Анатомическое строение артикуляционного аппарата

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Ребенка с общим недоразвитием речи

(от 4 до 7 лет)

Второе издание, исправленное и дополненное

Рекомендовано к использованию

в образовательных учреждениях

Комитетом по образованию

Правительства Санкт-Петербурга

_____

(Фамилия, имя ребенка)

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»

ББК 74.3

Р46

Автор-составитель Н. В. Нищева

Научный редактор

канд. пед. наук, зав. кафедрой специальной психологии

и коррекционной педагогики ЛГУ им. Пушкина

И. А. Смирнова

Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

Н. В. Нищева, 2-е изд., испр. и доп., 2006

ISВN 5-89814-227-4 Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2-е изд., испр. и доп., 2006

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка___________________________

Дата рождения, возраст__________________________ Домашний адрес ________________________________

Домашний телефон______________________________ Откуда поступил________________________________

Сведения о родителях:

мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)______________________________

______________

отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)___________________

______________

Национальный язык_____________________________ Двуязычие _____

Решения ПМПК

Решением ПМПК от_____________________ протокол № _____________________________

принят в логопедическую группу на срок___________ Заключение ПМПК______________________________

______________

Дата заполнения речевой карты___________________ Логопед _______

* * *

Решением ПМПК от _______ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом______

на срок________

Ответственный за продление______________________ Члены ПМПК__

______________

* * *

Решением ПМПК от _____________ продлен срок пребывания в логопеди­ческой группе с диагнозом______

на срок________

Ответственный за продление__________________ Члены ПМПК__

* * *

Решением ПМПК от ______________ выпускается из логопедической

группы с (состояние речи) _______________________

в (тип ДОУ, школы)_____________________________

Ответственный за выпуск____________________ Члены ПМПК__

______________

Общий анамнез

Неблагоприятные факторы развития _______________

________________________

Перенесенные заболевания:

до года _______

____________________________

после года_____

__________________________

ушибы, травмы головы______________________________

_________________

судороги при высокой температуре________________

______________

Раннее развитие

Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.) ______________

Сидит с (в норме: с 6 мес.) _______________________

Ползает с (в норме: с 6—7 мес.)___________________ Стоит с (в норме: с 10—11 мес.)___________________ Ходит с (в норме: с 11—12 мес.) __________________ Узнает близких с (в норме: с 2,5—3 мес.)___________ Первые зубы появились в (в норме: в 6—8 мес.)_____ Количество зубов к году (в норме: 8 зубов) _________

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)

Педиатр _______

______________

Невролог____________________

Психоневролог_______________

Оториноларинголог_____________________________

______________

Офтальмолог_________________

Хирург________

______________

Ортопед_______

______________

Речевой анамнез

Гуление в (в норме: с 2-х мес.)____________________ Лепет в (в норме: с 4—6 мес.) ____________________

Первые слова (в норме: около года) ________________ Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет)_________ Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине________________________________

____________________________

Использование жестов (замена речи, дополнение речи)_______________________________

______________

Отношение членов семьи к речевому дефекту_______

______________

Занимались ли с логопедом_______________________

______________

Результаты занятий с логопедом___________________

______________

Исследование поведения и эмоциональной сферы

1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избира­тельно, проявляет негативизм) ___________________________

____________________________

2. Адекватность эмоциональных реакций___________

____________________________

3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмо­циональная стабильность) __

____________________________

Исследование неречевых психических функций

Исследование слухового восприятия

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) _______________________________

____________________________

Определение направления звука________________

______________

Восприятие и воспроизведение ритма______________

__________

С 4 лет с 5 лет с 6 лет

_ _ . . _______ _ _ . . _ ______ _ _ . . _ _ ______

_ . . _ _______ _ . . _ _ ______ . . _ _ _ _ ______

. . _ _ _______ _ _ . . . _______ _ . . . _ _ ______

Исследование зрительного восприятия

Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам — соответствующие по цвету шарфики): _____________

4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) _______________________

____________________________

5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, бе­лый, розовый, черный) __

________________________

6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фио­летовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный) __________

____________________________

Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)

4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)______________________________

__________________________

5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)_________________

____________________________

6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, много­угольник, шар, куб, цилиндр) _

__________________________

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

Ориентировка в пространстве:

4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впере­ди, сзади)_

________________________

5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впере­ди, сзади, слева, справа) ___

____________________________

6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впере­ди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)__

________

Ориентировка в схеме собственного тела:

4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)______________

________________________

5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)__________________

_________________________

6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо)______________

________________________

Складывание картинок из частей:

4 года (2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)____________________

__________________________

5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)________ ________________________

6 лет (6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы) __

__________________________

Складывание фигур из палочек по образцу:

4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)____ _________________________

5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи па­лочек)__________ ____________________________

Складывание фигур из палочек по памяти:

6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесен­ка» из семи палочек) _

___________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _________

__________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двой­ной ряд зубов)__ ________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, пере­крестный)____

______________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укорочен­ное, субмукозная щель) ________________________________

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленько­го язычка) __________________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» гипертрофия корня языка) ____

__________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ___________________________

________________________

Наши рекомендации