Семья как субъект и фактор воспитания

ВОПРОСЫ

Государственного итогового экзамена по педагогике, психологии и методике преподавания основ безопасности жизнедеятельности

1. Характеристика современной системы образования в Российской Федерации (на основе Закона РФ «Об образовании», гл. 2-3).

Понятие системы образования. Образовательные программы. Типы образовательных учреждений. Органы управления образованием.

Разграничение компетенции и ответственности в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование в области образования. Система управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях.

Национальная доктрина образования Российской Федерации: основные цели и задачи образования, ожидаемые результаты реализации доктрины образования.

Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет и функции педагогики. Методология педагогики и методы педагогических исследований.

Педагогика как наука об образовании, человеке и обществе. Структура педагогической науки. Взаимодействие педагогики с другими науками. Объект педагогики: воспитательный процесс. Предмет педагогики: теории, системы и технологии воспитательного процесса. Функции педагогики: аналитическая, прогностическая, проективно-конструктивная.

Объект, предмет и задачи научно-педагогического исследования. Классификация педагогических исследований. Методология педагогики. Сферы реализации методологии педагогики. Методологические принципы научно-педагогического исследования. Методы научно-педагогического исследования: общенаучные и конкретно-научные. Структура и логика научно-педагогического исследования.

Факторы развития и формирования личности: общая характеристика.

Общие понятия личности. Определение и содержание понятия «личность» и «индивидуальность». Структура личности: направленность, способности, темперамент, характер.

Понятие «развитие личности». Основные направления развития личности: биологическое и социальное развитие. Внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия как источники развития личности.

Понятие о факторе как движущей силе развития личности. Факторы развития личности: внутренние (наследственность и собственная активность личности), внешние (среда и воспитание).

Биологическая, социальная и биосоциальная концепция развития личности.

Основные закономерности психофизического и духовного развития личности.

Роль деятельности в развитии и формировании личности. Характеристика основных видов деятельности школьников Структура деятельности и условия эффективности ее осуществления.

Понятие деятельности. Основные виды деятельности у человека, отличие от деятельности животных. Структура деятельности, характеристика ее составляющих. Умение, навыки, привычки. Понятие ведущего вида деятельности (по А.Н. Леонтьеву), его изменения в зависимости от возраста. Характеристики учебной деятельности и ее компонентов (по Д.Б. Эльконину). Коммуникативная деятельность: ее особенности, значение и функции.

Педагогические требования к организации деятельности школьников: определение четкой цели предстоящей работы, общественно-полезная направленность деятельности, коллективный характер труда, разнообразие видов деятельности, посильность и доступность и т.д.

Общение как фактор социализации личности: функции, виды, структура общения. Условия эффективности педагогического общения.

Роль общения в развитии личности. Структура общения. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. Типы взаимодействий в общении. Понятие обратной связи и механизмы ее осуществления. Виды и стили педагогического общения. Коммуникативные барьеры в общении.

Воспитание как фактор социализации личности. Цели и задачи воспитания. Цели и задачи воспитания на различных этапах развития человеческого общества.

Сущность воспитания. Роль и место воспитания в развитии человека и социализации личности. Понятие цели воспитания. Понятие «задача воспитания». Взаимосвязь целей и задач воспитания. Движущие силы, закономерности и принципы воспитательного процесса. Структура и логика процесса воспитания. Эволюция целей и задач воспитания в истории развития педагогической мысли.

Коллектив как фактор социализации личности. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива, основные условия его развития.

Понятие коллектива, историческое развитие представлений о коллективе. Роль коллектива в развитии и социализации личности. Социально-педагогические функции коллектива. Типология коллективов. Становление теории коллектива. Основные этапы и признаки развития коллектива. Основные принципы работы педагога с ученическим коллективом.

Семья как субъект и фактор воспитания.

Функции семьи (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, нравственно-психологического обеспечения, коммуникативная, рекреативная) и ее воспитательный потенциал. Задачи семейного воспитания в современных условиях. Основные факторы формирующего влияния семьи. Типы семей, семейных отношений, позиции ребенка в семье. Подходы к процессу семейного воспитания (авторитарный, либеральный, демократический).

Основное содержание и формы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей (родительские собрания, дни открытых дверей, научно-практические конференции, консультации, лектории, педагогические поручения, посещение семьи школьника, привлечение родителей к доступным формам внеклассной воспитательной работы).

Наши рекомендации