Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.)
Воспитание и обучение Киевской Руси X-XIII вв. характеризуется смешением языческих и христианских традиций. Первые шаги книжного обучения предприняты болгарами, оказавшимися в Киеве в результате завоевания Болгарии Византией. Значительное влияние на культуру и содержание обучения на Руси оказала Византия. Это объясняется происхождением христианства в Киевской Руси из Византии. В качестве учебных книг использовались византийские, например, учения Иоанна Златоуста (344-407). Зарождение образования в Киевской Руси предопределилось появлением городов и государственных институтов. Обучение содержало преимущественно религиозные направления. Главный способ воспитания - подражание отцу, в чем отражается патриархально-родовой характер отношений в обществе. Подтверждение этому можно найти в труде "Поучение Владимира Мономаха детям" (1096).
В X-XI вв. письменность проникла во все слои населения. Уровень образованности в Киевской Руси был примерно таким же как и в Западной Европе того же периода. О высоком уровне образования Киевской Руси свидетельствует большое количество рукописей, составляющее примерно 140 тысяч книг. Содержание книжных произведений позволяет судить о высокой нравственности русского народа.
Элементарное образование дети получали в семье, на которую возлагалась так же воспитательная функция. Дети из наиболее состоятельных семей обучались специально приглашенными учителями-священниками. Церковь осуществляла контроль семейного воспитания. Позже начальное обучение производили так называемые мастера грамоты, обучавшие детей всех сословий. Оно содержало основы грамотности и арифметики.
Школы в Киевской Руси появились при церквях, где ощущался недостаток грамотных священнослужителей. Первая такая "школа учения книжного" открылась в Киеве в 988 г. при князе Владимире Святославиче. С этого момента развитие книжного обучения шло быстрыми темпами, несмотря на негативное отношение к нему широких масс населения, привыкших к традиционному семейному обучению. Первая школа, открытая князем Владимиром была уже учебным заведением повышенного типа, так как предполагала владение учениками элементарной грамотой. Князья и княгини - потомки Владимира - продолжали его дело, открывая новые церкви и школы при них. В 1089 году было открыто даже женское училище, где девушки учились грамоте, пению и различным ремеслам. В школах обучали изготовлению книг, переписыванию, иллюстрированию и переплету.
Изначально школы возникали в крупных городах - Киеве и Новгороде, позже в Суздале, Переяславле, Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимире и др. обучение было платным. Учиться могли только дети высших сословий.
Образование в Русском государстве XIV-XVI вв. находилась в сильном упадке. Это объясняется постоянными оборонительными войнами от набегов монголо-татар. По этой же причине Русь оказалась в культурной изоляции, что тоже отрицательно сказывалось на развитии славянской культуры. Значительное влияние монголо-татарское иго оказало на идеологию русского народа. В частности возникли элементы жестокости, насилия, человека стали воспринимать как низшее существо. В дальнейшем в Москве проводилась активная политика по искоренению таких взглядов.
Единственными местами, где книги и образование еще существовали, были монастыри. Они были освобождены от уплаты повинностей и дани Орде, поэтому имели относительную независимость и имели возможность осуществлять разного рода культурную деятельность. В том числе и в области образования. В XIV-XV вв. еретики - стригольники предпринимали попытки возродить школы учения книжного в Новгороде и Пскове, однако официальная церковь наложила запрет на подобные действия.
Педагогическая деятельность Русского государства выражалась, прежде всего, в особом отношении к воспитанию нового поколения. Детей учили быть честными, справедливыми, трудолюбивыми, бережно относиться к труду своему и чужому, воспитывали в детях доброту и заботу о ближних. Однако методы воспитания были суровыми: часто и повсеместно применялись физические наказания, всевозможные лишения, особое внимание уделялось поддержанию строгой дисциплины. Одним из направлений воспитания стал патриотизм, что объясняется многолетней борьбой русского народа за независимость от монголо-татар.
До конца XVI в. преобладало семейное воспитание, иногда с привлечением наставников, которыми были приходские священники и книжники-монахи. Такое воспитание не замыкалось в рамках национального. Педагогические деятели того времени, Иван Федоров, Федор Ртищев, Епифаний Славинецкий и др. активно интересовались и осваивали опыт образования Византии и Западной Европы. Общий уровень образования Московской Руси был низким, многие наставники были полуграотными, хотя являлись самой образованной частью населения. Образование западноевропейского образца отрицалось официальными властями из-за боязни проникновения католицизма посредством образовательной системы в Русское государство. Однако с включением Московского государства в политическую и экономическую жизнь Европы в XVI веке возникла острая потребность в европейски грамотных людях. Дипломатическим языком того времени был латинский, который резко отрицался православной церковью. Все же попытки внедрения системы образования западного образца периодически производились, в том числе русскими царями Иваном Грозным (1530-1584) и Борисом Годуновым (около 1552-1605).
В конце XVI века в Москве открылась первая западноевропейская школа при лютеранской церкви немецкой слободы. В ней обучались дети высших сословий. Примерно в это же время открываются школы грамоты при монастырях и в домах духовенства. Обучаться в них могли только мальчики. Источниками обучения были рукописные книги, позже появились печатные книги - азбуки. К концу XVI в. обучение становится доступно не только знати и духовенству, но и наиболее состоятельным городским семьям.
В XVII веке общество начинает осознавать свою безграмотность и ничтожный уровень образованности высших социальных слоев. Приходит понимание того, что необходимо прибегнуть к помощи западных педагогов для поднятия уровня образования в государстве. Таким образом, во второй половине XVII в. определилось четыре педагогических направления: "латинофильский", византийско-русский, славяно-греко-латинский, старообрядческо-начетнический.
Симеон Полоцкий - сторонник и двигатель "латинофильского" подхода к обучению и воспитанию - считал полноценным обучение, производимое на латинском, греческом и родном языках.
Аввакум -основатель старообрядческо-начетнического направления, наоборот, осуждал изучение латинского и греческого языков, а так же отвергал приоритет мирских наук в образовании.
Епифаний Славинецкий (византийско-русская педагогика) стремился к объединению этих двух совершенно противоположных взглядов, подчеркивая важность и того и другого.
Во второй половине XVII в. появляются учебные заведения повышенного типа, программа которых значительно приближена к западноевропейской. Латинский и греческие языки начинают изучать во многих семьях. Первым начал обучать детей латинскому языку в рамках семейного воспитания царь Алексей Михайлович (1629-1676). Латинский язык был присущ в основном светскому населению, греческий изучало духовенство.
Начинают открываться частные школы с Греко-латинским образованием. Одной из первых таких школ была школа при Чудовом монастыре в Москве, открытая Арсением Греком в 1649 году. Немецкая школа практиковала бесплатное обучение и независимость от сословия учеников. Ф. М. Ртищев открыл училище при Андреевском монастыре, руководителем которого стал Епифаний Славинецкий, а саам Ртищев стал учеником этой школы. Симеон Полоцкий основал школу при Спасском монастыре.
Первая гос. школа повыш. образования была основана в Москве в 1681 г. по инициативе Федора Алексеевича. Называлась она Типографское училище. Школа явилась ареной споров сторонников лат. и греч. языков. Первые считали необх. изучение латыни, как способ приобщения к западноевроп. образованности и культуре. Сторонники изучения греч. языка считали латынь транслятором ерет. знаний, противор. православию. Альтернативой Типографского училища стала школа Богоявленского монастыря, открытая братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Здесь изучали греческий, латинский и итальянский языки. В 1687 г. школа братьев Лихудов преобразовалась в Славяно-греко-латинскую академию и разместилась в спец. отстр. здании. В то время в ней насчитывалось около 80 учеников. В академии изучали грамматику, риторику, логику, физику, диалектику, философию, богословие, юриспруденцию, греч. язык и другие светские науки. Академия содержала подгот. класс и 8 учебных. Обучение длилось 15-20 лет. В период процветания академии были созданы учебники по разным предметам на греч. и лат. языках. После отстранения братьев Лихудов от дел академии в результате интриг противников латино-греч. образования, преподавание латыни временно прекратилось. Академия была единств. учебным заведением повыш. образования, она оказала знач. влияние на распространение западноевроп. культуры в Русском государстве. Однако изучение светских наук постепенно сводилось к минимуму, предпочтение зачастую отдавалось схоластике, давно отв. в Европе.
В целом на рубеже XVII-XVIII вв. появилась тенденция к развитию образования по зап. образцу и возникновению новых учебных заведений.