Тема 2.1: Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности

Тема 1.1: Личность педагога.

Вопросы для обсуждения.

1. Профессиограмма личности педагога.

2. Педагогические способности в структуре личности учителя. Развитие педа­гогических способностей будущих учителей в педагогическом вузе.

3. Взаимосвязь педагогических способностей и мастерства учителя.

4. Я-концепция педагога.

Литература:

1.Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 302-333.

2.Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре инди­видуальности учителя. // Вопросы психологии. 1994, №4. С. 73-81.

3.Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л. 1985.

4. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель -2006 №1 – с.59-62.

5. Кочергина Г. Личность учителя// Учитель -2005№3 – с.73-75.

6. Сластенин В.А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя// Педагогическое образование и наука -2006 №2– с.4-9

Задание к занятию:

1. Как вы полагаете, влияют ли условия работы учителя на его личностные ка­чества. Представьте себя в роли учителя начальных, средних, старших клас­сов. Попытайтесь смоделировать свое первое обращение к школьникам.

2.Предлагаем портреты педагогов как возможные образцы вашей будущей профессиональной деятельности. Выберите педагога «для себя», чья личность в наибольшей мере соответствует вашим собственным исканиям. Выбор аргументируйте// В.Н. Диденко Введение в педагогическую деятельность – Смоленск 2005 – с. 145-146.

3.Вопросы для самопроверки:

1) В чём состоит своеобразие педагогической профессии?

2) Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии?

3) Назовите основные качества, характеризующие представи­теля группы профессий «человек-человек».

4) Перечислите и охарактеризуйте основные этапы возникнове­ния и развития педагогической профессии.

5) В чём заключаются особенности становления и развития педагогической профессии в России?

6) Охарактеризуйте различные типы профессиональной педаго­гиче­ской направленности.

7) В каком соотношении находятся понятия «педагог», «учи­тель», «воспитатель»?

8) Каковы тенденции развития школьного образования в совре­менной России?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составить словарь по основам работы с литературными ис­точниками («план», «конспект», «реферат», «глоссарий», «саммари», «аннота­ция», «тезис», «антитезис»).

2) Можете ли вы на основе своего личного ученического опыта, личных ценностей и приоритетов оценить ситуацию в со­временной системе школьного образования? Какими вам видятся «плюсы» и «минусы» современной российской школы?

3) Найдите и выпишите высказывания общественных деяте­лей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогиче­ской профессии.

4) Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогиче­ской профессии.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Особенности становления и развития педагогической профессии в России».

2) Реферат на тему: «Современная система непрерывного про­фессионально-педагогического образования в России».

3) Реферат на тему: «Вузовский этап в формировании в сис­теме непрерывного образования педагога

4) Эссе на тему: «Каковы мотивы выбора мною педагогической профессии?».

5) Эссе на тему: «Есть ли явные противопоказания к выбору профессии «педагог»?

6) Эссе на тему: «Я и школа».

7) Эссе на тему: «Саморазвитие педагога».

8)

Тема 1.2: Учитель и поиск средств самовыражения, профес­сиональной самореализации.

Цель изучения темы – заложить основы в формирование собственной выразительности будущих педагогов.

Задачи изучения темы:

1) изучить теоретические основы коммуникативной культуры педагога;

2) сформировать у студентов начальные умения в сфере педаго­гического общения.

Объем темы: 6 часов.

Содержание темы:

Мастерство педагогического взаимодействия. Особенно­сти педагогического общения.

Взаимодействие педагогической и актерской деятельно­сти. Основные средства выразительности. Самообразование и формирование собственной выразительности.

Основы ораторского и актерского мастерства педагога. Невербальный и вербальный аспекты общения.

Невербальные средства общения. «Язык внешнего вида» (язык телодвижений и жестов). Функции жестов в общении (изо­бразительная, реагирующая, указательная, регулирующая). Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе общения. Общение тактильное. Особенности невер­бального поведения учителя.

Речь учителя как компонент педагогического мастерства. Речевое поведение. Коммуникативные качества речи как сис­тема, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения.

Профессионально значимые качества голоса учителя: благозвучность (чистота и ясность тембра); широкий диапазон по высоте, громкости и тембру, гибкость, подвижность; выносли­вость (стойкость); адаптивность (приспособление к условиям общения); помехоустойчивость; суггестивность (способность го­лоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата).

Выразительность речи. Типы выразительности (содержа­тельная, структурная, интонационная, эмоциональная и др.), формы их проявления.

Интонация и ее роль в общении. Функции интонации в языке и речи. Пауза, интенсивность, логическое ударение, ме­лодика, высота, темп, долгота, тембр и их роль в интонационном оформлении высказывания.

Специфика проявления выразительности в профессио­нальной учебно-научной речи.

Взаимодействие и взаимовлияние коммуникативных ка­честв речи в процессе общения.

Гигиена голоса учителя.

Тренинг по отработке навыков невербального и вербаль­ного педагогического общения.

Методы: лекция, практическое занятие.

Литература: 1, 4, 5, 8, 13, 21, 38, 39, 41, 42.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое «общение»? В чём заключаются его основные функ­ции?

2) Какова специфика педагогического общения?

3) Какие невербальные средства общения вы знаете? На­сколько, на ваш взгляд, осознают их значение учителя?

4) Чем речевая деятельность отличается от других видов дея­тельности?

5) Каковы функции речи учителя как компонента педагогиче­ского мастерства?

6) Опишите речевое поведение какого-либо учителя. Какой стиль общения реализуется в его поведении?

7) Проанализируйте свою речевую деятельность. Развиты ли у вас основные механизмы речи (работают ли они)? В чем и как это проявляется?

8) Что такое коммуникативные качества речи?

9) Какие типы выразительности речи вы знаете?

10) Что можно выразить интонацией?

11) Каковы основные правила гигиены голоса учителя?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Опишите речевое поведение какого-либо учителя. Какой стиль общения реализуется в его поведении?

2) Проанализируйте свою речевую деятельность. Развиты ли у вас основные механизмы речи (работают ли они)? В чем и как это проявляется?

3) Проанализируйте характер использования «языка внешнего вида» (жесты, мимика, телодвижения, поза и т.п.) в деятель­ности одного из преподавателей (учителей). Определите функции жестов, которые им используются.

4) Какие качества голоса являются профессионально значи­мыми для учителя? Проанализируйте свойства своего го­лоса. Соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к голосу учителя?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Роль системы К.С. Станиславского для развития мастерства педагога».

2) Реферат на тему: «Педагогический такт учителя».

3) Реферат на тему: «Речевое поведение педагога как компо­нент его профессионального мастерства».

4) Эссе на тему: «Можно ли убить словом?».

5) Эссе на тему: «Речь удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Г. Гегель)».

II. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗДЕЛУ ТЕОРИИ, СИСТЕМЫ В ПЕДАГОГИКЕ (8 часов)

Тема 2.1: Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности

1. Возрастные периоды развития и воспитания личности.

2. Значение дошкольного детства в становлении личности.

3. Новообразования и особенности каждого возраста.

3. Индивидуальные особенности, их учет в процессе обучения и воспитания.

4.Современные теории личности и ее развития.

Литература

1. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. - М., 2010.

2. Микляева Н.В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / - 2-е изд., М. : Академия, 2012. - 205, [2] с.

3. Общение между детьми в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. - М., 1990.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду. 2-е изд. доработанное. М., 1987.

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002.

6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие. М., 2000.

7. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика : Учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М. Академия, 2003. - 348 с.

8. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. - М., 2010.

9. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. - М., 2005.

Тема 2.2: Современные теории и концепции обучения

План:

Наши рекомендации