Как предмет воспитательной деятельности (2)

 

…Применение теоретических методов исследования и анализ результатов опытно-педагогической работы позволили сформировать более детальное и глубокое представление об индивидуальности и ее основных составляющих. Ядром (первым и главным компонентом) индивидуальности, по нашему глубокому убеждению, является формирующееся в процессе жизнедеятельности творческое (авторское) отношение челове­ка к себе и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающими, особенности эмоционально-чувственного восприятия происходящих событий. Индивидуальность и ее основные элементы, по мнению Н.Е.Щурковой, сфокусированы ключевым отношением к жизни. Это отношение складывается из совокупности доминант, присущих данному человеку и образующих в своей взаимо­связи «руководящий стержень» его мыслей и действий

Второй компонент индивидуальности — это задатки и способности. По их проявлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не случайно, ведь сделанный индивидом выбор предмета собственных привязанностей и увлечений из широкого спектра человеческих занятий, устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нем своих способностей обусловливают формирование индивидуального стиля и неповторимого образа жизнедеятельности человека. Склонности и способности можно об­разно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности

Третий компонент — это социально-культурный опыт индивидуума. Он включает в себя знания о человеке и окружающей социальной и природной действительности, умения и навыки познавательной и преобразовательной деятельности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми. Важной составляющей социально-культурного опыта являются знания, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии. От богатства такого опыта во многом зависит яркость и мно­гогранность человеческой индивидуальности. Именно этот компонент можно рассматривать в качестве базисного основания формирования уникального сочетания в конкретном человеке общих, особенных и единичных черт и качеств. Он, на наш взгляд, является также необходи­мым условием становления, а подлинно культурного образца индивидуальности, впитавшей в себя ценности человеческой цивилизации.

Четвертый компонент — нравственная направленность как существенная характеристика индивидуальности, соотносящаяся с духовно-нравственными ценностями общества, как ценностное наполнение избираемых человеком содержания, форм и способов самореализации и самоутверждения. Включение нравственной направленности в состав компонента индивидуальности произведено нами осознанно, хотя многие исследователи подчеркивают независимость индивидуаль­ности и уровня ее сформированности по отношению к нормам морали и степени их усвоения (принятия) человеком.

Пятый компонент — творческая актив­ность, которая выступает по отношению к индивидуальности в различных ипоста­сях: и как ее элемент, и как свойство, при­сущее ей (очень часто и совершенно спра­ведливо исследователи используют слово­сочетание «творческая индивидуаль­ность»), и как решающее условие ее становления и проявления. Такая многогран­ность свидетельствует об огромной важности этой составляющей. Без творческой активности трудно представить возмож­ность формирования яркой индивидуальности, полномасштабного самоосуществления человека. При ее отсутствии доминирующее положение занимают типичность, стандартность, незаметность. Твор­ческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность человека в целом. Вот почему педагогу необходимо заботиться о развитии в детском коллективе процессов коллективного и индивидуального жизнетворчества.

…Завершая описание существующих в науке и собственных представлений о сущности и составе исследуемого явле­ния, считаем целесообразным сформулировать сложившееся на их основе определение понятия «индивидуальность». Под индивидуальностью нами понимается интегративное свойство человека, отража­ющее его способность к самоосуществле­нию (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое от­ношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представ­ляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума и выступающее в качестве цели, предмета и средства воспитательной деятельности.

…Что необходимо делать педагогу для того, чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребенка протекал успешно?

Разумеется, надо создавать определен­ные педагогические условия. Но какие? Профессор Н.Е.Щуркова называет три обстоятельства, которые способствуют разви­тию индивидуальности школьника в процессе воспитательной деятельности. К ним она относит: во-первых, создание «деятельностной ниши» для ребенка в разнообраз­ной деятельности классного сообщества; во-вторых, обеспечение благоприятного положения ребенка в системе связей и отношений с одноклассниками; в-третьих, организацию внешне выраженного, мате­риализованного в словах, мимике, пласти­ке, действиях и предметах расположения к каждому ребенку, внимания, заботы, нежности, признательности, восхищения.

Ее коллега Л.И.Маленкова полагает, что педагогическое обеспечение процес­са и становления индивидуальности ребен­ка должно включать в себя следующие составляющие:

—умение увидеть в каждом воспитаннике индивидуальность, уникальность и неповторимость каждой личности и принять ее таковой, какая она есть;

—глубокое изучение личности воспитанника, его положения, статуса в воспитательном процессе;

—установление индивидуально-личностных отношений с каждым воспитанником;

—организацию личностно ориентированной воспитывающей деятельности в классном коллективе на основе индивидуальных особенностей учащихся;

—инструментовку воспитания как са­мопознания и саморазвития личности, ее самоактуализации;

—индивидуальный корректив в воспитании некоторых школьников, преодоление «сопротивления воспитанию».

Названные Н.Е.Щурковой и Л.И.Маленковой условия развития индивидуаль­ности учащихся в процессе воспитательной деятельности, несомненно, следует отнести к разряду тех обстоятельств, которые имеют важное значение в формировании этого человеческого качества. Но мы посчитали возможным дополнить этот перечень, а некоторые его положения — уточнить и детализировать. В результате нами было выявлены и сформулированы девять педагогических условий, способст­вующих успешному протеканию процесса становления и проявления индивидуальности ребенка. К ним мы отнесли следующие обстоятельства:

1)восприятие классным руководите­лем и его воспитанниками индивидуальности как особо значимой ценности;

2)наличие у педагога целостного и адекватного представления о каждом ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности;

3)ориентация воспитания на актуализацию и реализацию потребности ребенка стать и быть самим собой, на формирование у него знаний, умений и навыков са­мопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии, на освоение им нравственных форм и способов
самореализации и самоутверждения;

4)предоставление школьникам свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного (школьного) сообщества;

5)создание в коллективе класса творческой атмосферы, побуждающей классного руководителя и его воспитанников к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей;

6)оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, направленных на формирование
в ребенке общего, особенного и единичного;

7)стимулирование стремления школьников к планированию и осуществлению самостоятельной работы по самосовершенствованию, решению важных для себя проблем;

8)теоретическая и технологическая готовность педагога к осуществлению индивидуально-ориентированной воспитательной деятельности;

9)поддержка усилий классного руководителя и учащихся со стороны воспитательной, психологической и социально-педагогической служб образовательного учреждения.

(Цитаты из работы: Степанов Е., Алексеева Н. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности //Воспитание школьников.№1, 2005, С.2-8.).

Приложение 23

Л.И.Петрова

Индивидуальный подход к ребенку

в формировании нравственных убеждений

…Становление личности младшего школьника как субъекта нравственного поведения в значительной мере зависит от качественных особенностей элементов, составляющих структуру нравственных убеждений. В своих рассуждениях мы опирались на разработанную. Раевым А.И. и Матвеевой Л.А. структуру нравственных убеждений.

…Как известно в структуру любого нравственного убеждения входят интеллектуальные и эмоциональные компоненты. Так, знаниям, составляющим структуру нравственных убеждений, должен отвечать определенный уровень их осознанности человеком. Показателем осознанности знаний выступает степень адекватности их практического применения в различных по конкретным особенностям нравственных ситуациях. Обычно чем разнообразнее характер подобных ситуаций, чем шире область применения знаний, тем выше уровень их осознания, а значит, тем больше у ребенка возможностей для проявления себя как субъекта, осознанно строящего свою деятельность, поведение, способность совершать поступки не только в стереотипных условиях, но и в новых, непривычных для него нравственных коллизиях.

…В основе формирующихся нравственных убеждений младших школьников далеко не всегда лежат адекватные знания, поскольку в значительной степени их социально-нравственный опыт формируется неупорядоченно. Кроме того, объективно существующие нравственные ценности преломляются через субъективные особенности личности. Если нет совпадения объективной оценки знаний , то возникают две задачи: не только привить правильные знания, но и преодолеть отрицательное влияние ложных знаний. Глубокое знание воспитанника, его индивидуальных особенностей помогает воспитателю в реализации данных задач.

Знания как компонент структуры нравственных убеждений могут иметь разный уровень обобщения. Обобщенность знаний создает благоприятные возможности для их широкого переноса в новые условия, конкретность сужает область, но облегчает сам процесс переноса, поскольку позволяет использовать знания в сходных условиях по аналогии.

Существенным в определении знаний о нравственных нормах является степень осознанности их личностью, так как внутреннее принятие нравственных принципов характеризует личность как нравственную.

Не менее сложной и значимой для становления младшего школьника как субъекта нравственного поведения является характеристика эмоционального компонента нравственных убеждений. Формируя нравственные убеждения, следует учитывать разнообразие форм, в которых может проявляться эмоциональное отношение, Обычно выделяют три таких формы: эмоциональный фон, ситуативная эмоциональная оценка и устойчивое эмоциональное отношение.

… Эмоциональный фон может быть и самым низким и самым высоким, и по отношению к различным нравственным категориям и в рамках одной нравственной нормы. Важным для определения эмоционального фона является проявление ребенком эмоций. При этом можно выявить только внешнее проявление. Но воспитателю важно узнать чем вызвано то или иное эмоциональное проявление. Для этого детям можно предложить различного рода методики, позволяющие шкалировать нравственные ситуации в наглядной форме.

Устойчивое эмоциональное отношение в структуре нравственных убеждений нам представляется особенно значимым, поскольку только в этом случае можно говорить о сформированности нравственного убеждения. Эмоциональные отношения могут быть вызваны разными объектами, так или иначе связанными с нравственной нормой и ее проявлениями. Объектом того или иного эмоционального отношения может быть определенная нравственная категория, конкретный факт нравственного поведения или личность, совершившая данный поступок

…Таким образом, формирование нравственных норм нам представляется достаточно сложным и многоаспектным процессом, в ходе которого необходимо пополнять знания детей о нравственных категориях, формировать эмоциональное отношение к ним. То есть стоит вопрос в поиске адекватных этой задаче форм и методов педагогического взаимодействия с каждым конкретным ребенком. Для этого мы хотим предложить индивидуальные программы формирования. Они являются эффективным средством развития индивидуальных возможностей детей при соблюдении следующих условий:

1. Педагогическое содержание воспитания должно быть альтернативным и отбираться в соответствии с выявленными индивидуальными знаниями о нравственных нормах и эмоциональном отношении к ним.

2. Необходимо использовать специальные методики, включающие решения нравственных задач ребенком, помогающих ему адаптироваться в современных стрессовых ситуациях и правильно выбирать способ нравственного поведения, адекватный его индивидуальным особенностям и педагогическим условиям.

3. Ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и нравственного поведения путем включения его в различные дела с учетом его индивидуальных возможностей.

4. Постоянно реализовывать принцип единства воспитательного воздействия семьи и школы в формировании нравственных качеств личности, для чего создавать специальные индивидуальные программы, предусматривающие участие родителей в данном процессе.

Индивидуально-воспитательная программа может включать в себя следующие блоки:

1. Имеющиеся недостатки у ребенка. Это те негативные качества, мешающие ему адаптировать в социально-нравственном пространстве.

2. Проектируемые качества. В программу вносятся те нравственные качества, которые необходимо сформировать. Их следует подбирать чрезвычайно внимательно и осторожно, опираясь на жизненный опыт ребенка в решении тех или иных нравственных коллизий, условия, в которых он рос, потребности в искомых качествах. Также надо учитывать и фактор посильности для ребенка совместной индивидуальной работы по формированию качеств

3. Методы взаимодействия ребенка с воспитателями. Предполагается, что в этот блок будут вноситься только те методы, которые адекватно отражают индивидуальные проявления ребенка в области знаний о нравственных нормах и эмоционального отношения к ним. Необходимо помнить, что даже самый лучший метод не заменит систему методов.

4. Условия, обеспечивающие реализацию выбранных методов. Здесь внимание учителя-воспитателя должно быть направлено на гуманизацию педагогической среды, в которой формируется ребенок. Необходимо представлять ему только те виды нравственно окрашенной деятельности, в которой он сможет реализовать свой индивидуальный потенциал, почувствовать себя увереннее, нужнее и любимее.

5. Проектируемые результаты. Безусловно, чем более тщательно учитель разработает предыдущие блоки программы, тем выше будет результат формирования «западающих» нравственных качеств. Но, проектируя результат индивидуального воздействия необходимо помнить о том, что он не всегда бывает абсолютным. Это связано, прежде всего, со сложностью структуры нравственных убеждений. (Цитаты из работы: Петрова Л.И. Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений // Актуальные проблемы школьного воспитания на рубеже веков. – Липецк, 2002. С.183-190).

Приложение 24

М.В.Николаева.

Педагогическая поддержка младших школьников:

Условия и приемы

…В особой ситуации риска находятся младшие школьники: именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом незрелом организме. Учебные нагрузки, не­соответствие внешних требований психо­физическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе обусловливают постоянное пребыва­ние учащихся в условиях стресса. Причина­ми эмоционального неблагополучия у млад­ших школьников могут быть срыв первич­ного стереотипа поведения, неправильное построение режима, неправильные воспи­тательные приемы, отсутствие необходи­мых условий для игры, отсутствие единого подхода к ребенку, неспособность спра­виться с учебной нагрузкой, враждебное от­ношение учителя, непринятие детским кол­лективом. В этой ситуации все более осоз­нается необходимость в педагогической поддержке учащихся начальной школы.

…Педагогическая поддержка — одна из тех категорий, о которых написано много. На первый взгляд она кажется довольно по­нятной. Педагог, умудренный и профессионально компетентный, помогает растущему человеку с меньшими потерями преодолеть кризисный период развития и обрести свое «Я». Но смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь осознать причины трудностей и найти способ решения своих проблем.

…Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий.

1. Согласие ученика на помощь и поддержку, т.е. школьник либо сам просит о помощи, либо не отвергает, когда ее предлагают. Здесь очень важно доверие ребенка к учителю. Между тем учителя начальных классов могут испытывать трудности в вы­ражении любви к младшему школьнику.
Так, у педагога может появиться иллюзия (неверная установка)«материнской любви» по отношению к младшему школьнику,
когда учитель чрезмерно опекает своих подопечных, выискивает отрицательные качества (нежелание учиться, склонность нарушать дисциплину и т.п.). В результате такого отношения ребенок становится
строптивым, теряет охоту учиться, у него вырабатывается неприязнь и враждебность, что в итоге и рождает отвращение и нежелание получать какую-либо помощь от учителя. Только при полном доверии к
взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к ак­тивной внутренней работе.

2. Приоритет ребенка в решении собственных проблем, т.е. педагог помогает осознать суть проблемы, предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказыва­ет косвенное влияние на самостоятельные
действия ученика.

3.Соблюдение принципа конфиденциаль­ности крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведе­нии диагностических методик и индивиду­альных бесед.

4.Доброжелательность и безоценочность, т.е. педагог идет «от ребенка», он не сравнивает его действия с действиями дру­гих учеников, а пытается понять и услы­шать голос каждого школьника, причины его трудностей и проблем. Оценка же учителем того или иного шага или поступка
учащегося может восприниматься им как неприятие или критика, что, в свою оче­редь, может привести к закрытости.

5. Защита прав и интересов ученика на всем пространстве его жизни подразумева­ет, что учитель в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот на­рушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности смягчить наказание, имея в виду, что ребенок более, чем взрос­лый, имеет право на ошибку.

…Педагогическая поддержка младшего школьника может иметь формы индивиду­ального и группового взаимодействия учи­теля и детей, носить превентивный (профи­лактический) и оперативный (срочный) ха­рактер.

Стоит отметить, что общим для всех групп детей с эмоциональными нарушениями является то, что неадекватные реакции у каждого ребенка носят защитный, ком­пенсаторный характер (И.В. Дубровина). При этом младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых, поэтому учителю начальных классов важно совместно с психологом и социальным педагогом выявлять причины эмоционально­го неблагополучия учеников, помнить о психологических особенностях этого возраста и способствовать оптимальным спо­собам его социализации.

Включение учащихся в коллективные творческие дела, в ходе которых может быть оказана разного рода поддержка в развитии способностей, интересов и склонностей.

Одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем в пси­хологии является проблема неуравнове­шенности учащихся младших классов. Педагоги не всегда знают, как себя вести с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драч­ливыми школьниками или, например, с детьми, слишком болезненно переживаю­щими любое замечание, плаксивыми и тревожными.

В этих ситуациях можно использовать индивидуальные формы педагогической поддержки: индивидуальные беседы, различные педагогические техники и приемы, нап­равленные на коррекцию эмоционального состояния и поведения детей.

Особого внимания требуют тревожные, неуверенные в себе дети. Они отличаются повышенной эмоциональностью, чаще, чем другие, воспринимают обычные школьные ситуации как источник угрозы.

Кроме того, важно отмечать, как реагируют тревожные дети на похвалу и порицания — они для них очень значимы. Такого ребенка нельзя торопить с ответом, надо давать ему время подумать. Самое важное — повышать его самооценку. Тревожного ребенка не страшно перехвалить, желательно как можно чаще специально обращать внимание на его успехи, особенно когда такой ребенок не умел что-то делать, а теперь научился. Очень важно, чтобы такое же отношение было не только в классе, но и дома.

…Каждый опытный педагог знает, что в детском коллективе встречаются ученики, которые постоянно стремятся быть на виду, стараются выделиться на фоне класса, об­ратить на себя внимание учителя. Часто с целью, чтобы на них обратили внимания, они могут выкрикивать и вскакивать с места. Работая с такими детьми, важно осторожно пользоваться похвалой, так как они легко начинают противопоставлять себя классу. Таких детей нельзя часто ругать и стыдить, потому что, с одной стороны, это может нанести им серьезную психологиче­скую травму, настроить против педагога, а с другой — им ценно любое проявление вни­мания к ним. Если учитель хочет наказать такого ребенка, то самое лучшее, что он может сделать, — это не обращать на него вни­мания. Но если ребенок ведет себя хорошо, то следует периодически поощрять его мелкими знаками внимания.

…Немаловажное значение для хорошего эмоционального самочувствия ребенка имеют его взаимоотношения со сверстниками. Уже через несколько месяцев совместной учебы можно говорить о достаточно устойчивой системе отношений в классе. Она характеризуется наличием у ребенка друзей, желанием поделиться с одноклассника­ми своими впечатлениями. В этом отношении много информации может дать педаго­гу поведение ребенка на прогулке, во время игр: активно участвует в коллективных играх или играет один, какие роли предпочитает выполнять в игре. Дети, которые не имеют друзей, держатся особняком, нужда­ются в особом внимании, так как такое не­благополучное положение в системе лич­ных отношений ведет к общему эмоцио­нальному дискомфорту.

…Важным моментом в учебно-воспитательном процессе в начальной школе, на наш взгляд, является реализация педагогических техник и приемов, которые помога­ют детям чувствовать себя комфортно в учебно-воспитательном процессе. Ниже приведем их примеры.

Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха при выполнении учебного задания, формирования навыков поведения.

Приемы:

• Снятие страха — «Ничего страшного...».

• Скрытая инструкция — «Ты же помнишь, что...».

• Авансирование — «У тебя получится...».

• Персональная исключительность — «Только у тебя и может получиться...».

• Усиление мотива — «Нам это нужно для...».

• Педагогическое внушение — «Приступай же!».

• Высокая оценка детали — «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...».

Техники экстренного педагогического воз­действия в ситуации привлечения ребенком внимания учителя

Техника «Минимизация внимания»

Приемы:

• Игнорируйте демонстративное поведение.

• Контакт глазами.

• Становитесь рядом.

• Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.

• Посылайте секретный знак.

• Посылайте письменные замечания.

Техника «Делайте неожиданности».

Приемы:

• Выключите свет.

• Издайте музыкальный звук.

• Говорите громким голосом.

• Измените голос.

• Говорите со стеной (или с портретом).

Временно прекратите вести урок.

Техника «Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность»

Приемы:

• Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

• Формируйте веру в успех.

• Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах.

• Делайте процесс обучения ощутимым.

• Отмечайте достижения.

На наш взгляд, данные приемы помогут преодолеть трудности, возникающие у младших школьников, и будут способство­вать продуктивному развитию личноcти.

(Цитаты из работы: Николаева М.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы.//Начальная школа. 2006, № 9. С.7-11).

Приложение 25

Н.Ф. Голованова

Наши рекомендации