимаемого как проведение контроля какой-либо одной стороны, одного направления педагогического процесса.
Чтобы избежать этих и других недостатков или недоразумений в организации внутришкольного контроля, приводится требований: 1.систематичность, оперативность, гласность.
2.соответствие содержания контроля программным требованиям
3.объективность, достоверность содержания полученной инфо
4. необходимость анализа основных элементов подготовки учащихся (уровень знаний, практических умений).
5.сочетание коллективных и индивидуальных форм контроля.
Виды, формы и методы внутришкольного контроля
По полученной инфо делят на: тематический и фронтальный. Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников.
Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих при фронтальном контроле этот вид целесообразно, как показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году.
Для изучения уровня подготовки мастерства, анализ деятельности учителя:
1.Предварительный (просмотр поурочных планов, материалов приготовленных к уроку)
2.Текущие (наблюдение за ходом работа)
3.Итоговый (изучение работы учителя за определенный период)
В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы:
Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным.
Классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе.
Тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изучение работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса.
Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах.
Способы контроля:
Выборочное посещение уроков, тематическое посещение уроков, персональный контроль за работой, параллельное посещение уроков, класснообобщающий контроль, целевое посещение урока с приглашение специалиста, проверка и просмотр документации, проведение беседы с учителем.
Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования, включения в его проведение представителей администрации, учителей, работников органов управления образованием.
Негативы
Необъективность оценки; учитель оценивает поведение,готовность и не готовность к уроку.,а не знания ученика; оценка не играет развивающую роль; завышаются или занижаются оценки учащихся; учителя склоны замечать недостяжения и успехи ученика, а прежде всего негативы; отметка является ярлыком личности
Пути совершенствования контрольно оценочной деятельности педагога: необходимо продумывать пути превращения ученика в активного субъекта контрольно оценочной деятельности; необходимо вооружать учащихся критериями которыми школьники должны воспользоваться при самоконтроле и при самооценке; сравнивать учащихся не друг с другом,а только самим с собой; давать возможность самим исправлять ошибки, фиксируя только их количество; чаще ставит школьника в ситуацию успеха; проверку знаний осуществлять систематически; не снижать оценку ученику,если ученик сам нашёл и исправил ошибку; необходимо изживать формализм в оценивании.
Принципы обучения-
Это основные положения, определяющие содержание организационный формы и методы учебного процессов.
Правила обучения- те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Конкретизированные принципы. Принципы:
Сознательность и активность; Наглядность; Систематичность и последовательность; Прочность; Научность; Доступность; Связь теории с практикой.
Все принципы взаимосвязаны Новые дидактические принципы развивающие обучение Заннова 60-70-е годы. Основано на теории двух уровней умственного развития Выгодского (Соотношение обучения и развития)
Iуровень актуального развития (наличие уровня подготовленности ученика)- то что ученик может делать самостоятельно
II уровень- зона ближнего развития, то что ребенок не может делать самостоятельно, только с помощью взрослых..
Обучение должно ориентироваться не на вчерашний уровень развития, а на завтрашний, обучение должно идти вперед развития. Обучение подтягивает развитие. Принципы обучающие развития( новые дидактические принципы_ 1.Обучение должно проводиться на высоком уровне трудности. При выполнении задания ученик должен испытывать умственное напряжение.
2.Быстрые темпы прохождения материала. Как только основной материал усвоен, переход к следующему А отработка навыков на последующих.
3.Приобладающие значения – теоретическое знание.
4.Учащиеся должны осознать процесс овладения знаний и владеть приемами учения.
5.Работа со всеми учащимися, как с сильными так и слабыми.
Все дидактические принципы взаимосвязаны