IX. Верно или неверно?

1. Оптимизация — это стремление получить максималь­ный результат.




См.: Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1983. — С. 237.

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1977. — С. 60.

2. Оптимизация — это достижение максимального резуль­
тата при минимальных затратах времени.

3. Оптимизация — это достижение требуемых результа­
тов за счет увеличения нагрузки учащихся и учителей.

4. Критерий оптимизации — ориентир достижений.

5. Критерий оптимизации учитывает все варианты разви­
тия учебно-воспитательного процесса.

6. Инновации должны быть сориентированы на достиже­
ние идеальных результатов обучения и воспитания.

7. Оптимизация учебно-воспитательного процесса не яв­
ляется инновацией.

8. Оптимизация направлена на снижение педагогических
требований.

9. Оптимизация относится лишь к некоторым аспектам пе­
дагогической системы.

10. Оптимизация педагогической системы требует эконо­
мических инвестиций.

Методологической основой оптимизации является системный подход, который требует рассматривать все компоненты педа­гогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамичес­кими системами. Оптимизация основывается на философской категории «меры». Она выступает против гиперболизации тех или иных компонентов педагогической системы, завышения или занижения темпов деятельности, сложности обучения и т.д., а требует выбора именно оптимальной меры их приме­нения.

К основным методологическим требованиям оптимизации ПС относятся:

1. Целостный охват процедурой оптимизации всей системы.

2. Опора при выборе оптимального варианта на всю систе­
му закономерностей учебно-воспитательного процесса.

3. Последовательный учет возможностей оптимизации всех
компонентов системы.

4. Рассмотрение оптимизации как постоянно текущего ин­
новационного процесса со все более высокими задачами и бо­
лее совершенными технологиями их разрешения.

Последнее из требований означает, что оптимизированная в некотором отношении ПС уже не будет оптимальной через некоторое время: изменение условий, возникновение новых факторов нарушат установленное равновесие и все придется




начинать сначала. В этом вечное противоречие педагогическо­го процесса, из которого рождается движущая сила его про­гресса.

Надо обратить внимание и на то, что, с одной стороны, оп­тимизация предполагает приспособление педагогического про­цесса к имеющимся условиям, а с другой — сама создает но­вые условия и требует приспособления к ним этого процесса. Гут нет никакого противоречия, так как оба процесса идут во взаимосвязи. Если сегодня мы приспосабливаемся к реалиям, го это связано с обстоятельствами, от нас не зависящими. Но педагог всегда стремится сделать их оптимальными для успеш­ного течения процесса. Таково непреложное требование опти­мизации.

Практически оптимизация начинается с того, что по опре­деленным критериям оценивается достигнутый уровень обу-ченности, воспитанности, развитости учащихся по классам и в школе в целом. Как правило, он ниже объективно возможного (если этот уровень всех удовлетворяет, оптимизации быть не может: цель достигнута, улучшать больше нечего). Затем про­ектируется возможный уровень роста результативности через некоторое время (как может и должен успевать конкретный ученик, как вести себя и т. д.). После этого применяется (внед­ряется) система учебно-воспитательных мер, призванная обес­печить намеченные изменения. В итоге происходит сравнение процессов и достигнутых результатов с оптимально возможны­ми, сопоставление затрат времени на домашнюю и внеклас­сную работу с нормативами, усилий учителей и учащихся, де­лается вывод о степени оптимизации.

Оптимизация реализуется через систему способов (рис. 8),
которая органически вытекает из закономерностей и принци­
пов учебно-воспитательного процесса и носит характер кон­
кретных мер. Способом оптимизации Ю.К. Бабанский называ­
ет такую взаимосвязанную деятельность учителя и учеников,
которая заранее ориентирована на получение максимально
возможной в данной ситуации эффективности обучения при
соблюдении установленных гигиеной нормативов затрат време­
ни (или даже меньше их), т. е. без перегрузки школьников и
учителей1. ;

1 См.: Бабанский Ю.Х. Отптимизация процесса обучения. — М., 1977. —
С. 243. .


IX. Верно или неверно? - student2.ru

Система способов оптимизации

Обеспе­чение условий

Комплек- сирование задач

Конкре­тизация задач

Выбор темпа

Диффе­ренциация обучения

Генерали­зация со­держания

Координа­ция содер­жания

Выбор структуры

Выбор варианта

Наши рекомендации