Конспектирование работ по отдельным темам курса
Дидактика
(учебное пособие для студентов
Факультета начального образования)
Санкт – Петербург
Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена
Вергелес Г.И. Конева В.С.
Дидактика
(учебное пособие для студентов
Факультета начального образования)
Санкт – Петербург
Издательство РГПУ им. А.И. Герцена
Печатается по решению кафедры педагогики и психологии начального обучения и РИСа РГПУ им. А.И. Герцена
Рецензент: Н.Н. Лобанова, канд. психол. наук, ст. научн. сотр., зав. отделения учебно-методического центра комитета образования администрации Санкт – Петербурга.
Учебное пособие содержит материал, позволяющий организовать самостоятельную работу студентов заочного отделения в процессе изучения одного из разделов курса «Теоретическая педагогика» - курса «Дидактика». Пособие включает тематическое содержание курса, основную и дополнительную литературу, указания как работать с литературными источниками, тексты психолого-педагогических работ по каждой из тем, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля, критерии оценки знаний и умений студентов по данному курсу.
©Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005
Введение
Возникновение и функционирование системы непрерывного образования повышает требования к учительским кадрам, ставит перед ними новые более сложные задачи, связанные с подготовкой подрастающего поколения к жизни в информационном обществе XXI века.
Создание в современных условиях больших, чем это было прежде, возможностей для проявления творчества учителя, связано с предъявлением достаточно высоких требований к уровню его педагогической подготовки, поскольку творческая деятельность учителя возможна лишь на базе глубокого теоретического осмысления педагогических явлений.
Изучение курса дидактики - одного из разделов курса «Теоретическая педагогика» даст возможность студентам освоить основные дидактические категории, психолого-педагогические особенности построения учебно-воспитательного процесса, поможет сформировать собственные педагогические взгляды, создаст основу для дальнейшего самообразования и совершенствования той реальной педагогической деятельности, в которую будет включен специалист.
Ознакомление студентов с научно-разработанными и нашедшими отражение в педагогической практике системами обучения расширит их представления о возможностях образовательного процесса, позволит увидеть необходимость целостного его построения.
Успешное овладение курсом дидактики
предполагает большую самостоятельную работу студентов, значение которой в последние годы особенно возросло. Это обусловлено, во-первых, тем, что самостоятельная работа студентов наряду
со слушанием лекций является основной, ведущей формой организации учебной работы в вузе. Во-вторых, в настоящее время, когда
объем информации быстро возрастает, умение самостоятельно пополнять знания становится одной из важнейших характеристик
подготовленности специалистов. В-третьих, овладение умением самостоятельно работать, приобретать знания имеет особое значение
для студента педагогического вуза — будущего учителя, так как
лишь овладев данным умением, он сможет успешно формировать
его у учащихся.
Задачей настоящего пособия является оказание помощи студентам при изучении одного из раздела курса «Теоретическая педагогика» - дидактика. Изучение дидактики завершается экзаменом, поэтому в пособие включено описание особенностей построения экзаменационных билетов, критерии оценки знаний студентов по курсу дидактики.
Одни темы курса являются предметом рассмотрения в лекциях и на практических занятиях, другие - только в лекциях, третьи – изучаются самостоятельно. Самостоятельно изучаемые темы обозначены в пособии звездочкой (*)
Самостоятельная работа студентов предполагает конспектирование, составление выписок, библиографических списков, тезисов, подготовку реферативных выступлений, написание рецензий и аннотаций, решение педагогических задач, анализ программ и учебников для начальных классов школы, анализ протоколов уроков, содержащихся в данных методических рекомендаций.
В пособии дается краткое раскрытие содержания каждой темы, включены вопросы по теме, задания, выполнения которых будет способствовать усвоению темы, вопросы для самоконтроля. В приложениях помещены тексты психолого-педагогических работ, изучения которых поможет овладеть содержанием курса, фрагменты уроков, построенных в логике развивающих систем обучения.
Для того, чтобы качество различных видов самостоятельной работы было более высоким, ниже помещены указания к выполнению некоторых из них.
Конспектирование работ по отдельным темам курса
Слово "конспект" латинского происхождения, оно означает
обзор, изложение. В правильно составленном конспекте выделено
самое основное в изучаемом произведении, сосредоточено внимание на наиболее существенном, в кратких четких формулировках
обобщены важнейшие теоретические положения. Хороший конспект можно составить только тогда, когда первоисточник полностью прочитан, а его основное содержание усвоено, когда выявлено
соотношение отдельных частей текста и составлен план изучаемого
произведения. Основные мысли автора конспектируемой работы
должны излагаться не дословно, а своими словами. Это способствует более успешному овладению содержанием текста. При дословном приведении каких-либо положений, следует указывать страницы цитируемого текста.
Внешнее оформление конспекта должно отвечать следующим
требованиям: указать фамилию и инициалы автора цитируемой работы, название работы, ее выходные данные (место издания, издательство, год) указать конспектируемые страницы; текст писать четко, разборчиво, оставляя большие поля, на которые выносятся пункты плана работы.