Уроки с измененными способами организации

1. УРОК-ЛЕКЦИЯ

Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.

Основные условия организации урока в форме лек­ции.

1. Если учебный материал является сложным для са­мостоятельного изучения.

2. В случае использования укрупненной дидактической единицы.

3. Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключитель­ные для всего курса.

4. Введение в тему.

5. Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.

6. Применение знаний для решения практических за­дач.

Методика проведения урока-лекции.

При подготовке к лекции у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необ­ходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала.

Проблемная ситуация возникает в результате целена­правленной деятельности учителя.

Способы создания проблемной ситуации:

- постановка перед учащимися теоретической пробле­мы, объяснение внешних противоречий, наблюдений в фактах, доказательствах, полученных на основе наблюде­ний или в результате измерения;

- создание проблемы путем изложения теории возник­новения и развития какого-нибудь понятия;

- постановка проблемы путем анализа и обобщения освоенных ранее знаний и умений;

- возникновение проблемы в результате нахождения путей и способов решения задач.

Учитель ставит проблемы, сам их решает, раскрывая все противоречия решения, всю его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, соучаствуют в процессе решения.

Учитель сопровождает изложение вопросами, на кото­рые отвечает сам или привлекает учащихся. Большое значение имеет речь учителя: яркая, эмоциональная, логически безупречная. Учащиеся ведут в тетрадях записи. Поэтому учитель должен продумать содержание, форму за­писи на доске и соответственно в тетрадях.

Возможны различные варианты организации ра­боты.

Для каждого учащегося могут быть подготовлены таб­лицы с канвой изложения материала, с пропусками, которые заполняются в процессе слушания лекции. В таких таблицах уже имеется второстепенный текстовой матери­ал, учащиеся не тратят время на его воспроизведение, азаполняют ту часть, которая является темой данного заня­тия. Такие таблицы готовят в случае систематизации знаний и классификации понятий.

При изучении определенного материала активными методами познания становятся аналогии, сравнения, обобщения. Учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой его части выписать необ­ходимые определения, теоремы и т. п., которые будут ак­тивно использоваться на уроке.

Правая часть заполняется на уроке под руководством учителя.

В проблемно-развивающем обучениипредлагается

следующая типология лекций.

1. Проблемная лекция. Вней моделируются противо­речия реальной жизни через их представленность втеоре­тических концепциях. Главная цель такой лекции - приоб­ретение знаний учащимися как бы самостоятельно.

2. Лекция-визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схе­мах и т. д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.

3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя иученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-
организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как засчет формы, так и за счет содержания.

4. Лекция - пресс-конференция. Содержание оформ­ляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

5. Лекция-консультация близка по типук лекции -
пресс-конференции. Различие - приглашенный (грамотный
специалист) слабо владеет методами педагогической дея­тельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся ииспользовать его про­фессионализм.

6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации иоцени­вать ее. Может использоваться как метод "живой ситуа­ции".

7. Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредст­венно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция сприменением техники обратной связи, а также програм­мированная лекция-консультация.

8. Лекция с применением игровых методов (мето­ды мозговой, атаки, методы конкретных ситуаций и т. д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА-ЛЕКЦИИ.

Наши рекомендации