Семинар № 6 «Патологическое развитие речи». (2 часа)
План:
1. Связь функций речи и общей и мелкой моторики.
2. Основные группы речевых расстройств
3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.
4. Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
Практическое задание:
1.Дать периодизацию общего недоразвития речи.
2. Выписать основные признаки общего недоразвития речи в дошкольном возрасте.
3. Подготовить конспект работы Левина Р.Е., Никашина Г.А. Общее недоразвитие речи
Литература:
№ 10, 17, 22, 25, 30.
3.4. Самостоятельная работа студентов
Темы для самостоятельной работы | Кол-во часов | План изучаемой темы | Методическое обеспечение | Форма самостоятельной работы | Ключевые вопросы | Формирование умений и навыков | Форма отчетности |
Начальные периоды речевого онтогенеза | 1. Врожденные предпосылки речи 2.Первичные детские вокализации: гуление и лепет 3.Детский лепет, его фонетическое богатство и разнообразие 4.Появление псевдосинтагмы, ее связь с протознаками | Основная литература: 1, 3, 4 Дополнительная литература: 4, 6, 7, 9 | Реконструктивный | 1. Акустические особенности,вариативность младенческих криков и основные характеристики гуления 2. Освоение эмоционально-выразительного вокализма родной речи 3. Развитие и изменение лепетных структур | Формирование навыков работы с информативными источниками. Формирование исследовательских навыков. | 1.Устные ответы на семинарском занятии. 2.Схема- характеристика первичных детских вокализаций. 3. Схема периодизации детского лепета. | |
Закономерности овладения звуковой формой слова | 1. Развитие координации акустических и артикуляционных образов 3.Образование фонологической системы у детей 4.Закономерности освоения артикуляционной стороны речепроизводства. 5.Типология речевых ошибок, характерных для детской речи | Основная литература: 1, 3, 4 Дополнительная литература: 4, 6, 7, 9 | Реконструктивный | 1.Формирование предпосылок для овладения фонематическим слухом. 2. Понятие о дифференциальных фонологических признаках звуков 3. Фонетический состав первых слов, особенности их слоговой структуры | Развитие навыков аналитической и обследовательской работы. | 1.Составить схему последовательности появления в речи ребенка звуков родного языка. 2. Представить в виде схемы последовательность различения звуков на слух. 3. Указать типологию фонетических ошибок, характерных для речи детей дошкольного возраста. | |
Формирование лексического строя в онтогенезе | 1.Характеристика начального детского лексикона 2. Переход от звукоподражательных и протослов к нормативным словам 3. Процесс овладения знаковой природой слова 4. Особенности толкования слов детьми, возможные способы их семантизации | Основная литература: 1, 3, 4 Дополнительная литература: 4, 6, 7, 9 | Реконструктивный | 1.Диссоциация в развитии активного и пассивного словаря ребенка. 2.Генерализация языковых явлений 3.Характеристика языковых средств детской речи 4.Усвоение лексико-семантических вариантов слова. | 1 .Формирование навыков работы с информативными источниками. 2.Формирование навыков публичного представления работы. 3. Развитие навыков аналитической работы | 1.Составить схему «Основные этапы развития детского словаря». 2. Составить схему «Последовательность формирования обобщающей функции слова». | |
Овладение грамматическим строем речи | 1. Практическая грамматика детской речи, ее отличие от грамматики взрослых 2. Основные тенденции в развитии грамматических форм 3. Развитие словообразования 4. Развитие синтаксиса детской речи | Основная литература: 1, 3, 4 Дополнительная литература: 4, 6, 7, 9 | Реконструктивный | 1.Процесс овладения грамматическими правилами 2. Детское словотворчество как особый феномен речи 3.Периоды развития синтаксиса | 1.Формирование навыков работы с информативными источниками. 2.Формирование навыков публичного представления работы. 3. Развитие навыков аналитической работы. | 1.Составить схему «Иерархия усвоения детьми морфологических категорий языка». 2. Составить схему словообразовательных инноваций в детской речи. 3. Подготовить конспект Шахновича А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики | |
Становление связной речи | 1. Эгоцентрическая речь. 2. Автономная детская речь в теории Л.С. Выготского 3. Ситуативный этап развития речи. 4. Усвоение техники построения диалога. 5 Монологическая речь дошкольника. | Основная литература: 5, 7 Дополнительная литература:4, 6 | Реконструктивный | 1.Этапы становления и изменения форм связной речи в ходе развития. 2. Усвоение техники построения диалога 3. Переход от спонтанных мини-диалогов к развернутым формам диалогической речи. 4.Репродуцирующая и произвольная фазы монологической речи детей | 1.Формирование навыков работы с информативными источниками. 2. Развитие навыков аналитической работы. | 1.Составить схему «Основные этапы становления связной речи ». 2. Составить схему «Параметры оценки монологической и диалогической форм речи». 3. Составить реферат на тему «Особенности психологического строения внутренней речи». | |
Патологическое развитие речи | 1. Связь функций речи и общей и мелкой моторики. 2. Основные группы речевых расстройств 3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха. 4. Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи. | Основная литература: 5, 7 Дополнительная литература:4, 6 | Реконструктивный | 1.Периодизация общего недоразвития речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева). 2.Особенности психической деятельности детей с недоразвитием речи | 1.Формирование навыков работы с информативными источниками. 2. Развитие навыков аналитической работы. | 1.Дать периодизацию общего недоразвития речи. 2. Выписать основные признаки общего недоразвития речи в дошкольном возрасте. 3. Подготовить конспект работы Левина Р.Е., Никашина Г.А. Общее недоразвитие речи |
3.2. Требования к зачёту.
Зачёт проходит в традиционной форме в виде устных ответов студентов на вопросы.
Вопросы к зачету
1. Детская речь как предмет научного исследования.
2. Терминологическая основа курса.
3. Предмет, цель и задачи курса, его место в системе других научных дисциплин.
4. Первые систематические описания описания детской речи.
1. Теория оперантного обуславливания в овладения языком (Б. Скиннер).
2. Теория врожденных знаний (Н. Хомский, Д. Макнил, Д. Слобин).
3 Когнитивная теория усвоения языка.
5. Социально-прогностическое направление в изучении предпосылок усвоения
языка.
6. Концепция Л.С. Выготского о развитии речи как специфической деятельности.
7. Соотношение речи и мышления.
8. Вербальная регуляция поведения человека (АР. Лурия).
9. Проблема генезиса речевой деятельности.
10.Значение как центральная категория онтогенеза речи
11.периодизация речевого развития ребенка.
12.Начальные фазы речевого онтогенеза.
13. Биологические факторы и социальные условия развития речи.
14.Характеристика детского лепета, развитие и изменение лепетных структур.
15. Последовательность освоения звуков речи в онтогенезе.
1б.Первые элементы становления морфологии, появление морфологически значимых единиц.
17.Словообразование в детской речи.
18.Развитие синтаксических механизмов речи.
19.Этапы развития связной речи, изменение форм связности в ходе онтогенеза.
20. Усвоение техники ведения диалога и монолога.