Семинар № 6 «Патологическое развитие речи». (2 часа)

План:

1. Связь функций речи и общей и мелкой моторики.

2. Основные группы речевых расстройств

3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.

4. Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.

Практическое задание:

1.Дать периодизацию общего недоразвития речи.

2. Выписать основные признаки общего недоразвития речи в дошкольном возрасте.

3. Подготовить конспект работы Левина Р.Е., Никашина Г.А. Общее недоразвитие речи

Литература:

№ 10, 17, 22, 25, 30.

3.4. Самостоятельная работа студентов

Темы для самостоятельной работы Кол-во часов План изучаемой темы Методическое обеспечение Форма самостоятельной работы Ключевые вопросы Формирование умений и навыков Форма отчетности
Начальные периоды речевого онтогенеза 1. Врожденные предпосылки речи 2.Первичные детские вокализации: гуление и лепет 3.Детский лепет, его фонетическое богатство и разнообразие 4.Появление псев­досинтагмы, ее связь с протознаками   Основная литература: 1, 3, 4 Дополнительная литература: 4, 6, 7, 9 Реконструктивный 1. Акустические особенности,вариативность младенческих криков и основные характеристики гуления 2. Освоение эмоционально-выразительного во­кализма родной речи 3. Раз­витие и изменение лепетных структур Формирование навыков работы с информативными источниками. Формирование исследовательских навыков.   1.Устные ответы на семинарском занятии. 2.Схема- характеристика первичных детских вокализаций. 3. Схема периодизации детского лепета.  
Закономерности овладения звуковой формой слова 1. Развитие координации акустических и артику­ляционных образов 3.Образование фонологической системы у детей 4.Закономерности освоения артикуляционной стороны речепро­изводства. 5.Типология речевых ошибок, характерных для детской речи     Основная литература: 1, 3, 4 Дополнительная литература: 4, 6, 7, 9 Реконструктивный 1.Фор­мирование предпосылок для овладения фонематическим слухом. 2. Понятие о дифференциальных фоноло­гических признаках звуков 3. Фонетический состав первых слов, особенности их слоговой структуры Развитие навыков аналитической и обследовательской работы. 1.Составить схему последовательности появления в речи ребенка звуков родного языка. 2. Представить в виде схемы последовательность различения звуков на слух. 3. Указать типологию фонетических ошибок, характерных для речи детей дошкольного возраста.  
Формирование лексического строя в онтогенезе   1.Характеристика начального детского лексикона 2. Переход от звукоподражательных и протослов к нормативным словам 3. Процесс овладения знаковой природой слова 4. Особенности толкования слов детьми, возможные способы их семантизации   Основная литература: 1, 3, 4 Дополнительная литература: 4, 6, 7, 9 Реконструктивный 1.Диссоциация в развитии активного и пассивного словаря ребенка. 2.Генерализация языко­вых явлений 3.Характеристика языковых средств детской речи 4.Усвоение лексико-семантических вариантов слова. 1 .Формирование навыков работы с информативными источниками. 2.Формирование навыков публичного представления работы. 3. Развитие навыков аналитической работы 1.Составить схему «Основные этапы развития детс­кого словаря». 2. Составить схему «Последовательность формирова­ния обобщающей функции слова».  
Овладение грамматическим строем речи 1. Практическая грамматика детской речи, ее отличие от грамматики взрослых 2. Основные тенденции в развитии грамма­тических форм 3. Развитие словообразования 4. Развитие синтаксиса детской речи     Основная литература: 1, 3, 4 Дополнительная литература: 4, 6, 7, 9 Реконструктивный 1.Процесс овладения грамматическими прави­лами 2. Детское словотворчество как осо­бый феномен речи 3.Периоды развития синтаксиса   1.Формирование навыков работы с информативными источниками. 2.Формирование навыков публичного представления работы. 3. Развитие навыков аналитической работы. 1.Составить схему «Иерархия усвоения детьми мор­фологических категорий языка». 2. Составить схему словообразовательных инноваций в детс­кой речи. 3. Подготовить конспект Шахновича А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики
Становление связной речи 1. Эгоцентрическая речь. 2. Автономная детская речь в теории Л.С. Выготского 3. Ситуативный этап развития речи. 4. Усвоение техники построения диалога. 5 Монологическая речь дошкольника.     Основная литература: 5, 7 Дополнительная литература:4, 6 Реконструктивный 1.Этапы становления и изменения форм связной речи в ходе развития. 2. Усвоение техники построения диалога 3. Переход от спонтанных мини-диалогов к развер­нутым формам диалогической речи. 4.Репродуцирующая и произвольная фазы монологической речи детей   1.Формирование навыков работы с информативными источниками. 2. Развитие навыков аналитической работы. 1.Составить схему «Основные этапы становления связной речи ». 2. Составить схему «Параметры оценки монологической и диалогической форм речи». 3. Составить реферат на тему «Особенности психологическо­го строения внутренней речи».  
Патологическое развитие речи 1. Связь функций речи и общей и мелкой моторики. 2. Основные группы речевых расстройств 3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха. 4. Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.     Основная литература: 5, 7 Дополнительная литература:4, 6 Реконструктивный 1.Периодизация общего недоразвития речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева). 2.Особенности психической деятельности детей с недоразвити­ем речи 1.Формирование навыков работы с информативными источниками. 2. Развитие навыков аналитической работы. 1.Дать периодизацию общего недоразвития речи. 2. Выписать основные признаки общего недоразвития речи в дошкольном возрасте. 3. Подготовить конспект работы Левина Р.Е., Никашина Г.А. Общее недоразвитие речи    

3.2. Требования к зачёту.

Зачёт проходит в традиционной форме в виде устных ответов студентов на вопросы.

Вопросы к зачету

1. Детская речь как предмет научного исследования.

2. Терминологическая основа курса.

3. Предмет, цель и задачи курса, его место в системе других научных дисциплин.

4. Первые систематические описания описания детской речи.

1. Теория оперантного обуславливания в овладения языком (Б. Скиннер).

2. Теория врожденных знаний (Н. Хомский, Д. Макнил, Д. Слобин).

3 Когнитивная теория усвоения языка.

5. Социально-прогностическое направление в изучении предпосылок усвоения

языка.

6. Концепция Л.С. Выготского о развитии речи как специфической деятельности.

7. Соотношение речи и мышления.

8. Вербальная регуляция поведения человека (АР. Лурия).

9. Проблема генезиса речевой деятельности.

10.Значение как центральная категория онтогенеза речи

11.периодизация речевого развития ребенка.

12.Начальные фазы речевого онтогенеза.

13. Биологические факторы и социальные условия развития речи.

14.Характеристика детского лепета, развитие и изменение лепетных структур.

15. Последовательность освоения звуков речи в онтогенезе.

1б.Первые элементы становления морфологии, появление морфологически значимых единиц.

17.Словообразование в детской речи.

18.Развитие синтаксических механизмов речи.

19.Этапы развития связной речи, изменение форм связности в ходе онтогенеза.

20. Усвоение техники ведения диалога и монолога.

Наши рекомендации