Рекомендации по рождению резонансного звучания
Самые первые пробы резонансного звучания мы будем делать вместе с упражнениями из уже освоенного арсенала. Мы уже умеем дышать животом, бесшумно вдыхать, раскрывать рёбра, растягивать суставы, озвучивать выдох, поэтому самое время все это употребить на поиски резонансного звучания[96].
Первое прикосновение к ощущению звука, резонирующего в теле, это поиск того особого рода состояния, которому свойственно появление внезапной мощи и странного объёма собственного голоса. В то же время этот новый голос вызывает особое, приятное чувство лёгкости и удовольствия от звучания, несмотря на достаточно большую его силу. Причем эта лёгкость касается именно процесса звукоизвлечения. Физическая же работа организма в упражнении, особенно в начале пути, требует терпения и сосредоточенного волевого держания себя в предельном соответствии состоянию «дыхательной опоры звука», или «вдыхательной установки».
Проба резонансного звучания происходит на этом этапе с помощью только гласного звука,который, конечно, пока не является речью или пением, – это именно издавание звука, как «если бы я был инструментом».
Все гласные принадлежат к одному способу образования – свободного прохода.Все гласные произносятся с голосом, который усиливает возбуждение резонаторных тонов и создаёт нужную слышимость гласных. На слух гласные различаются прежде всего высотою тона, но не голосового, а резонаторного, соответствующего данному объему и данной форме резонатора(Реформатский, 1977, с. 177–178 ).
Добавление к гласным звукам согласных резко меняет способ образования звука в сторону несвободного прохода и частой смены артикуляции, что будет мешать в пробе свободно резонирующего голоса.
В упражнении будем звучать звуком «О» – одним тоном, не понижая и не повышая его. По высоте резонаторного тона «О» – это «средненизкая» гласная фонема, близкая к естественной середине голоса, своим звучанием пробуждающая грудной резонатор, который, по утверждению Морозова, «играет мощную защитную рольпо отношению к связкам»[97].
Технология упражнения
Стоя, подтягивая мышцы живота, поднять («растянуть, раскрыть») рёбра, вследствие чего произойдет автоматический вдох. Не выдыхать, сохранять «вдыхательную установку», или дыхательную опору звука,когда мышцы вдыхатели (диафрагма) и выдыхатели (мышцы живота) как бы уравновешиваются во взаимном контрдействии. Чтобы помочь рёбрам не падать, держа их поднятыми, сильно раскрыть челюстные суставы, так, чтобы нижняя челюсть почти лежала на груди. Рот, естественно, тоже открыт. При этом кажется, что поднимается также и верхняя челюсть, потому что создается особое объемное пространство внутри ротовой полости с широко открытым проходом в глотку. Проверить открытость прохода можно, вспомнив «зевок»: при открытом рте потянуть воздух носом, подвигать корнем языка и услышать «хлюпающие» звуки (кка… кка…). Диафрагма в этом положении активно тонизирована: ей приходится работать, удерживая рёбра широко расправленными и, что называется, сохраняя подтянутую «тонкую» талию.
Чтобы еще больше помочь себе и своей диафрагме, можно «подбочениться» – только в области рёбер, – крепко обхватив нижние рёбра ладонями, как бы пытаясь сжать их. Рёбра, словно «сопротивляясь» усилию ладоней, не уступают им и упрямо держатся широко раскрытыми.
В этом состоянии «вдыхательной установки», не опуская рёбер, при активной поддержке брюшных мышц вы «открываете внутренний клапан», т. е. посылаете резонирующий звуковой потоквверх, чтобы он уперся в «купол» рта,в твердое нёбо, и – начинайте звучать.Мгновение, доля секунды – весь воздух, весь его объём, должен превратиться в звук! Это может быть и физическим ощущением, и слуховым впечатлением – объединение звуком всего пространства от пупка до костей твердого нёба и отверстых губ. Нижняя челюсть, утратив свою «волевую установку», мягко, свободно и почти неощутимо чуть опускается, следуя за пульсациями озвученных выдохов. Включать голос лучше «сигналами»,т. е. ритмично прерывая звучание, помогая каждому следующему «О» мягкими дыхательными движениями поршня – живота. (Рёбра не опускаются.) Звуки «сигналов» должны быть продлёнными, но не длинными: как если бы мы сами себе спокойно считали: «раз, два, три – ООО, раз, два, три – OOO, раз, два, три – OOO и т. д.».
Необходимо следить за тем, чтобы все время подавалось дыхание – тёплая сплошная резонирующая «труба» была полностью открыта – от двигающегося поршня живота до губ,которые не напряжены и очень естественно открыты в овальное положение. Щёки свободны и мягки. Озвученное дыхание льётся именно из кольца губ. Но не форсируйте выдох! Дыхание должно быть экономным, но не зажатым, свободным и резонирующим. Если всё правильно, то пламя свечи неподалеку от рта не должно колебаться (старинная рекомендация опытных певцов и педагогов). Не ищите тона, звучите привычным «своим» голосом, не повышая и не понижая его. Резонирование звука «О» рождает, как мы уже сказали, «средненизкий» тон, который ощутимо присоединяет объёмы резонаторов, лежащих ниже гортани, к ротоглоточному, и появляется единое звучащее пространство – труба, воздушный мешок, пузырь – ученики по-разному пытаются определить свое впечатление.
Использовать только состояние «опоры звука» и дыхание. Не нужно открывать рот шире, задирать подбородок или брови. Не нужно применять специальных усилий. Внимание, дыхание и резонирование – всё, что вам нужно.
Если во время звучания прикрыть уши ладонями, то очень ярко будет ощущаем напор звука в голове. А если при этом одну руку переложить на грудь под ключицами, то ладонь ощутит сильное дрожание под кожей, т. е. вибрацию стенок трахеобронхиального древа. Щупайте, прислушивайтесь, пристраивайтесь, понимайте – все средства хороши, чтобы понять: я ловлю резонансное звучание!
Конечно, это именно упражнение.Усилия держания раскрытых ребер, подтягивающихся мышц живота, раскрытых челюстных суставов в течение всего процесса резонирующего звучания сосредоточивают организм на этой «работе». Терпение и сосредоточенное внимание, которые здесь организуются, имеют интровертивный характер, т. е. они повёрнуты внутрь – на себя, что не свойственно нам в обычной речи. Но с помощью этого упражнения мы помогаем нашему организму искать возможности обогащения звука. Эти новые качества объёма и тембра, так или иначе, вольются в «состав» вашего голоса в речи, и способ организации резонирующего звучания незаметно для вас станет необходимым, поскольку он более удобен организму и эффективен: он не дает голосу уставать.