Социальные установки личности: понятие и стурктура
Социально-психологическое изучение личности в отечественной психологии
Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].
модель личности, которая должна занять место в системе социальной психологии, предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического
Так, социологический подход характеризуется тем, что в нем личность рассматривается преимущественно как объект социальных отношений, а общепсихологический - тем, что здесь акцент сделан лишь «на всеобщих механизмах психической деятельности индивида».
в основе социально-психологического понимания личности лежит «характеристика социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, её структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь...».
при определении специфики социально-психологического подхода к исследованию личности следует опереться на определение предмета социальной психологии, а также на понимание личности.
Понятие и сущность социализации
Термин социализация пришел из политэкономики ,где его первоначальное значение было «обобществлением Земли и средств производств производства». Автором термина является американский социолог Ридденс.
Социализация-это развитие соц. Природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальноц жизни.
Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.
В процессе социализации можно выделить два подхода:
1) Субъект-объектный подход :он предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации ,а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу(основатели Эмиль и Парсонс)
2) Субъект-объектный подход(Митт):человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу,но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества .социализация рассматривается как процесс условия проявления и результат соц формирования личности.
Этапы и факторы социализации
периоды социализации
первичная социализация — это «та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества.» (П. Бергер, Т. Лукман, 1995)
вторичная социализация — это «каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества.» (П. Бергер, Т. Лукман, 1995)
можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).
1) Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина.
2) Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека.
3) Послетрудовая стадия социализации
Факторы:
1)микросреда,то что окружает человека с рождения(МИКРОФАКТОРЫ)СЕМЬЯ
2)мезосистема,складывающиеся отношения между различными жизненными областями,влияющими на действенность воспитания(МЕЗОФАКТОРЫ)ПОСЕЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ
3)экзосистема-общественный институты, органы власти и административные учреждения.(МЕГАФАКТОРЫ)КОСМОС
2)макросистема-нормы культуры(МАКРОФАКТОРЫ)СТАРНА
По мнению Габриэля Фарта основным механизмом является подражание
Бронфенбреннер считает что механизмом соц является взаимная аккомодация(приспособленность)между человеком и изменяющимися условиями ,в которых он живет
Мухина в качестве механизма рассматривает идентификацию и приспособление
Социальные установки личности: понятие и стурктура
Социальные установки являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Социальные установки человека определяют его существование в макросистеме «в обществе, в определенной культуре и на микроуровне.
Социальные установки в социальной психологии обозначают субъективные ориентации индивидов как членов групп (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.
Смит определил социальную установку как «диспозицию индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта» [,1968]. . В своем подходе Смит представлял социальную установку как:
a. когнитивный компонент (осознание),
b. аффективный компонент (оценку)
c. конативный, или поведенческий компонент (поведение в отношении социального объекта).
структура социальной установки определяется более широко. Соц установка выступает как «ценностная диспозиция, устойчивая предрасположенность к определенной оценке, основанная на когнициях, аффективных реакциях, сложившихся поведенческих намерения (интенциях) и предшествующем поведении, способная в свою очередь влиять на познавательные. процессы, на аффективные реакции, на складывание интенций и на будущее поведение» [цит. по: Зимбардо, Ляйппе. М., 2000. С. 46]. Таким образом, поведенческая составляющая социальной установки представляется уже не только непосредственным поведением (некоторыми реальными, уже осуществленными действиями), но и интенциями (намере-ниями). Поведенческие интенции могут включать в себя различные ожидания, стремления, замыслы, планы действий - все, что только намеревается сделать человек.Что касается когнитивной составляющей, то нее могут входить убеждения, представления, мнения, все когнции, образованные в результате познания социального объекта. Аффективные реакции представляют собой различные эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом установки. Сама же установка выступает как суммарная оценка (оценочная реакция), включающая в себя все перечисленные компоненты.