База вопросов по тестированию

Материалы к экзамену

Дисциплина «Логопедия»

Специальность «Олигофренопедагогика. Логопедия»

Этап «Тестирование»

База вопросов по тестированию

Экзаменационный тест формируется компьютером методом случайной выборки. Объем теста 70 вопросов. Время выполнения 45 минут.

Тема «Логопедия как наука»

1. Логопедия является одним из разделов:

o педагогики

· коррекционной педагогики

o специальной психологии

o медицинской науки

2. Основная цель логопедии:

o исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка

o изучение состояния различных операций восприятия и порождения речевого высказывания

· разработка и реализация научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств

o знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка

3. К межсистемным связям логопедии не относится связь с:

o невропатологией

o генетикой

o психолингвистикой

· общей психологией

4. Какой из перечисленных принципов является специфическим для логопедической науки:

o наглядности

o сознательности

o системного подхода

o индивидуального подхода

5. К какой группе методов логопедии как науки относится сбор и анализ анамнестических данных:

o организационные

· эмпирические

o интерпретационные

o математико-статистические

6. Что из перечисленного не является нарушением речи:

· безграмотность

· диалектизмы

o недоразвитие речи

o распад речи

7. Симптом нарушения речи – это:

o расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности

· проявление какого-либо нарушения речевой деятельности

o совокупность проявлений нарушения речевой деятельности

o характер отклонений в функционировании процессов и операций, обуславливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности

2 Тема «Развитие речи в норме и патологии»

8. Онтогенетическое развитие – это:

· индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни

o развитие организма от оплодотворения до рождения

o историческое развитие разных групп организмов

o развитие психических процессов и психических свойств личности под влиянием обучения и воспитания

9. Знание закономерностей речевого развития детей необходимо чтобы:

· четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме

· вовремя заметить отклонения в речевом развитии

· правильно диагностировать нарушения речи

· правильно строить коррекционно-педагогическую работу по преодолению речевой патологии

10. Четыре этапа становления речи детей выделил:

o А.Н.Гвоздев

o Н.И.Жинкин

o М.М.Кольцова

· А.Н.Леонтьев

11. К особенностям подготовительного этапа овладения речью (по А.Н.Леонтьеву) относится:

· развитие предпосылок речи

o становление активной речи

o интенсивное развитие фонематического восприятия и овладение звукопроизношением

o сознательное усвоение речи

12. По данным исследователей , к концу 2-го года у ребенка появляется:

o 10-15 слов

· 300слов

o около1000 слов

o 1600 слов

13. К какому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи:

o к четвертому году жизни

o к пятому году жизни

o к шестому году жизни

· к седьмому году жизни

14. Существует определенная последовательность формирования функций речи:

· номинативная – коммуникативная - познавательная –регулирующая

o коммуникативная-номинативная –познавательная-регулирующая

o коммуникативная-познавательная-номинативная, регулирующая

o номинативная-познавательная –коммуникативная, регулирующая

15. К какой группе факторов относится такое необходимое для формирования речевой деятельности условие, как наличие правильного речевого окружения:

o физиологические факторы

o психологические факторы

· социальные факторы

o нет правильного ответа

3 Тема «Строение речевого аппарата»

16. Функцией зоны Брока является:

o восприятие речи

o восприятие буквенных изображений при чтении и письме, а также восприятие ребенком артикуляции взрослых в процессе формирования речи

· реализация двигательной стороны речи

o понимание речи

17. Первый из трех функциональных блоков в деятельности мозга (по А.Р. Лурия):

· включает подкорковые образования и обеспечивает нормальный тонус коры и её бодрствующее ободряющее состояние

o включает кору задних отделов полушарий и осуществляет прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира

o включает кору передних отделов больших полушарий и обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрствующего состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности

o нет правильного ответа

18. Мышцы, проводящие в движении нижнюю челюсть, иннервирует:

· тройничный нерв (пятая пара)

o лицевой нерв (седьмая пара)

o языкоглоточный нерв (девятая пара)

o блуждающий нерв (десятая пара)

19. Афферентные нервные импульсы – это:

· импульсы, идущие от рецепторов в головной мозг

o импульсы, идущие от центральной нервной системы к рабочему органу

· волна возбуждения, возникающая в проприорецепторах и в барорецепторах

o сигналы, возникающие в центре Брока

20. В энергетический отдел периферического речевого аппарата входят:

· легкие, бронхи, трахея, диафрагмальные и межреберные мышцы

o гортань с голосовыми складками, система хрящей, мышцы

o глоточный, ротовой и носовой резонаторы

o нет правильного ответа

21. К активным органам артикуляции относится:

o твердое небо

o альвеолы

o зубы

· мягкое небо

Тема «Причины речевых нарушений»

22. Этиология – это:

· учение о причинах и условиях возникновения болезней

· причина возникновения болезни или патологического состояния

o наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний

o наука, изучающая причины, механизм и клинические проявления болезней нервной системы

23. Тератогенный фактор – это:

· неблагоприятный фактор

· повреждающий фактор

· патогенный фактор

· вредоносный фактор

24. К наследственным факторам возникновения речевых расстройств относятся:

· хромосомные мутации

· генные аномалии

· специфическая слабость организма в виде предрасположенности к определённым заболеваниям

· недоношенность

25. В зависимости от времени воздействия неблагоприятные факторы делятся на:

· пренатальные, натальные и постнатальные

· внутриутробную патологию, повреждение при родах и воздействие после рождения

o биологические и социально-психологические

o органические и функциональные

26. К внутриутробной патологии не относится:

o влияние вирусов, бактерий, простейших

o кислородное голодание

o влияние алкоголя

· асфиксия

27. Речевое нарушение называют механическим, если поражение локализуется:

o в центральном речевом аппарате

· в периферическом речевом аппарате

o в центральном и периферическом отделах речевого аппарата

o нет правильного ответа

28. Какие из перечисленных речевых нарушений могут иметь в своей основе эффект подражания:

· дислалия

· заикание

· нарушения темпа речи

o дизартрия

Тема «Классификация нарушений речи»

29. Актуальность проблемы классификации нарушений речи обусловлена:

· недостаточной изученностью механизма речи

· несовпадением во взглядах исследователей на вопрос о принципах построения классификации

· наличием спорных и нерешённых вопросов

· необходимостью совершенствования систематизации речевых нарушений

30. К нарушениям произносительной стороны речи относятся:

· дисфония (афония)

· дислалия

· ринолалия

o алалия

31. Какое из перечисленных речевых нарушений является следствием органического поражения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам:

· дизартрия

o брадилалия

o заикание

o афазия

32. Частичное специфическое нарушение процесса письма называется:

o дислексия

· дисграфия

o аграфия

o дизорфография

33. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи построена по принципу:

o от общего к частному

· от частного к общему

o от простого к сложному

o нет правильного ответа

34. Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, обозначается при помощи термина:

o фонетический дефект

o фонетико-фонематическое недоразвитие речи

· общее недоразвитие речи

o нарушение средств общения

35. К фонетико-фонематическому недоразвитию речи можно отнести следующие выделяемые в клинико-педагогической классификации речевые нарушения:

· дислалия

· ринолалия

o алалия

o афазия

6 Тема «Дислалия»

36. В русском языке различают:

o 36 фонем

· 42 фонемы

o 43 фонемы

o 44 фонемы

37. Произношение гласных звуков от произношения согласных звуков отличается следующими особенностями:

· слабая воздушная струя

o отсутствие напряжения мышц речевого аппарата, за исключением места преграды в ротовой полости

· отсутствие преграды в ротовой полости

· это тональные, голосовые звуки, т.е. звуки, состоящие главным образом из голосового тона

38. Характер шума при образовании согласных звуков зависит от:

· способа образования (характера преграды)

· места образования (места преграды)

· наличия или отсутствия дополнительного к основной артикуляции подъёма средней части спинки языка

o места резонирования

39. Найдите современное определение дислалии. Дислалия – это:

o нарушение артикуляции отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых групп звуков

o нарушение звукопроизношения

o такое расстройство речи, при котором ребёнок не может правильно произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает звуки между собой

· нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

40. В зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения, различают следующие формы дислалии:

· механическую (органическую) и функциональную

o мономорфную и полиморфную

o простую и сложную

o физиологическую и патологическую

41. Причиной механической дислалии не может быть:

o отсутствие резцов или их аномалии

o дефект прикуса

· общая физическая ослабленность ребёнка вследствие соматических заболеваний

o неправильное строение нёба

42. Прогения – это:

· выступание нижней челюсти вперёд (по сравнению с верхней) вследствие её чрезмерного развития

o выступание верхней челюсти вперёд (по сравнению с нижней) вследствие её чрезмерного развития

o когда между зубами верхней и нижней челюсти при их смыкании остаётся промежуток

o глубокое резцовое перекрытие

43. Акустико-фонематическая дислалия – это:

· дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи

o б) дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи

o в) дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуля-торными позициями

o г) дислалия, при которой нарушается произношение всех или почти всех фонем языка

44. Недостаток произношения звуков «х» и «х’» называется:

o ламбдацизм

o каппацизм

o гаммацизм

· хитизм

45. Вид сигматизма, при котором свистящие и (или) шипящие звуки получаются шепелявыми из-за просовывания кончика языка между нижними и верхними резцами во время их произнесения:

· межзубный сигматизм

o б) губно-зубной сигматизм

o в) призубный сигматизм

o г) боковой сигматизм

46. Первый уровень нарушенного произношения - это:

· полное неумение произносить правильно звук (группу звуков)

o неправильное произношение звуков в речи при правильном произношении изолированно или в лёгких словах

o недостаточное дифференцирование близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно их произносить

o нет правильного ответа

47. Как называется система упражнений для речевых органов, предназначенная для формирования артикуляционной базы звуков:

o гигиеническая гимнастика

o корригирующая гимнастика

o лечебная гимнастика

· артикуляционная гимнастика

48. Какова последовательность решения задач на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков:

· постановка, автоматизация, дифференциация звуков

o постановка, дифференциация, автоматизация звуков

o автоматизация, постановка, дифференциация звуков

o дифференциация, автоматизация, постановка звуков

49. Какой из способов постановки звуков основан на сознательных попытках ребёнка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда:

· по подражанию

o с механической помощью

o смешанный

o нет правильного ответа

50. На занятиях какого этапа широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения:

o подготовительный этап

o этап формирования первичных произносительных умений и навыков

· этап формирования коммуникативных умений и навыков

o нет правильного ответа

Тема «Ринолалия»

51. Анатомическое образование, которое разобщает полость рта, носа и глотки:

· нёбо

o гортань

o зубы

o альвеолы

52. Структура дефекта речи при ринолалии включает нарушения:

· тембра голоса

· фонетической стороны речи

· фонематического слуха

o темпа речи

53. Причиной приобретенной открытой ринолалии могут быть:

· повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов

· ранения

· давление опухоли

· парезы и параличи мягкого нёба

54. Какую расщелину наиболее трудно обнаружить:

o неполную

o полную

o одностороннюю

· субмукозную

55. Какая форма ринолалии чаще всего обусловлена гипокинезом мягкого нёба:

o открытая органическая

· открытая функциональная

o закрытая органическая

o закрытая функциональная

56. При закрытой органической ринолалии речевое нарушение связано с:

o укорочением мягкого нёба

o расщеплением твёрдого или мягкого нёба

· аденоидами

· искривлением носовой перегородки

57. Фарингализация – это:

· специфическая окраска звуков за счёт подключения глоточного резонатора

o явления дополнительной артикуляции в полости гортани

o перемещение артикуляции в передние зоны

o понижение разборчивости звуков

58. Общее недоразвитие речи при открытой ринолалии может быть обусловлено:

· сужением социальных и речевых контактов детей

· поздним началом речи

· снижением слуха

o незначительными нарушениями речи

59. Хейлопластика – это:

o общее название пластических операций устранения дефекта твёрдого нёба

· общее название пластических операций для устранения дефектов или деформаций губ

o общее название хирургических методов восстановления формы и (или) функции отдельных частей тела или органов путём пластических операций

· то же самое, что и хеймопластика

60. Приспособление для закрытия дефектов твёрдого и (или) мягкого нёба называется:

· обтуратор

o фарадизатор

o телетактор

o респиратор

61. Особенности подготовительного этапа логопедического воздействия при ринолалии заключаются в следующем:

o осознанный слуховой контроль ребёнка за своим произношением

· параллельность работы над дыханием и артикуляцией

o автоматизация и дифференциация звуков в различных условиях

· постоянное повторение усвоенного комплекса упражнений

62. С целью устранения последствий операции проводится:

· массаж мягкого и твёрдого нёба

· тёплые полоскания

o закаливание

· фарадизация

63. Какие из перечисленных упражнений способствуют воспитанию правильной воздушной струи:

o надувание обеих щёк одновременно

o вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста)

· дутье на ватку, на полоску бумаги и т.п.

o имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы)

8 Тема «Дизартрия»

64. Ведущим дефектом при дизартрии является:

o нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

· нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим порожением центральной и периферической нервной систем

o нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

o расстройство звукопроизношения, которое обусловлено недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха

65. Дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей – это:

o бульбарная дизартрия

· псевдобульбарная дизартрия

o экстрапирамидная (подкорковая) дизартрия

o корковая дизартрия

66. На основе какого подхода выделяют формы дизартрии применительно к детям с церебральным параличом: спастико-паретическую, спастико-ригидную, спастико-гиперкинетическую, спастико-атактическую, спастико-гиперкинетическую:

o с учётом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи

· на основе синдромологического подхода

o по степени понятности речи для окружающих

o нет правильного ответа

67. Гипотония – это:

· понижение мышечного тонуса

o повышение мышечного тонуса

o патологическое изменение тонуса

o негибкость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц

68. Виды сигматизма, которые наиболее часто наблюдаются при дизартрии:

· боковой

o призубный

· межзубный

o губно-зубной

69. Какие из перечисленных задач решаются на подготовительном этапе логопедического воздействия при дизартрии:

o развитие речевого общения

o коррекция артикуляционных нарушений

· развитие слухового восприятия и сенсорных функций

o коррекция звукопроизношения

70. Для развития и коррекции голоса у детей с дизартрией используются:

o упражнения по тренировке носового выдоха

· упражнения на активизацию движений мягкого нёба

· упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса

o упражнения для развития артикуляционного праксиса

ема «Нарушения голоса»

71. Голос – это:

· совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, издаваемых посредством голосового аппарата

· один из компонентов речи

· колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения

o нет правильного ответа

72. По какому качеству голоса можно узнать, кто говорит:

o сила голоса

o высота голоса

· тембр голоса

o диапазон голоса

73. Мягкая атака звуков – это такой тип голосоподачи, когда:

o голос звучит после шума

· момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают

o сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох

o нет правильного ответа

74. Периферический голосовой аппарат включает:

o гортань

o гортань, голосовые связки, надгортанник

o гортань, глотку, полость рта и носа

· энергетическую, генераторную и резонаторные системы

75. Органические изменения голосового аппарата могут быть связаны с:

· полипами

· опухолями на голосовых складках

o психоэмоциональными факторами

o неправильной манерой голосоведения

76. Какое из перечисленных функциональных нарушений голоса характеризуется нарушением координации дыхания, фонации и артикуляции на фоне особой невротической предрасположенности:

o гипотонусная дисфония

o гипертонусная дисфония

o спастическая дисфония

· фонастения

77. Примером центрального функционального нарушения голоса может служить:

o спастическая дисфония

o патологическая мутация

· психогенная афония

o фонастения

78. К центральным органическим нарушениям голоса относятся:

o нарушение голоса вследствие покраснения и утолщения краёв голосовых складок из-за систематического перенапряжения голоса

o нарушение голоса вследствие доброкачественных образований гортани (узелки, полипы, кисты и т.д.)

o отсутствие голоса после операции по удалению гортани

· нарушение голоса при тяжёлых неврологических заболеваниях

79. К симптомам нарушения тембра голоса относятся:

o голос монотонный

o голос крикливый

· голос назализованный

· голос металлический

80. Фонопедия – это:

· раздел логопедии, предусматривающий формирование навыка правильного голосообразования с помощью педагогических приёмов

o раздел оториноларингологии, изучающий физиологию и патологию голосового аппарата человека

o раздел лингвистики, исследующий фонемы и различительные признаки фонем

o раздел языкознания, изучающий звуковые возможности речевого аппарата и разнообразные способы их использования в различных языках

81. Спецификой работы по коррекции голоса при органической патологии голосовых складок будет:

· проведение упражнений на мягкой атаке голоса

o проведение упражнений на твердой атаке голоса:

o проведение упражнений на придыхательной атаке голоса:

o нет правильного ответа

82. Пищеводный голос, который вырабатывается у ларингоэктомированных больных за счет физиологического сужения в пищеводе:

o буккальный голос

o фарингеальный голос

· эзофагальный голос (псевдоголос)

o нет правильного ответа

83. При каких функциональных нарушениях голоса показаны упражнения только на мягкой атаке голоса:

o при гипотонусной дисфонии

· при гипертонусной дисфонии

· при спастической дисфонии

o при фонастении

Тема «Нарушение темпа»

84. Темп изменяется в зависимости:

· от эмоционального состояния

· от состояния здоровья

· от окружающей среды

· от количества звуков и слогов в слове

85. Патологически замедленный темп речи обозначается термином:

o брадикинезия

· брадилалия

o брадифрения

o брадилексия

86. Что относится к речевой характеристике брадилалии:

o ненормально быстрый темп речи без резких искажений фонетики и синтаксиса

· замедленность темпа внешней и внутренней речи

· монотонность голоса

· удлинение пауз между словами и между звуками слова

87. Выделите психические факторы тахилалии:

o изменения в физиологии и анатомии мозга

o преобладание процесса возбуждения над процессом торможения

· недостаточная концентрация внимания

· несоответствие темпа мышления и речи

88. Полтерн – это:

o неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи

· патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами)

o повторения детьми некоторых звуков и (или) слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи в дошкольном детстве

o несудорожные запинки, повторы в речи

89. Методика преодоления нарушений темпа речи не включает:

o медицинское воздействие

o дидактические методы

o логопедическую ритмику

· нет правильного ответа

90. При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на:

· убыстрение речевых реакций

o воспитание спокойной, ритмически упорядоченной речи

· быстрых и четких речевых движений в процессе речи

o медленного ритмического чтения

Тема «Заикание»

91. К производящим причинам относятся:

o невропатические особенности заикающегося

o наследственная отягощённость

· органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения

· психическая травма

92. По Н.И. Жинкину, механизм заикания может быть определен как:

o следствие недоразвития речи

o результат рассогласования между моторными, вегетативными и психическими компонентами речи

· нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога

o следствие срыва высшей нервной деятельности после психической травмы

93. Основным внешним симптомом заикания является:

· судорожная остановка в экспрессивной речи

o феномен фиксированности на дефекте

o логофобия

o эмболофразия

94. Судороги по месту локализации делятся на:

o клонические, тонические и смешанные

· дыхательные, голосовые и артикуляционные; смешанные (генерализованные)

o глубокие и неглубокие

o частые и нечастые

95. При смыкательной голосовой судороге:

· судорожно-сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться – голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога – получается блеющий прерывающийся или толчкообразный гласный звук

o голосовая щель остаётся открытой – при этом наблюдается полное безмолвие или шёпотная речь

o повышается тонус голосовых мышц в процессе речи, как правило, на гласных звуках и воспринимается как протягивание гласных звуков в словах

o нет правильного ответа

96. Включение в речь лишних (по смыслу) звуков, слогов и слов называется:

o эллипсис

· эмбололалия

· эмболофразия

o элизия

97. При какой степени заикания отмечается сильный страх перед речью, изменение личности по типу ухода в болезнь:

o лёгкой

o средней

o тяжёлой

· очень тяжёлой

98. Заикание, возникающее у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период активного формирования фразовой речи, называется:

· эволюционное

· заикание развития

o инициальное

o индуцированное

99. Не является самостоятельной формой речевого расстройства:

o невротическое заикание

o неврозоподобное заикание

· симптоматическое заикание

o голосовое заикание

100. Какой тип течения заикания характеризуется тем, что с возрастом тяжесть заикания ослабляется:

· регредиентный

o стационарный

o волнообразный: рецидивирующий и периодический

o прогредиентный

101. При этой степени фиксации на дефекте дети испытывают в связи с заиканием некоторые неудобства, неприятные переживания, стесняются своего дефекта, стараются меньше общаться:

o нулевая степень болезненной фиксации

· умеренная степень болезненной фиксации

o выраженная степень болезненной фиксации

o нет правильного ответа

102. Одной из первых отечественных методик устранения заикания у детей преддошкольного и дошкольного возраста является система, разработанная:

o Г.А.Волковой

o Р.Е.Левиной

· Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау

o С.А.Мироновой

103. Н.А.Чевелёва предложила методику устранения заикания, включающую:

o семь этапов: сопряжённая речь; отражённая речь; ответы на вопросы по знакомой картинке; самостоятельное описание знакомых картинок; пересказ прослушанного небольшого текста; рассказ по незнакомым картинкам; нормальная эмоциональная речь

· пять этапов: пропедевтический; сопровождающей, или констатирующей речи; завершающей речи, или речи по следам зрительных представлений; предваряющей речи; закрепление навыков самостоятельной речи

o четыре этапа: первый квартал, второй квартал, третий квартал, четвертый квартал

o нет правильного ответа

104. Особенности работы с заикающимися школьниками:

· ведущий вид деятельности - учебная

· коррекционно-педагогическое воздействие осуществляет логопед в содружестве с учителем

· речевой материал и виды логопедических занятий сближаются со школьной практикой

o установка на сознательное преодоление дефекта ещё не приобрела достаточно большого значения

105. Особенностью данной системы комплексного медико-педагогического воздействия на взрослых заикающихся является обязательная дифференциация заикающихся с учётом клинической принадлежности, а также применение всего арсенала комплексного медико-педагогического метода: психотерапии, лекарственной терапии, логопедических и логоритмических занятий, функциональных тренировок, индивидуальных, групповых и коллективных занятий, лечебной физкультуры, физиотерапии и общеукрепляющего лечения. Назовите автора:

o Л.З.Арутюнян

Н.А.Власова

o Н.Б.Некрасова

o В.М.Шкловский

Тема «Алалия»

106. Изучением клинического аспекта алалии занимались:

o Воробьева В.К., Глухов В.П., Гриншпун Н.Б., Ковшиков В.А., Соботович Е.Ф. и др.

o Власенко И.Т., Левина Р.Е. и др.

o Орфинская В.К. и др.

· Белова-Давид Р.А., Мастюкова Е.М., Мнухин С.С., Эйдинова М.Б. и др.

107. Е.Ф. Соботович разработала:

o лингвистическую классификацию алалии

o клиническую топическую классификацию алалии

o психологическую классификацию алалии

· классификацию алалии с учётом психолингвистической структуры и механизмов речевой деятельности

108. Полным или почти полным отсутствием словесных средств общения характеризуется:

· первый уровень развития речи при алалии

o второй уровень развития речи при алалии

o третий уровень развития речи при алалии

o четвёртый уровень развития речи при алалии

109. При моторной алалии имеет место:

· Недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон

o нарушение произносительной стороны речи

o отсутствие или расстройство фонации

o нарушение словарно-семантической стороны

110. Коррекционно-педагогическое воздействие при моторной алалии начинается с:

· формирования мотива, коммуникативных намерений

o формирования познавательных интересов

o развития процессов анализа, синтеза, внимания, восприятии, обобщения противопоставления

o развития общедвигательных возможностей

111. К видам работы над словарём детей с моторной алалией относится:

· Подбор предметов к действию (кто летает, бегает)

o Репродукция словосочетаний

o распространение предложений

o раскладывание серии сюжетных картин

112. Основным симптомом сенсорной алалии является:

· Нарушение понимания речи

o недоразвитие экспрессивной речи

o полная или частичная утрата речи

o отсутствие звучности голоса

113. Причиной сенсорной алалии является:

o поражение коркового конца речедвигательного анализатора и его проводящих путей

· поражение коркового конца слухоречевого анализатора и его проводящих путей

o поражение языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер

o диффузное поражение коры головного мозга

114. Гиперакузия – это:

· повышенная чувствительность к незначительным звукам

o неспособность воспринимать тихие звуки

o повышение рефлексов

o патологически усиленная концентрация внимания на отдельных предметах

115. Сенсорные алалики лучше воспринимают:

o шёпотную речь

· тихую спокойную речь

o речь повышенной громкости

o крик

116. При сенсорной алалии работа начинается:

o с режима молчания

· со строгой организации звукового и речевого режима ребёнка

o с формирования коммуникативных намерениий

o с организации программы высказывания

Материалы к экзамену обсуждены и утверждены на заседании кафедры коррекционной работы. Протокол № от « » __________ 2011 г.

Доцент Е.А. Харитонова

Наши рекомендации