Раздел III. Психология человеческих

П.А. Пономарёв

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

И ПЕДАГОГИКИ

Учебное пособие для вузов

Рекомендовано Южно-Российским региональным отделением УМО

по психологии в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, специализирующихся в области сервиса

ШАХТЫ

Издательство ЮРГУЭС

УДК [37.03+159.9](075)

ББК 74.00+88.3я73

П563

Рецензенты:

д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО

И.Б. Котова

д.п.н., профессор, декан факультета педагогики и психологии

педагогического института ЮФУ

Р.М. Чумичева

д.ф.н., профессор, зав. кафедрой «Философия и история» ЮРГУЭС

Е.Ю. Положенкова

Пономарёв, П.А.

П563 Основы психологии и педагогики : учеб. пособие для вузов / П.А. Пономарёв. – Шахты : Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – 300 с.

ISBN 978-5-93834-344-3

Учебное пособие представляет собой систематизацию основных научных знаний в области психологии и педагогики. Содержание и форма изложения учебного материала нацелены на повышение познавательной активности студентов при овладении ими психолого-педагогическими знаниями. Для более глубокого освоения содержания в пособии приводятся к каждой главе вопросы для самопроверки и тестовые задания. Пособие снабжено таблицами, схемами и словарем основных понятий по психологии и педагогике, что делает представленный материал наглядным и доступным для усвоения.

УДК [37.03+159.9](075)

ББК 74.00+88.3я73

ISBN 978-5-93834-344-3

© Южно-Российский государственный

Раздел III. Психология человеческих - student2.ru университет экономики и сервиса, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 6

Раздел I. Введение в психологию.

Познавательные процессы личности....... 7

Глава 1. Предмет и методы психологии............................................. 7

1.1. Область изучаемых явлений и предназначение психологии.... 7

1.2. Основные исторические этапы развития психологической науки 11

1.3. Методы психологического исследования.................................. 24

Глава 2. Психика................................................................................... 29

2.1. Понятие о психике человека....................................................... 29

2.2. Содержание психики.................................................................. 31

2.3. Основные функции психики....................................................... 32

2.4. Основные психические процессы............................................... 33

2.5. Сознание как высшая форма психики....................................... 35

2.6. Понятие о бессознательном........................................................ 37

Глава 3. Ощущение и восприятие....................................................... 42

3.1. Понятие об ощущении................................................................ 42

3.2. Анализатор................................................................................. 43

3.3. Классификация ощущений......................................................... 44

3.4. Общие свойства ощущений........................................................ 47

3.5. Чувствительность и её изменение............................................... 48

3.6. Адаптация................................................................................... 49

3.7. Взаимодействие ощущений........................................................ 50

3.8. Восприятие и его свойства......................................................... 51

3.9. Классификация восприятий........................................................ 54

Глава 4. Внимание................................................................................ 55

4.1. Внимание и его физиологические основы.................................. 55

4.2. Функции и виды внимания......................................................... 57

4.3. Свойства внимания..................................................................... 59

4.4. Развитие внимания ..................................................................... 62

Глава 5. Память..................................................................................... 65

5.1. Общая характеристика памяти. Теории памяти........................ 65

5.2. Виды памяти................................................................................ 69

5.3. Законы памяти. Мнемотехнические приёмы запоминания....... 71

Глава 6. Воображение.......................................................................... 74

6.1. Понятие о воображении и его физиологических основах........ 74

6.2. Виды воображения и способы создания творческих образов.. 76

Глава 7. Мышление.............................................................................. 81

7.1. Понятие о мышлении.................................................................. 81

7.2. Виды мышления.......................................................................... 83

7.3. Формы мышления....................................................................... 85

7.4. Операции мышления.................................................................. 88

7.5. Индивидуальные особенности мышления................................. 90

7.6. Интеллект.................................................................................... 91

7.7. Творчество. Творческое мышление........................................... 93

Глава 8. Речь.......................................................................................... 97

8.1. Речь и язык.................................................................................. 97

8.2. Функции речи.............................................................................. 98

8.3. Виды речевой деятельности....................................................... 100

8.4. Воздействие речи. Речь как психологическая характеристика

личности....................................................................................... 102

Раздел II. Психология личности........................................ 105

Глава 9. Личность.................................................................................. 105

9.1. Научное понимание личности.................................................... 105

9.2. История исследований личности ............................................... 106

9.3. Теории личности......................................................................... 110

Глава 10. Способности.......................................................................... 117

10.1. Понятие о способностях........................................................... 117

10.2. Виды способностей................................................................... 118

10.3. Развитие способностей.............................................................. 120

10.4. Учёт способностей в профориентационной работе................. 122

Глава 11. Темперамент......................................................................... 125

11.1. Понятие о темпераменте........................................................... 125

11.2. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. 128

11.3. Учёт темперамента в трудовой деятельности.......................... 130

Глава 12. Характер.............................................................................. 133

12.1. Характер и его структура......................................................... 133

12.2. Типология характеров.............................................................. 138

12.3. Формирование характера......................................................... 140

Глава 13. Эмоциональная и волевая сферы личности..................... 142

13.1. Эмоции и их роль в жизни человека. Виды эмоций................ 142

13.2. Эмоциональные состояния....................................................... 145

13.3. Теории эмоций.......................................................................... 149

13.4. Эмоции и личность................................................................... 151

13.5. Психическая регуляция поведения и деятельности................. 153

Раздел III. Психология человеческих

взаимоотношений............................................... 156

Глава 14. Общение................................................................................. 156

14.1. Понятие, содержание и цель общения..................................... 156

14.2. Виды общения........................................................................... 159

14.3. Общение как обмен информацией............................................ 163

14.4. Общение как взаимодействие................................................... 165

14.5. Общение как восприятие людьми друг друга......................... 165

Глава 15. Психология малых групп и коллективов........................ 169

15.1. Понятие малой группы и коллектива....................................... 169

15.2. Феноменология малых групп................................................... 173

15.3. Управление в малой группе..................................................... 174

Раздел IV. Основы педагогики............................................. 177

Глава 16. Предмет и основные этапы развития педагогики........... 177

16.1. Предмет педагогики................................................................. 177

16.2. Система педагогических наук.................................................. 178

16.3. Методы педагогического исследования.................................. 181

16.4. История развития педагогики.................................................. 184

Глава 17. Образование.......................................................................... 193

17.1. Сущность образования как педагогической категории.......... 193

17.2. Образовательная система России и её управление.................. 196

17.3. Современные тенденции развития образования..................... 199

Глава 18. Педагогический процесс...................................................... 202

18.1. Сущность педагогического процесса....................................... 202

18.2. Закономерности педагогического процесса............................ 204

18.3. Этапы педагогического процесса............................................. 205

Глава 19. Процесс обучения................................................................. 207

19.1. Сущность и принципы процесса обучения.............................. 207

19.2. Содержание и цели учебного процесса................................... 212

19.3. Формы организации учебной деятельности............................ 215

19.4. Методы обучения...................................................................... 218

Глава 20. Воспитательный процесс..................................................... 224

20.1. Сущность, виды и принципы процесса воспитания................ 224

20.2. Методы воспитания и их классификация................................. 231

20.3. Средства и формы воспитания................................................. 235

20.4. Цели воспитания....................................................................... 237

20.5. Семья как субъект педагогического взаимодействия.............. 241

Тесты для самоконтроля......................................................................... 246

Ключи к тестам........................................................................................ 283

Заключение.............................................................................................. 285

Библиографический список.................................................................... 286

Словарь основных понятий по психологии и педагогике..................... 289

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время для успешной деятельности в области сервиса специалист должен обладать серьезной психолого-педагогической подготовкой. Поэтому выпускники высших учебных заведений должны получить глубокие и прочные знания в области психологии и педагогики, владеть психолого-педагогическими технологиями для выполнения профессиональных задач.

Оптимальная организация профессиональной деятельности невозможна без учета индивидуальных особенностей человека, психологии коллектива, знания и эффективного использования методов и приемов психолого-педагогического воздействия. Учебный курс «Психология и педагогика» играет важную роль в формировании у студентов необходимых профессиональных качеств.

Автор пособия стремился не только изложить определенную систему знаний в области педагогики и психологии, но и побудить студентов к активной, творческой деятельности.

В учебном пособии освещены четыре блока проблем: психология познавательных процессов, психология личности, психология человеческих взаимоотношений, основы педагогики.

Автор надеется, что изучение учебного материала будет способствовать повышению уровня культуры будущих специалистов, их личностному росту и, следовательно, созданию предпосылок для успешной деятельности в социальной сфере.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений очной и заочной форм обучения, специализирующихся в области сервиса.

Раздел I

Наши рекомендации